Задержка психического развития у детей 4-5 лет: симптомы, признаки, лечение и прогноз
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
ЗПР нуждается в ранней диагностике и лечении, возможно, даже больше, чем другие заболевания. Только своевременное медицинское вмешательство сможет предотвратить трудности социализации, которые человек пронесет до взрослого возраста и дальше на протяжении всей жизни.
Однако в 4-5 лет, когда ребенок еще находится в садике, трудно уловить первые симптомы. Чтобы не упустить возможное проявление отклонений или подтвердить свои догадки, изучите признаки ЗПР у ребенка 5 лет, распространяющиеся на все сферы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya_u_detey_4.docx | 525.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка психического развития у детей 4-5 лет: симптомы, признаки, лечение и прогноз
ЗПР нуждается в ранней диагностике и лечении, возможно, даже больше, чем другие заболевания. Только своевременное медицинское вмешательство сможет предотвратить трудности социализации, которые человек пронесет до взрослого возраста и дальше на протяжении всей жизни.
Однако в 4-5 лет, когда ребенок еще находится в садике, трудно уловить первые симптомы. Чтобы не упустить возможное проявление отклонений или подтвердить свои догадки, изучите признаки ЗПР у ребенка 5 лет, распространяющиеся на все сферы развития.
Что должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет
Чтобы своевременно понять, испытывает ли малыш проблемы с развитием или нет ли у него нарушений, ознакомьтесь с навыками, которые присутствуют у детей 4-5 лет. Рассматривать необходимо признаки в разных сферах.
Мышление
Некоторые вещи из этого списка родителям могут показаться очевидными, но далеко не все малыши вовремя осваивают их. Среднестатистический ребенок этого возраста должен:
- находить очевидные различия схожих картинок;
- уметь собирать пазлы и конструкторы;
- понимать и соблюдать правила поведения;
- запоминать стихотворения небольшого размера;
- сравнивать стороны;
- складывать простейшие сложносочиненные предложения;
- поддерживать диалог;
- знать времена года, суток и различия между ними;
- называть виды фруктов, овощей и животных;
- связывать повседневные события между собой.
Самообслуживание
Часто в детском саду воспитанник ведет себя более самостоятельно, чем дома. Это элементарно объясняется тем, что педагог не в силах застегнуть 30 курток одновременно, поэтому часть детей одевается сама.
Дома же родители могут просто не давать такой возможности из-за спешки. Ведь быстрее самому завязать шнурки, чем ждать, пока малыш провозится минут по 10 над каждым ботинком. Поэтому при отслеживании самостоятельности маме и папе стоит интересоваться, как ребенок ведет себя вне дома.
Воспитанник средней и старшей групп ДОУ должен:
- застегивать и расстегивать молнии и пуговицы, завязывать шнурки;
- самостоятельно одеваться;
- совершать элементарные гигиенические ритуалы;
- есть с помощью столовых приборов.
Обучение
Не беда, если малыш не справляется со всем и сразу. Ошибаться – совершенно нормально, однако, в его действиях должна быть положительная динамика.
К старшему дошкольному возрасту дети должны:
- знать счет до десяти;
- сравнивать характеристики предметов и распределять их на разные группы;
- ориентироваться на страницах тетради;
- уметь решать легкие задачи;
- различать формы и цвета предметов.
Речь
Есть моменты, на которые родители обращают внимание и без логопеда. Итак, ваш сын или дочь должны:
- понимать и подбирать антонимы и синонимы;
- изменять форму глагола по падежам и лицам;
- осознавать основную мысль в услышанном предложении;
- уметь разделять слова по слогам.
Кстати, в этом возрасте взрослым пора перестать умиляться оригинальным детским «афоризмам» и регулярно поправлять малыша для формирования красивой, правильной речи.
Память
Формирование этого навыка начинается практически с рождения. К 5 годам дошкольник должен:
- запоминать как минимум несколько предметов на картинке;
- пересказывать основной смысл услышанного короткого текста;
- быть в состоянии выучить легкое четверостишье.
К слову, есть дети, которые не декламируют стихи, зато с удовольствием цитируют прозу или поют. Это тоже считается.
Моторика
Эти навыки пригодятся ребенку в школе. Уже к 4 нужно уметь:
- правильно держать карандаш, ручку или кисточку;
- закрашивать картинку, не выходя за контур;
- аккуратно обводить рисунок.
Сравните возможности вашего малыша с этим списком, чтобы определить, имеются ли отклонения. Даже если он чего-то не умеет, не поддавайтесь поспешным выводам, а уделите больше внимания обучению.
Не перегружайте ребенка – длительность занятия не более 20 минут. Обязательна регулярная похвала.
Симптомы ЗПР у дошкольника
В детском саду сложно выявить ЗПР, ведь в этом возрасте тяжело дозировать умственную нагрузку. Однако если внимательно следить за поведением малыша, можно уже обозначить симптомы ЗПР у детей 4-5 лет.
Интеллект
Нарушение интеллекта затрагивает все формы мышления. Дошкольники с ЗПР испытывают трудности с анализом, сравнением информации, обобщением и решением логических задач.
Страдает восприятие. У малыша сложности с адаптацией, ориентацией в окружающем пространстве и обозначением знакомых предметов в новой обстановке. К счастью, симптом является частично или полностью обратимым при должной коррекции у нейропсихолога.
Внимание
Главный симптом ЗПР – отсутствие возможности концентрироваться даже непродолжительный период. Дошкольники с этим расстройством не могут одновременно фокусироваться на нескольких задачах, их интерес неустойчив и кратковременен. При повышенной тревожности и напряжении проявляются симптомы гиперактивности и дефицита внимания.
Память
Дети с ЗПР плохо воспринимают и запоминают услышанную или увиденную информацию, хотя обучение у нейропсихолога с наглядным материалом показывает большую эффективность. Память отличается мозаичностью и слабой избирательностью, а набор тем для общения меньше, чем у сверстников.
Особенности речи
Уровень нарушения зависит от формы и тяжести расстройства. При легкой степени ЗПР задержка психоречевого статуса незначительна и не мешает общению, однако, в тяжелых случаях фиксируется сильное отставание от сверстников.
При ЗРР поражается как грамматическая, так и лексическая составляющая, искажается артикуляция, нарушается слуховая дифференциация. Словарный запас крайне мал.
Поведенческие симптомы
Дети с ЗПР, как правило, плохо адаптируются в обществе. Часто их можно узнать по таким признакам:
- замкнутость;
- повышенная тревожность;
- агрессия;
- эмоциональная неустойчивость;
- инфантильное поведение.
Ребенок с расстройством будет выглядеть на более младший возраст – не проявлять самостоятельность, избегать умственной деятельности и предпочитать в одни и те же игры. Во время занятий в детском саду можно отметить следующие признаки:
- трудности концентрации;
- нарушение дисциплины;
- отвлечение на игры;
- сложности с восприятием услышанной информации.
Ребенок может бурно реагировать на попытки вовлечь его в учебный процесс.
Эмоциональные признаки
Дети с ЗПР психологически нестабильны. Их настроение часто меняется, а сами они внушаемы и безынициативны или, напротив, агрессивны. Такому ребенку можно что-либо навязать, но сложно побудить его сделать это самостоятельно. Отмечается непредсказуемость, тревожность, повышенная конфликтность, стремление нарушать установленные правила. Общение со сверстниками обычно отсутствует.
Как проводится лечение детей с ЗПР в 4-5 лет
Перед началом корректировки развития ребенка необходимо определить степень отставания. Диагностика ЗПР в клинике осуществляется такими врачами:
- невролог – обследует ЦНС, рефлексы;
- психиатр – выявляет травмы и ментальные патологии;
- психолог – анализирует психические возможности;
- лор – проверяет слух, поскольку часто причина, по которой ребенок не идет на контакт и не разговаривает, кроется в полной или частичной глухоте;
- логопед – занимается речевым аппаратом и степенью его развития.
В зависимости от тяжести расстройства лечение может состоять из:
- Приема медикаментов. Например, ноотропов, положительно влияющих на работу мозга.
- Проведения коррекционных занятий. Это главная часть терапии. Работой над состоянием ребенка занимаются нейропсихолог, логопед и дефектолог. Развивается речь, внимание, память и мышление, а также закрепляются необходимые бытовые навыки.
- Массажа и физиотерапии. Эти техники благотворно влияют на ЦНС, моторику и речевой аппарат ребенка.
Результат лечения ЗПР зависит от вашей заинтересованности и вовлеченности, а также от выбора специалистов.
Прогноз для детей с задержкой психического развития
Прогноз ЗПРР у ребенка 5 лет неоднозначен. Рекомендуется начинать коррекционные занятия до достижения 6 лет, то есть до момента, когда ребенок начнет заметно отставать от своих сверстников по развитию. А это чаще всего происходит в школе.
Если обнаружить признаки ЗПР и обратиться к врачу, когда ребенку будет более 7 лет, то начинать коррекцию может быть поздно. Задержка развития будет иметь неблагоприятные последствия и повлечет проблемы в дальнейшей жизни человека.
На эффект терапии влияют такие факторы, как:
- степень расстройства;
- состояние ребенка;
- подход родителей.
Если у малыша органическое поражение головного мозга, то лечение явно не будет легким и одноплановым. А если основная причина отставания – родители или окружение: детский дом, неблагоприятная маргинальная семья, то нужно сделать упор на занятия с психологом, в идеале – семейным, чтобы проработать все проблемы.
Родители могут решить, что отставание их ребенка временное, и лучше подождать, пока он сам нагонит сверстников. При ЗПР большинство симптомов не исчезнут сами по себе. Состояние не восстановится до полноценного, человек будет отставать в обучении и самообслуживании не только в школьные годы, но и во взрослой жизни.
Если на пятом году ваш ребенок имеет такой диагноз или подозрения на него – не паникуйте.
До 10 лет ЗПР обратимо, но каждый упущенный год влияет на эффективность терапии.
Как распознать ЗПР в 4-5 лет, что делать родителям
Следите за поведением и особенностями вашего ребенка. С 3 до 10 лет малыши наиболее уязвимы для эмоциональных травм и расстройств. Задержка психического развития у детей в 5 лет встречается довольно часто. Если вы заметили, что ребенок плохо концентрирует внимание на определенных вещах, во время обучения отвлекается на игры и проявляет повышенную агрессию – не затягивайте с походом к врачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".
В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....
Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет
Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет ...
Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет
В соответствии с ФГОС ДО программа направлена в первую очередь на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициат...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...
Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.
Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педа...