Эколого-просветительская работа для детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

За последние годы в группаз Доу появилось много дететй с ОВЗ. Предлагаю методические примеры сокращения дистанции между детьми с разным уровнем развити на примере экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

-детский сад «Золотой петушок» с. Бутырки

ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Воспитатель Хлебникова И.А.

Я работаю воспитателем детей старшего возраста в сельском детском саду общей направленности. За последние годы в группах ДОУ стало увеличиваться число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ежегодно в группе появляются дети, у которых или нарушение слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие), или нарушение зрения (слепые, слабовидящие), опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержка психического развития (ЗПР), расстройство аутистического спектра (РАС). В прошлом году в группе был ребенок с интеллектуальными нарушениями. В этом году есть мальчик с тяжелым нарушением речи. Ему 6 лет, он не говорит ни слова, произносит только гласные звуки, похожие на мычание, но при этом у него сохраняется нормальный слух и интеллект.

Изолированному от общества ребенку намного сложнее адаптироваться в обычной жизни. С возрастом он начинает испытывать все больше проблем во взаимодействии с другими людьми, и это неизбежно накладывает свой отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в то же время с обычно развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако не каждый ребенок с ОВЗ может сделать это самостоятельно. Решить эту проблему детям помогаем мы, педагоги. Это выражается в создании психологической, нравственной атмосферы, в которой особенный ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и обретет право на обычное детство.

Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, которые использую в работе с детьми ОВЗ через экологическое воспитание. Работа по воспитанию экологического сознания ведется воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Нельзя привить любовь к природе только по книгам и рисункам. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ощутить запах травы, услышать пение птиц. И в этом активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания, подкармливаем зимующих птиц, наблюдаем, какие птицы остались, какие улетели, чем кормятся зимой. Осенью собираем разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сушим цветы, тем самым, приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить жизнь» растениям.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья потребность соблюдать чистоту.

Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение тематических праздников экологической направленности: «Осенняя пора, очей очарованье», «День птиц», «День Земли».

Своих воспитанников я всегда стараюсь вовлекать в участие в различных экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки о животных, изготавливают поделки из природного материала. Всегда обращаю внимание детей, на то, что для наших поделок не должно пострадать ни одно растение или животное.

Знакомясь с жизнью того или иного растения или животного, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья эмоционально реагирует на происходящие события – удивляется, восхищается, приобретает практический опыт. У него возникает интерес, понимание, любовь, стремление заботиться «о братьях наших меньших», бережно относиться к деревьям, не ломать кусты, не топтать цветы, не разорять птичьи гнёзда, не разрушать муравейники. Он учится беречь и уважать природу, стремится проникнуть за пределы увиденного, узнать новое, неведомое, даже таинственное.

И все же процесс обучения и воспитания в нашем ДОУ ориентируется на средний уровень развития обычного ребенка, а ребенок с ОВЗ не может в полной мере реализовать свой потенциал. Это ставит перед нами, задачу создать наиболее оптимальные условия для воспитанника с особым здоровьем. Сегодня по отношению к детям с ОВЗ мы широко используем личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является «индивидуальный образовательный маршрут». ИОМ –это продуманный и построенный педагогом персональный путь развития личного потенциала каждого ребенка. И, если проводится систематически, дает положительные результаты.

Индивидуальную работу провожу в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна. Ежедневно включаю общую или специальную артикуляционную гимнастику

Для проведения индивидуальной работы подобраны игрушки. Они используются как герои, создающие игровую ситуацию или сюрпризный момент. Они погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце игры они благодарят их за помощь.

Экологические сказки

Цель – развитие детской фантазии.

Решаются речевые задачи:

 пополнять и активизировать словарь детей;

 развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;  развивать мышление, память, воображение.

Например, «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Экологические минутки.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Реклама.

Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. «Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Дидактические игры.

Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.

И пусть результаты моей работы ещё не так различимы, но я считаю, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры моих воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в эколого-просветительском конкурсе-выставке детского художественного творчества «ПЕРВОЦВЕТ» апрель 2017

Главная задача Конкурса-выставки – творчески донести до широкой аудитории принципы охраны раннецветущих растений и объяснить необходимость их защиты; повышение экологической культуры общества; вовлече...

Социальное партнерство "Путешествие в сказочную тайгу" эколого-просветительский проект «Хвоинка» природного парка «Сибирские Увалы»

https://edu-nv.ru/news/25-novosti/1124-puteshestvie-v-skazochnuyu-tajgu27 ноября 2017 года стартовал эколого-просветительский проект «Хвоинка» природного парка «Сибирские Увалы...

Отчет эколого-просветительского проекта «Письма животным»

Отчет эколого-просветительского проекта «Письма животным», проведенного с детьми старшей группы детского сада...

Межрегиональный эколого – просветительский проект «Письма животным» (в подготовительной к школе группе)

Межрегиональный эколого-просветительский проект "Письма животным" (цель, задачи, этапы работы, перспетивный план работы, фотографии) в подготовительной к школе группе...

Эколого-просветительская акция «Покормите птиц зимой»

Задача взрослых –воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели...

Эколого-просветительская программа "Юные исследователи природы"

Программа направлена на экологическое развитие детей...