"Использование физкультминуток, физкультпауз и подвижных игра при отработке навыков с детьми РАС".
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (средняя группа)

Сербина Елена Георгиевна

 

В нашем детском саду создана ресурсная группа. «Ресурсная группа» создаётся с целью обеспечения детям с РАС реализации права на получение общего образования в условиях инклюзивного образования, в среде совместного получения дошкольного образования с типично развивающимися сверстниками.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития человека, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению, а также стереотипностью поведения. 

Команда специалистов осуществляет коррекцию поведенческих нарушений для детей с РАС. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursnaya_gruppa_fiz_min.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование физкультминуток, физкультпауз и подвижных игра при отработке навыков с детьми РАС".

.

В нашем детском саду создана ресурсная группа. «Ресурсная группа» создаётся с целью обеспечения детям с РАС реализации права на получение общего образования в условиях инклюзивного образования, в среде совместного получения дошкольного образования с типично развивающимися сверстниками.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития человека, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению, а также стереотипностью поведения. 

Команда специалистов осуществляет коррекцию поведенческих нарушений для детей с РАС. 

• Воспитатель ресурсной группы: отвечает за составление плана занятий и их проведение, подбирает обучающий материал, взаимодействует с родителями.

• Тьютор: сопровождает ребенка в образовательном учреждении, проводит индивидуальные занятия по ИПО

• Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед осуществляют коррекционную работу, которая обеспечивает специальную и психолого-педагогическую поддержку воспитанников и их родителей.

  • Куратор: посещает группу, обучает, как необходимо отрабатывать навыки.

• Супервизор: сопровождает процесс тестирования и составления программ, предоставляет консультации участникам образовательного процесса.

• Администрация ДОУ: создает необходимые условия для реализации работы инновационной площадки.

Базовый принцип обучения в модели «ресурсная группа» – это прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения.

Чтобы начать работу и определить её направление, а затем составить индивидуальную программу развития, необходимо лучше узнать ребёнка. Для этого нужно выяснить, на каком уровне находятся его навыки в данный момент, каковы его сильные и слабые стороны, существует ли нежелательное поведение. Педагог-психолог проводит тестирование — VB-MAPP. 

Работа с аутичными детьми требует большого терпения от педагогов и родителей. На отработку нового навыка, например, что бы ребенок потопал, может уйти много времени. Причем гарантии, в том, что полученный навык на следующих этапах развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти), нет. 

Мы отрабатываем навыки в течении всего дня: на занятиях учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, тьютора, музыке и физкультуре.

Сегодня мы хотим поделиться опытом, как мы отрабатываем навыки во время подвижных игр, физкультминуток, динамических и физкультурных пауз.

Мы отрабатывает такие навыки как: манд ( запрос - ребенок обращается с просьбой к взрослому), такт (называние, маркирование - ребенок увидел мячик в спортивном зала и говорит это мяч),  поведение слушателя (ребенок слышит взрослого и выполняет его инструкции - "попрыгай" - ребенок должен попрыгать), навыки визуального восприятия (то, что видит ребенок - взрослый просит "разложи" ребенок раскладывает мячики  по цвету),  игровые навыки ( игра ребенка - сбей кегли),  социальные навыки (общение с другими людьми- ребенок играет в подвижные игры),  имитация (повторение - взрослый прыгает и говорит ребенку: "делай так")  существуют еще и другие навыки, но мы остановимся на перечисленных.

У нас в группе особые дети и когда мы проводим занятия, нам необходимо менять вид деятельности часто иначе ребята не будут заниматься: они устают, не могут долго держать взгляд на одном объекте и другое. Для того, что бы наши занятия проходили успешно и мы могли ребят научить многому - используем физкульт минутки, динамические и физпаузы.

Потребность в двигательной активности у детей с РАС очень велика, так же, как и у норматипичных детей. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия о них расскажет Светлана Николаевна.

А мы поговорим о физкультурных минутках — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми.

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п., обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния. Так же во время физкультминуток мы отрабатывает навыки.

Так как детям с РАС свойственны стереотипное поведение мы стараемся подбирать свои физкультминутки так, что бы повторялись движения и слова. Проводя с детьми РАС физкультминутки необходимо говорить четко и мало, обязательно показывать движения. У нас практикуется проведение физкультминуток смотря видео, на котором сказочные или мультипликационные герои показывают движения и говорят. Обычно на видео говорят много, наши дети это не воспринимают, поэтому мы говорим вместе с видео, но выделяем конкретно, что необходимо сделать ребенку.  При такой физкультминутке мы  отрабатываем визуальны навык, поведение слушателя.

Большинство наших физкультминуток сопровождаются песенками, так как мы в своей работе используем музыкотерапию. Детям с РАС нравится музыка и они пытаются петь под ее.  Еще мы используем как традиционное, так и не традиционное оборудование. Ребята с РАС лучше занимаются если манипулируют чем либо.

Для отработки социальных навыков, на улице мы играем в подвижные игры. Такие игры мы можем назвать коллективными - они являются самими сложными для детей с РАС, так как у них нарушено социальное взаимодействие. Когда к нам пришли наши дети, мы начали пытаться играть, было очень тяжело. Тьютор брал ребенка за руку и просто ходил под слова игры, постепенно, руку взрослый начал отпускать, но все еще направлял ребенка сзади куда необходимо идти. Спустя время наши ребята, основная масса уже могут играть самостоятельно, даже некоторые могут играть роль. К хороводным играм мы так же подходили постепенно, так как ребята не брали друг друга за руку. Начали мы с того, что дети учились ходить парами, а после этого мы уже начали пытаться играть в хороводные игры. Самостоятельно дети не играют еще, но уже достаточно одного двух взрослых для того, что бы мы водили хоровод.  Играя в такие игры, как "найди свой домик", "найди пару",  "собери по цвету" мы отрабатываем сразу несколько навыков - это визуальные, поведение слушателя, социальные.

Работая с детьми РАС необходимо много усилий приложить для достижения результата, но только терпение, любовь и труд помогут нам добиться успеха в нашей работе и наши особенные детки будут развиваться с каждым днем лучше и лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-6 лет

Комплекс подвижных игр и игровых упражнений с подробной инструкцией проведения....

Консультация для родителей «Подвижные игры и спортивные упражнения с детьми 3-5 лет»

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важ...

Дидактические подвижные игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происх...

Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-6 лет

Предлагается подборка подвижных игр и игровых упражнений с детьми 5-6 лет на прогулке и в группе...

Подвижные игры зимой для родителей с детьми 2-3 лет

Подвижные игры зимойдля родителейс детьми 2-3 лет  Гимнастика, физическиеупражнения, ходьба должныпрочно войти в повседневныйбыт каждого, кто хочетсохранять работоспособность, здоровье, полн...

Подвижные игры на закрепление навыков чтения

В материале дано описание подвижных игр на закрепление навыков чтения в подготовительной группе детского сада....