Мастер-класс "Камешки Марблс"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Алена Сергеевна Кондратенко

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования  детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

Сегодня представлю материал, который при правильном и вдумчивом к нему подходе отвечает всем требованиям ФГОС,  и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс.

 Работа с ребенком должна быть  динамичной, эмоционально-приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня  к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов  является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков – Марблс и Кобошоны.

Шарики Марблс – это потомки глиняных шариков, которыми играли  древние люди много тысяч лет назад. Они берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Шарики объединяют в себе  морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью красителей стеклу придают  самые разнообразные  расцветки. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятные на ощупь. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада вас видеть на стажировке в рамках Образовательного тура

Предлагаю вам взять по одному шарику из шкатулки и сделать небольшую разминку

                                Шарик я в руке катаю,

                                Между пальцами верчу.

                                Непременно каждый пальчик

                                Быть послушным научу.

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования  детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

Сегодня представлю материал, который при правильном и вдумчивом к нему подходе отвечает всем требованиям ФГОС,  и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс.

 Работа с ребенком должна быть  динамичной, эмоционально-приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня  к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов  является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков – Марблс и Кобошоны.

Шарики Марблс – это потомки глиняных шариков, которыми играли  древние люди много тысяч лет назад. Они берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Шарики объединяют в себе  морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью красителей стеклу придают  самые разнообразные  расцветки. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятные на ощупь. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Но…нужно обязательно соблюдать ряд рекомендаций. Они есть в памятках, которые вы можете взять и ознакомиться.

Если двумя руками взять  в кулачок камешки и раскрыв их, можно определить визуально. В какой руке больше ( можно и посчитать)

Обеими руками возьмите камешки (ведущая рука захватывает больше)

Возьмите камешек большим и указательным пальцем обеих рук

-А теперь вопрос – где и как можно использовать эти камешки?

Все верно. Этот материал можно использовать  во всех образовательных областях.

Свою работу я начала с того что мы с детьми ознакомились с техникой безопасности: камушки нельзя брать в рот, их нельзя бросать С детьми старшего дошкольного возраста в совместной деятельности рассматривали шарики, держали в руках, прокатывали в ладонях, закрепляли цвета, экспериментировали: определяли какие из них тяжелые, а какие легкие

Даже простое перебирание камушков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.

С целью формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, ребятам я обычно предлагаю игру «Мозаика» из марблс, где им нужно выложить узор по образцу с обязательным использованием шаблонов к заданию и словесным обозначением цвета, формы и величины камушка.

С этой же целью я предлагаю выкладывать камешки в определенной последовательности: например, разложить их по размеру от маленького к большому или наоборот, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Далее ребенок сам должен придумать свой «узор» и продолжить ряд.

Д/и. Золушка.

А). Разбери по цвету.

Б). Разбери по форме.

В). Разбери по размеру.

Д/и "Змейка", Д/и "Графический диктант", Д/и "Выложи по контуру", Д/и «Числовые домики» и т.д.

Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, геометрические фигуры.

Вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

Игры:  Лабиринты,  Крестики-нолики, Мозаика, Поставь камешек на место, Гирлянда, Четвертый лишний и т.д.

С целью формирования у детей элементарных представлений о счете и цифрах, я предлагаю выкладывать из камешков цифры по образцу, называя их в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число (соседей цифры). Также можно предложить выложить определенное количество камней и соотнести его с цифрой, посчитать камешки, используя порядковый и количественный счет, составлять, выкладывать условие и решать математические «примеры» и задачи. С помощью марблс я часто провожу с детьми математический диктант (например, выложи два красных камешка, затем один синий, три зеленых и т.д.) Также я их использую для формирования умения ориентироваться на листе бумаги (например, в правый верхний угол положи красный камень, в центр – оранжевый и т.д.)

Работа с камнями без образца. Предлагаю испытать свои возможности, проявить творчество, включить воображение. Игра «Разноцветные заплатки», Игра «Продолжи ряд» , Игра «Корректурная проба» Игра «Раздели на группы» и т.д.

В речевом развитии я использую камешки «Марблс» при изучении лексических тем (предлагаю выложить из камешков различные предметы по теме периода). Также с помощью марблс провожу с детьми игру «Сочинялки». Инструкция. Нужно выложить камешки в произвольном порядке и составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.

В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте камешки марблс я использую в качестве фишек (зеленые камушки – это согласные мягкие звуки, синие камушки – это согласные твердые, красные – гласные звуки)

На этих же занятиях, но уже в подготовительной группе камушки можно использовать с целью знакомства детей с буквами.

Сказки - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка. Сочинение сказок, рассказов, историй совместно с детьми является одним из приемов развития связной речи дошкольников.

Использование картинок-шаблонов и мини-сказок к ним обогащает  представления  об окружающей действительности и словарный запас дошкольников (дети слушают мини-сказку, выкладывают камешки на картинку-шаблон, чтобы помочь сказочным персонажам, дополняют сказочный сюжет, пересказывают его, пытаются самостоятельно сочинять сказку или рассказ по предложенной картинке). Младшим дошкольникам демонстрирую картинку, по которой рассказываю мини-сказку, затем предлагаю помочь сказочному персонажу и заполнить картинку-шаблон камешками определенного цвета, размера. Со старшими дошкольниками можно совместно придумывать сказочный сюжет по картинкам-шаблонам. Картинки - шаблоны к камешкам Марблс в интернете легко подобрать ко многим темам недели.

В художественно-эстетическом развитии камешки марблс я использую следующим образом: дети выкладывают различные предметы окружающего мира (цветы, животных и т.д.) по контуру, по схемам, по представлению (детям предлагается запомнить узор и выложить его по памяти), либо ребенку предлагаю самому придумать узор. Это способствует развитию зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения.

Сенсорная коробка с  камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры «Найди сокровище, клад, игрушку» и т.д.

Использование в релаксации, пальчиковой гимнастике, массаже и др.

Инструкция.

Закройте глаза, опустите руку в емкость, возьмите один камешек своего настроения в ладони, согрейте его, покатайте между ладонями, постукайте пальчиком по камешку, подышите на него, согрейте его своим дыханием, перебрасывайте из рук в руки как «уголек», отдайте часть своего тепла и ласки.

С давних времен камень считался оберегом или амулетом. Часто люди привозят из памятных мест свой камешек. Для кого-то это символ счастья. Эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Я тоже в это верю. Поэтому хочу через камешек поделиться  с вами положительными эмоциями и энергией.

Передаем камешек по кругу.

Игры с камешками можно придумывать бесконечно, можно сделать самим, можно приобрести в магазине, можно разнообразить старые пособия. Творчество существует везде, где человек фантазирует и создает что-то новое.

Желаю вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".

Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камешков «Марблс»

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камешков «Марблс» в коррекционно-развивающей работе  с детьми дошкольного возраста...

Использование камушков Марблс в коррекции развития речи

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения,  мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев р...

«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...

Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?

Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....

Камешки Марблс как нетрадиционный материал в обучении детей. Знакомство родителей с камешками «Марблс»

Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаютс...