Доклад на тему: кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ в рамках региональной конференции «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ» (2021 г.) .
методическая разработка по коррекционной педагогике
Как хорошо вы знаете свой мозг? На что он способен?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zastavit_nash_mozg_rabotat_luchshe.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49"
г. Сатка
Доклад на тему:
«Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в рамках региональной конференции
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ».
Выполнил: воспитатель
Вяткина С.П.
Как хорошо вы знаете свой мозг? На что он способен?
Всем известно, что мозг делиться на два полушария – левое и правое. Каждое полушарие, отвечает за определённый тип мышления.
Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой.
Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
Как заставить наш мозг работать лучше?
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг.
Образовательная Кинезиология, направленна на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. Все наши умения- это часть работы мышц, играющих важную роль в развитии навыков человека. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме ребёнка происходят положительные структурные изменения. Всё это даёт основание считать, что применение кинезиологических упражнений позволяет создать здоровьесберегающую среду и оптимизировать процесс обучения на занятиях.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Что служит залогом гармоничной работы полушарий головного мозга, и в дальнейшем поможет подготовить мозг ребёнка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
У большинства детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительный процесс, внимание, речевое развитие. Таким образом, кинезиологические упражнения являются эффективным методом преодоления трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ.
Цель кинезиологических упражнений – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.
Задачи:
- Оптимизация деятельности мозга.
- Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
- Восстановление работоспособности и продуктивности.
- Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
- Профилактика дислексии и дистрофии.
Кинезиологические упражнения делятся на виды:
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Дыхательные упражнения – нормализуют ритмы организма, развивают самоконтроль и произвольность. Рекомендуется для коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания
«Задуть свечу»
Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
«Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают уровень энергии организма, активируют процесс обучения.
«Восьмерка»
Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.
«Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
Движения тела (основные движения) – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата.
«Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Паровозик».
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
«Колечко»
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
«Бабочка»
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
Речевое сопровождение:
Бабочка-коробочка, улетай под облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
Результаты работы будут эффективны, если соблюдать определённые условия.
Для получения эффективных результатов при использовании кинезиологических упражнений, необходимо учитывать и соблюдать определенные условия:
1) упражнения необходимо проводить ежедневно;
2) детям с раннего возраста следует выполнять пальчиковые игры от простого к сложному;
3) упражнения проводятся утром (в крайнем случае в первой половине дня);
4) продолжительность упражнений 10 – 15 минут;
5) упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;
6) от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
7) упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
8) упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
9) длительность упражнений по одному комплексу составляет две недели;
10) упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии;
11)упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
12)длительность упражнений составляет две недели.
В своей работе с детьми, я использую методическую разработку комплексов упражнений автора Аллы Леонидовны Сиратюк. В соответствии с уже имеющейся литературой и на основании психофизического развития детей в нашей группе я разработала свою картотеку кинезиологических упражнений.
Кроме того на основе кинезиологических упражнений как часть индивидуальных занятий в первую половину дня включается нейродинамическая гимнастика, которая соответствует тематическому планированию.
Это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребёнка к интегрированной работе, а так же позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивость. Использую нейрокарточки на автоматизацию звуков в словах, артикуляционные упражнения с элементами пальчиковой гимнастики, нейропрописи.
Синхронное рисование (зеркальное рисование). Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Упражнения с предметами (массажный мяч, эспандер, счётные палочки, носовой платок, прищепки, звоночки, массажный коврик)
«Комканье платка». Здесь работает зрительно- моторная координация, пробуждение и закрепление элементарного чувства ритма.
«Собери палочки». Упражнение позваляет повысить способность мозга к интегрированной работе.
Для успешной реализации гармоничного развития детей с особенностями в развитии в группе созданы условия. Это специальное современное оборудование: балансировочная доска- лабиринт. Тренажёр увеличивает концентрацию внимания. тренирует вестибулярный аппарат, уменьшается гиперактивность, улучшается память.
Лабиринт для опорно- двигательного аппарата предназначен для развития двигательного навыка, а также развития межполушарного взаимодействия.
Развивающие деревянные трафареты. Вырабатывается мышечная память. Такие навыки помогут при обучении письма в начальной школе.
Подведя итог, можно отметить, что благодаря данной методике у детей с ОВЗ удаётся сбалансировать взаимодействие в связке «тело-мозг». У детей улучшилась динамика крупной и мелкой моторики (например стоя на балансировочной подушке, ребёнок может одновременно читать небольшое стихотворение и выполнять элементы пальчиковой гимнастики). Увеличился объём зрительной и слуховой памяти, улучшились графические навыки. всё это удалось усовершенствовать благодаря кинезиологическим упражнениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...
Эссе «Современные подходы к обучению и воспитанию детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
Эссе о проблемах помощи детям с ОВЗ...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.
Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...
Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»
13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...
Доклад «Новые подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста»
Доклад«Новые подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста» с презентацией...