Муниципальный семинар "Современные инновационные технологии в практической деятельности педагогов ДОУ: выбор, обоснование, опыт", 2024г.
методическая разработка по коррекционной педагогике
04.04.2024г. на базе МАДОУ ЦРР - д/с № 21 "Надежда" г.о. Ступино Московской области прошел муниципальный семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций по теме: "Современные инновационные технологии в практической деятельности педагогов ДОУ: выбор, обоснование, опыт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_igry_s_vodoy_i_peskom.doc | 62.5 КБ |
igry_s_vodoy_i_peskom.pdf | 1.75 МБ |
programmka_k_seminaru_04.04.2024.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр с водой и песком
в коррекционной работе с детьми с ТМНР
Игры с водой являются наиболее естественной, доступной и универсальной формой деятельности, подходящей для детей разного возраста. Такие игры примечательны своей увлекательностью, возможностью освобождения от накопившегося напряжения и отрицательных эмоций. А, еще, неоценимой практической пользой, заключающейся в приобретении жизненного опыта в непринужденной игровой форме, помогающей узнать основные свойства и характеристики воды.
Польза игр с водой для развития детей
Во время игр с водой у детей развивается большое количество значимых навыков. Причем вне зависимости от формы, особенностей и сложности игровых занятий. Вода полезна сама по себе, ведь она успокаивает, расслабляет, неминуемо увлекает всех ребят без исключения. А если к взаимодействию с ней добавить игровые элементы с интересными заданиями, игрушками, оборудованием, то польза от занятий станет неоценимой.
Игры с водой способствуют:
- всестороннему физическому развитию малыша: совершенствованию тактильно-кинестетической чувствительности, моторики пальцев рук, повышению уровня закаливания;
- профилактике простудных заболеваний и запуску оздоровительных процессов;
- концентрации внимания, развитию речи, коммуникабельности, логики;
- стабилизации различных проблем, возникающих в процессе адаптации ребят в начальный период посещения дошкольного учреждения;
- снижению уровня гиперактивности;
- развитию двигательной и зрительной координации, пространственного, креативного, логического мышления;
- знакомству с окружающим миром посредством изучения свойств воды;
- овладению математическими понятиями, навыками сравнения и количественными представлениями путем соотношения и/или подсчета игрушек, природного материала либо других задействованных в игре элементов;
- снятию психического напряжения, коррекции агрессивного поведения.
Игры с водой могут быть ориентированы как на общее развитие, так и на коррекцию психофизического состояния либо совершенствование определенной группы навыков ребят младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Содержание и оборудование для проведения занятий подбираются с учетом конкретных задач и целей, а также возраста, уровня развития воспитанников.
Водные игры, связанные со счетом и сравнением, помогают малышам освоить простейшие навыки сложения-вычитания. А еще, они позволяют познакомиться с понятиями «полный – пустой», «далекий – близкий», «большой – маленький», «тонкий – толстый», «легкий – тяжелый», «грязный – чистый». В случае задействования в играх различных фигур малыши осваивают основы геометрии. Также они учатся составлять из отдельных простых фигур более сложные (например, из квадрата и треугольника можно получить дом). При этом умственное и физическое развитие – лишь одна сторона положительного воздействия на малышей. Достаточно понаблюдать, с каким удовольствием дети плещутся в воде, чтобы понять, насколько им нравится это занятие. Навряд ли найдется ребенок, которого не придется уговаривать покинуть речку, на берегу которой он выстроил целую водно-песочную систему, или оставить так увлекший его рыболовный набор, дарящий восторг от пойманной игрушечной добычи. Подобные эмоции благоприятно воздействуют на психику ребенка, помогая ему успокоиться, сосредоточиться и погасить негативные эмоции. Игры с водой могут быть ориентированы как на общее развитие, так и на коррекцию психофизического состояния либо совершенствование определенной группы навыков ребят младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Содержание и оборудование для проведения занятий подбираются с учетом конкретных задач и целей, а также возраста, уровня развития воспитанников.
Меры предосторожности во время игры с водой
При подготовке к проведению «водных» игр важно обеспечить комфорт и безопасность для детей. Поэтому лучше отдать предпочтение теплой или слегка прохладной жидкости, заранее вооружиться полотенцами либо салфетками, а также не заполнять, слишком объемные емкости, что актуально в случае проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста или ребятами, отстающими в развитии.
Предварительно обязательно проведите с малышами беседу, рассказав им о том, что во время занятий нельзя:
- пить воду;
- обливать друг друга;
- бросаться игрушками;
- разливать жидкость (если только это не предполагает игра).
Во время занятий рекомендуется использовать аудиозаписи природных явлений (шум дождя, капель, водопада или журчание ручейка), спокойную музыку или сказочное сопровождение. Последнее может значительно разнообразить игру, сделав ее наиболее увлекательной, познавательной.
Какие игры будут также полезны для расслабления ребенка:
Игрушки для игр с водой
Чтобы занятия с водой были максимально разнообразными и увлекательными, вам потребуются игрушки. Это могут быть пластиковые, деревянные и/или резиновые предметы.
Подборка простых игр для детей с ограниченными возможностями
Малыши с ограниченными возможностями, а также ребята, отстающие в развитии, зачастую не могут справиться с играми, предназначенными для обычных детей. Поэтому для них следует подбирать максимально простые задания, которые помогают освоить начальные навыки, сформировать базовые представления о свойствах воды.
Вот несколько подходящих упражнений:
«Хлопни ладошкой». Предложите ребятам по очереди ударить ладошкой по воде. Предварительно продемонстрируйте им, как это нужно делать.
«Здравствуй, водичка». Опустите руки малыша в тазик, наполненный теплой водой, и предложите ему пошевелить пальчиками. Затем попросите ребенка поочередно соединить их и «поздороваться» с большим пальцем. Действия следует сопровождать словесно. В завершение рекомендуется выполнить пальчиковую гимнастику.
«Веселые капельки». Предложите детям опустить руки в емкость с водой, затем вынуть их, понаблюдать за тем, как капает «дождик».
«Тепло – холодно». Приготовьте два тазика. Один наполните теплой водичкой, а второй - прохладной. Попросите ребенка п наполненную водой. Предложите малышам понаблюдать за ними. Затем попросите их создать волны. Для разнообразия игры кораблики можно изготовить из цветной бумаги или обычной, но предварительно окрашенной красками вместе с детьми.
«Тонет – не тонет». Поместите в таз различные игрушки. Предложите детям выловить сначала предметы, которые плавают на поверхности, а затем те, что утонули. По аналогии можно попросить ребят достать только круглые элементы или игрушки определенного цвета.
«Достань клад». Попросите ребят достать со дна емкости с водой камешки, ракушки или другой природный материал.
«Фонтанчик». Налейте воду в пластиковый стакан с предварительно проделанными в нем отверстиями. Позвольте малышам понаблюдать, как из них вытекает струя, создавая фонтанчик.
«Налей – вылей». Предложите ребятам переливать жидкость из разных емкостей. Они должны отличаться по размеру, форме (можно по цвету).
«Выжми губку». Попросите малыша попеременно мочить, отжимать руками губку. Такое упражнение будет способствовать развитию мышц, моторики руки.
Игры с песком нравятся всем детям без исключения и особенно малышам дошкольного возраста, что неудивительно. Ведь такие развлечения позволяют ребятам в полной мере проявлять фантазию и воображение. Выстраивая свой маленький детский мир в реалистичном трехмерном пространстве. Из песка можно сделать все, что угодно: башни, пирамиды, горки, дорожки и даже угощения для друзей и родителей.
Особенности и свойства песка
Песок можно использовать как при уличных играх, так и в помещении. А еще, особенности этого материала позволяют его применять в так называемой «песочной терапии», суть которой сводится к воздействию на психику и поведение детей посредством визуализации его мироощущения. Впервые такая идея была предложена швейцарским психологом Густовым Юнгом, являющимся создателем методики аналитической терапии. И, с тех пор она пользуется широкой популярностью среди педагогов-психологов и дефектологов ввиду положительного комплексного влияния на развитие дошкольников.
Как же она работает? Почему методика предполагает использование именно песка? Каким бывает игровой материал для игр с песком и как его правильно применять при развивающих занятиях с детьми разного возраста?
Виды песка, достоинства и недостатки
На полках магазинов можно встретить разнообразные названия песка для игр. В зависимости от производителя и состава его именуют кинетическим, космическим, волшебным, живым, магнитным. Примечательно, что в каждом из вариантов названий присутствует отражение свойств материала. Ведь игровой песок действительно способен притягивать песчинки как магнитом и хорошо сохранять форму. А еще, несмотря на схожесть с традиционным материалом, он кажется живым, волшебным за счет своей текучести.
Кинетический и космический песок обладают схожими характеристиками и преимуществами:
- они гипоаллергенны, не имеет резкого запаха;
- безвредны при проглатывании небольшого количества материала;
- мягкий на ощупь, пластичные;
- легко принимает любую форму;
- не липнут к рукам, беспорядочно не рассыпаются;
- выпускаются в разных цветовых исполнениях, в комплектах, со столом, наборах с формочками;
- состоят на 96-97 % из традиционного кварцевого песка;
- могут храниться в закрытом и открытом виде;
- оба не сохнут и не твердеют;
- выпускаются в упаковках разного объёма в основном, от 500 г до 5 кг.
При этом некоторые отличия между этими видами все же есть:
- фигурки из космического песка лучше держат форму, в то время как кинетический материал постепенно расплывается;
- около двух процентов состава кинетического песка представлено специальными полимерными пластификаторами, а космического – силиконовой связкой.
С «волшебным» песком можно играть где угодно. Его используют в домашних условиях, в ДОУ, развлекательных центрах. Нередко установками с песком оснащает кабинеты психологов, логопедов и дефектологов с целью проведения развивающих занятий.
Для проведения игр с детьми используют и обычный песок. Он может быть морским, речным, карьерным или заводским кварцевым. Стоит такой материал заметно дешевле современных пластичных аналогов, предназначенных для игр в помещениях. При этом в пользе для ребят он почти ни в чем не уступает. Кварцевый песок используют для рисования на специальных столах и световых планшетах, при наполнении уличных песочниц, развивающих комплектов, предназначенных для игр с водой, наборов для проведения песочной терапии.
Польза игр с песком для развития детей
Игры с песком помогают не только организовать увлекательный досуг, но и занять ребят выполнением интересных, веселых и полезных упражнений, носящих развивающий и образовательный характер. В зависимости от тематики и содержания такие игры способны:
- стимулировать развитие мелкой моторики, тактильного восприятия;
- совершенствовать координацию, творческое, креативное, образное и пространственное мышление;
- развивать речь, навыки коммуникации;
- помогать ускорить процесс социализации, что особенно актуально для командных игр;
- развить память, фантазию и воображение;
- успокоить ребят, снять нервное напряжение и снизить излишнюю подвижность гиперактивных малышей;
- нести образовательную функцию в процессе использования во время игр формочек в виде геометрических фигур и различных предметов, которые помогают ребятам познать окружающий мир.
А еще, во время игр с песком малышей можно познакомить с новыми играми, предполагающими взаимодействие с природой. Например, при занятиях в уличной песочнице расскажите малышам о том, что при создании своих «шедевров» они могут использовать веточки, листочки, цветочки, камушки и другие предметы. Это сделает процесс не только более увлекательным, но и познавательным.
Правила занятий и меры предосторожности
Когда ребенок увлечен игрой, он может не заметить происходящего вокруг и не осознавать потенциальную опасность своих действий. Поэтому занятия даже со столь безопасным материалом рекомендуется проводить под контролем взрослых, что особенно актуально для детей до 3 лет. Также заблаговременно стоит провести беседу с малышами, рассказав им о правилах безопасности, а также последствиях к которым может привести неправильное поведение.
Научите ребят основным правилам, объяснив, что:
- нельзя есть песок, бросаться им в других ребят;
- не стоит тереть глаза немытыми руками после игр;
- нельзя поднимать над головой наполненные песком руки, выбрасывать содержимое из формочек за пределы песочницы;
- не нужно толкаться, разбрасывать и ломать игрушки, чужие постройки;
- после игр следует обязательно отряхнуть одежду и вымыть руки с мылом.
Самые маленькие будут беспрекословно выполнять все правила, поэтому главной задачей взрослого является слежение за их исполнением.
Что касается самих занятий, то их следует проводить с учетом увлеченности всех участников. Постарайтесь распределить роли так, чтобы каждый ребенок был занят. Также учтите уровень активности ребят. Более шустрым поручите задания, предполагающие выброс лишней энергии. И здесь речь не идет именно об активных играх. Ведь снимать напряжение можно и при помощи интеллектуальных занятий, к которым ребенок питает интерес.
Не менее важным нюансом является выбор игр в соответствии с возрастом ребят. Малышам подойдут самые простые развлечения, направленные, например, на лепку определенного количества фигурок или изучение простейших свойств песка. Детям постарше можно предлагать более сложные задания, основанные на классификации предметов, поиске единственно верного решения или ролевых играх.
Игры с водой и песком – это увлекательное полезное занятие, которое помогает ребятам всесторонне развиваться, получать знания о простейших понятиях, осваивать базовые навыки. А еще, подходит для ребят с ограниченными возможностями. Разница будет заключаться лишь в содержании и сложности игр, а также их задачах, определяемых уровнем развития малышей, основными целями проведения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа семинара
Мероприятие | Время | Ответственный |
Встреча и регистрация участников семинара | 9.00-9.30 | Заведующий Шишкина Зарина Борисовна Старший воспитатель Черепенникова Ирина Леонидовна |
Приветственное слово | 9.30-9.40 | Старший воспитатель Черепенникова Ирина Леонидовна |
«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» | 9.40-9.50 | Воспитатель Клюсова Лариса Борисовна |
Мастер-класс «Изготовление дидактического пособия «Кубик Блума» для развития критического мышления у дошкольников» | 9.50-10.00 | Воспитатель Шмонова Оксана Михайловна Воспитатель Гуськова Ирина Александровна |
«Квест-технология как средство развития познавательного интереса и связной речи у детей с ТНР» | 10.00-10.10 | Воспитатель Орлова Наталья Николаевна Воспитатель Северина Ольга Сергеевна Учитель-логопед Жданова Наталья Николаевна |
«Использование игрового пособия «VAY TOY» в коррекционно-развивающей работе по обучению грамоте» | 10.10-10.20 | Учитель-логопед Нестеренко Ирина Алексеевна |
«Развитие познавательных интересов детей с ОВЗ посредством интерактивных игр» | 10.20-10.30 | Воспитатель Картинская Юля Анатольевна |
«Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в образовательной деятельности с дошкольниками» | 10.30-10.40 | Воспитатель Теплякова Оксана Юрьевна Воспитатель Иванова Наталья Александровна |
«Использование игр с водой и песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР» (из опыта работы) | 10.40-10.50 | Учитель-логопед Коновалова Галина Александровна Учитель-дефектолог Пчелкина Елена Александровна Воспитатель Омарова Гулбарият Шамиловна Воспитатель Слатовская Елена Юрьевна |
«Персонализированный подход в преодолении речевых задержек у детей дошкольного возраста» | 10.50-11.00 | Учитель-логопед Шкурина Елена Валерьевна Учитель-логопед Дементьева Наталья Николаевна |
Мастер-класс «Мате+. Математика в детском саду» | 11.00-11.10 | Воспитатель Бардина Юлия Анатольевна |
Подведение итогов | 11.10-11.20 | Методист МБУ ДПО ИМЦ Андреева Анастасия Александровна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивно-инновационные технологии в практической деятельности
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формиров...
Применение инновационных технологий в практической деятельности в группе раннего возраста.
Показаны инновационные технологии применяемые в группе раннего возраста....
Применение инновационных технологий в практической деятельности в группе раннего возраста.
Показаны инновационные технологии применяемые в группе раннего возраста....
Применение инновационных технологий в практической деятельности в группе раннего возраста.
Применение инновационных технологий в группе раннего возраста....
Применение инновационных технологий в практической деятельности в группе раннего возраста.
Показаны инновационные технологии в группе раннего возраста....
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
«Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занят...