Игры на вызывание речи у неговорящих детей: упражнения и задания
картотека по коррекционной педагогике
Родителям стоит забеспокоиться, если ребенок не начал разговаривать в 2-3 года. Однако паниковать не нужно. Часто взрослым просто не хватает времени на дополнительные упражнения и обучение малыша, что очень влияет на темп его развития. Существуют различные игры для запуска речи у неговорящих детей, которые родители могут использовать дома, чтобы ребенок быстрее заговорил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_rebenku_chtob_on_zagovoril.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно ребенку, чтобы начать говорить
Любой здоровый ребенок рано или поздно научится разговаривать. Но если ему самостоятельно пришлось осваивать речь, навык будет развиваться медленно. На протяжении первых двух лет родители должны помогать малышу, заниматься с ним при помощи специальных упражнений и игр. Для того чтобы ребенок своевременно начал разговаривать, необходимо:
- Обеспечить содержательное общение. Например, обсуждать недавнюю прогулку в парке или новую игрушку в коллекции.
- Разговаривать с ребенком «по делу». Бессмысленная болтовня развитию вряд ли поможет. Лучше всего заводить темы о совместно проведенном времени, например, об увлекательной игре в куклы.
- Вынуждать ребенка проговаривать название предмета, чтобы получить его. В противном случае он поймет, что просьбы выполняют, даже когда ему достаточно просто показать пальцем и промычать что-то невнятное. Для предотвращения развития такой привычки ожидайте произнесенного малышом названия.
- Обеспечить доверительные отношения. Если ребенок не будет нуждаться в общении с родителями, то и говорить вряд ли научится. Следует соблюдать такую обстановку в семье, чтобы он сам стремился обсудить что-то с мамой или папой.
Этапы возникновения речи
Малыш не может в один момент научиться разговаривать. Этот процесс происходит пошагово. Рассмотрим этапы возникновения речи:
- Узнавание конкретного предмета и желание его получить. Если ребенок увидел игрушку или лакомство, которое хочет взять, то старается всеми способами привлечь внимание взрослого звуками или истериками. Поначалу так и должно быть, но вскоре он поймет, что нужно напрямую попросить помощи.
- Полноценные названия вещей. Если ваш малыш перешел от классических «улюлюканий» до полного произношения какого-либо предмета, это является одной из ступеней вызова речи. Чтобы развить данный навык, необходимо перестать реагировать на просьбы достать что-то по одним лишь жестам.
- Осознание звуков. Когда ребенок, смотря на взрослого при разговоре, начинает следить за его губами, то он пытается разобраться в произношении букв и слов. Поэтому нужно четче проговаривать каждый звук при общении.
Игры и задания в помощь малышам
Обучение – это долгий и сложный процесс, которые проходит легче, если навык прививается в игровой форме. В данных техниках используются игрушки и картинки для запуска речи. Выполнив поставленное задание, ребенок будет радоваться своей победе, что станет мотивировать его на дальнейшее обучение.
Занятия для развития речи до года
В раннем возрасте главное – заинтересовать ребенка. Это легко можно сделать с помощью игровых и сказочных техник. Все они направлены на то, чтобы спровоцировать речевую реакцию малыша, например, попытки повторить звуки или договорить слова.
«Вынимаем из ведра»
Основная идея игры – показать, как доставать из ведра различные предметы и перекладывать их в другое место. Можно показать ребенку, как вы вынимаете из коробки шарик, и с характерными звуками – «сюда», «вот так» переложить на стол. Это побудит его повторить за взрослым, имитируя сказанные им короткие фразы.
«Прятки»
Ребенка следует поставить перед зеркалом и завязать глаза. Например, если его зовут Миша, произнесите: «Где Миша?», а после снимите повязку с головы малыша и скажите: «А вот где Миша». Примерно по такому же принципу можно работать на опознание предметов. Положите игрушку на не самое видное место и попросите ребенка найти её. Он должен зацепиться за вещь хотя бы глазами.
«Игрушка и картинка»
Развивает опознание предметов. Покажите малышу нарисованный лимон, а после попросите найти цитрусовый фрукт среди разложенных перед ним предметов. В идеале ребенок должен показать на загаданный предмет, но допускается и просто зрительный контакт. В этом случае можно одобрить его выбор, сказав, что он определил правильно.
Специальные упражнения для запуска речи у детей при помощи звуков
Возьмите руки малыша в свои и широко разведите, проговаривая: «У медведя дом большой, ой-ой-ой!», после чего сведите их вместе со словами: «А у зайца маленький, ай-ай-ай!». По подобной технике можно выдумывать любую развивающую игру. Главное, чтобы слова подкреплялись действиями и различными звуками.
Упражнения для малышей 1-2 лет
После достижения ребенком 1 года нужно еще больше внимания уделять его развитию. С этого возраста необходимо подходить к обучению комплексно. Оно должно включать в себя игры, артикуляционные тренировки и дыхательную гимнастику.
«Стоматолог»
Попросите малыша широко открыть рот, а после – закрыть. Будет лучше, если при этом он попытается издавать звуки. Рекомендуется повторять по несколько раз.
«Трубочка»
На своем примере покажите ребенку, как следует делать. Широко улыбнитесь, после чего вытяните губы в трубочку. Рекомендуется повторять несколько раз.
«Ромашка»
Для этой игры можно придумать растение, что также поможет развить воображение, или взять настоящее. Наклонившись к цветку и глубоко вдохнув воздух, вытянитесь вверх и поднимите руки, произнеся: «Вырасти большой». После чего плавно опустите руки, сопровождая каким-нибудь звуком.
«Насекомое»
Сделайте вид, что поймали в руки, например, муху. Поднесите кулак с насекомым к голове ребенка, имитируя звук крыльев, то есть жужжа. Вовлеките его в этот процесс, предлагая тоже поймать кого-нибудь.
«Снег»
Проговорите небольшой стишок, сопровождая его действиями. Побудите ребенка повторять за вами. Перебирайте пальчиками сверху вниз, имитируя падение снега со словами: «Как на горке снег-снег и под горкой снег-снег». Далее сложите ладони вместе и подложите под щеку: «А под снегом спит медведь». Пригрозив пальцем, скажите: «Тише, тише, не шуметь».
«Санки»
Посадите куклу на расстеленный платок, после чего начинайте тянуть за его концы. Лучше будет, если ребенок вовлечется в это действие. Проговорите: «Машенька-Маша, куколка наша! В саночки садилась, с горки покатилась. Ух!». Повторяйте до тех пор, пока малыш не захочет воссоздать именно последний протяжный звук.
«Машина»
Если у вас нет игрушечной машины необходимого размера, можете сыграть на воображении. Сымитируйте, как крутите руками руль автомобиля, произнося различные звуки, вроде: «Би-бип», «Вж-ж-ж» и «Вру-ум». Можно также вжиться в эту игру, увеличивая количество произносимых звуков и фраз.
«Животные»
Показывая ребенку игрушки разных животных, нужно дать ему понять, как звучат эти звери и как за ними повторить. Делайте это самостоятельно, до тех пор, пока малыш не заинтересуется.
Игры для детей 2-3 лет
Игровые техники для детей этого возраста мало чем отличаются от тех, что описаны в предыдущем разделе. Но родителям важно принимать в них активное участие и поддерживать интерес ребенка.
«Заяц»
Поднимайте верхнюю губу, оголяя зубы.
«Белка»
Сомкните губы и по очереди упирайтесь языком в обе щеки, имитируя запас орехов за ними.
«Лошадь»
Цокайте языком с различной скоростью и громкостью.
«Юла»
Совершайте круговые движения языком поверх губ.
«Птицы»
Попросите ребенка повторять за вами. Начинайте бегать по комнате, имитируя поведение птиц. Машите руками вверх-вниз, клюйте зерна и чирикайте. Чем больше звуков – тем лучше.
«Действия»
Обучая малыша по картинкам, попросите его сформулировать определенную команду для игрушек. Например, чтобы мишка пошел кушать или погулял. Практикуйте это чаще.
«Семья»
Проведите ребенка по рисунку или фотографии вашей семьи, попросив показать, кто где находится, и назвать имена.
«Сказка»
Вечером, рассказывая сказку, попросите ребенка «вспомнить» фрагменты истории, которую он уже слышал не один раз.
Упражнения и занятия для 3-4 лет
К этому возрасту ребенок должен уже уметь произносить многие слова, имитировать звуки. Но необходимо расширять его словарный запас, помогать четко выговаривать фразы. Для этого нужно использовать специальные упражнения.
«Что пропало?»
Популярная и достаточно простая в реализации игра для детей. Разложите перед ребенком повседневные вещи. Это может быть как посуда, так и еда или игрушки. Закрыв малышу глаза, уберите из ряда один предмет, после чего попросите определить, что пропало.
«Вопрос-ответ»
Прогуливаясь с ребенком, не теряйте время зря. Эти часы отлично подойдут для того, чтобы провести логическую игру. К примеру, начните цепочку из «твердых» предметов, перечислив какие-то вещи, а малышу предложите продолжить – камень, дерево, машина, ручка. Для упражнения допустимо использовать любые признаки: от цвета до вкусовых качеств, всё зависит от степени развития вашего ребенка. Повышение сложности приветствуется.
«Угадай кто»
Загадайте любой предмет или живое существо и называйте основные его признаки. Например, кошка – пушистая, небольшая, с мягкими лапками и хвостом. Поначалу не давайте сложные задания, но со временем нагрузку лучше увеличивать, чтобы был заметен прогресс.
Общение
Классический и незаменимый способ вызывания детской речи. Разговоры на разные темы проходят внутри семьи, среди друзей и знакомых. Такое обучение «на практике» дает хороший эффект, так как ребенок не может угадать, что ему ответит другой человек, поэтому приходится думать и подстраиваться.
Специальная тренировка с 4 до 5 лет
В этом возрасте необходимо развивать не только речь, но и коммуникативные способности ребенка. Малыш должен сам проявлять стремление к общению, задавать вопросы.
«Звуки»
Расположите перед ребенком любые предметы и позвольте ему внимательно их рассмотреть и запомнить. Попросите отвернуться и начинайте издавать звуки, которые могли бы идти от лежащих вещей. Например, когда там находится игрушечная корова, произнесите: «Му-у», а если инструмент – сымитируйте его звучание.
«Настроения»
Сядьте с ребенком друг напротив друга и по очереди изображайте различные настроения: радость, грусть, злость и т.д. Демонстрация должна сопровождаться мимикой и звуками в легком уровне игры, а для более сложного ограничьтесь одной лишь мимикой.
«Корова»
Попросите ребенка повторять за вами. Сделайте глубокий вдох и на выдохе протяжно произнесите звуки, издаваемые коровой. Увеличивайте тембр, громкость и глубину, тренируя с малышом управление собственным голосом.
«Кто дольше»
Эту игру лучше проводить среди нескольких ребят. Посадите их рядом и попросите сделать глубокий вдох. На выходе они должны произносить протяжные слоги, состоящие из букв «м», «н» и всех гласных. Тот, кто продержался дольше всех, победил.
«Повторение»
Произносите в определенной последовательности слоги или слова – в зависимости от степени развития малыша, и попросите ребенка повторить их точно так же. Начать стоит с нескольких сочетаний, но по мере привыкания к этой игре необходимо увеличивать нагрузку.
«Запутанные слоги»
Выбирая обычные, повседневные слова, запутайте в них слоги так, чтобы они звучали совсем по-другому. Задача ребенка – вернуть слово в изначальное, правильное положение.
«Путаница»
Называйте малышу предложения, содержащие какое-либо действие, но поменяйте его до абсурдности. Например, «Игрушка купила Лену», «Кристина пошел гулять». Ребенок должен понять и исправить ошибку. Но не торопите его, дайте время подумать.
«Незаконченные предложения»
Загадайте предложение, указывающее на что-то, но уберите оттуда одно слово. Например: «На деревьях растут…», «Корова ест…». Ребенок должен понять, какое слово пропущено, и подобрать подходящее по смыслу. В начале тренировок можно показывать ему специальные картинки с предметами.
Когда нужна помощь специалиста
У всех детей развитие происходит по-разному. Одни обучаются быстрее, другие − дольше, а некоторые и вовсе не могут составить предложение до 4-5 лет. Но когда же стоит бить тревогу? Следует обратиться за помощью, если ваш ребенок:
- до 1 года не реагирует на эмоции и мимику родственников;
- до 1,5 лет не понимает обращенную к нему речь;
- в 2 года не может произнести простейшие слова и не понимает элементарных просьб ¬– подать предмет, присесть и т.д.;
- до 2 лет испытывает трудности с приемом пищи – давится или сложно пережевывает еду;
- в 3 года имеет ограниченный словарный запас ¬– менее 20 слов;
- до 3 лет не может указать на предметы по их названиям;
- в 4 года неспособен составить фразовый конструктор, путается во временах;
- до 4 лет повторяет только услышанные по телевизору фразы, но не строит самостоятельные предложения.
Это основные признаки серьезных отклонений в развитии речи у детей. Если вы заметили хоть один из перечисленных симптомов, не затягивайте с посещением специалиста. Он проведет диагностику и назначит корректирующую терапию, которая сработает лучше, если применить как можно раньше.
В Клинике La Salute принимают нейропсихологи Антонова Стелла Леонидовна и Тищенко Татьяна Дмитриевна со стажем работы более 15 лет. Специалисты поможет выяснить причину задержки речи, подберет методы коррекции развития, подскажет родителям, какие меры можно предпринять самостоятельно.
Как действовать родителям
Для стимуляции развития речи у ребенка родители могут использовать специальные игры и задания для неговорящих детей. Важно постоянно общаться с малышом, помогать ему проговаривать слова.
Но если симптомы отличаются от небольшой задержки в развитии, и вас беспокоит то, что ребенок молчит или мало разговаривает, не откладывайте визит к специалисту. Посетите нашу клинику La Salute, где вашему ребенку поставят правильный диагноз, порекомендуют способы коррекции развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей"
Игры и игрушки. используемые для вызывания речи у детей....
Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Пояснительная записка Цель разработки - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей и предложить практические рекомендации, направленные на...
Игрушки и игры в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Игры для вызывания речи у детей...
Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей ст...
Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей ст...
Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у дет...
Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Методическая разработкаИгры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей...