Рисуночная терапия, как метод нейропсихологической коррекции в ДОУ.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дошкольный период является тем ответственным периодом жизни ребенка, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

В раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги: сниженная познавательная активность, нарушения коммуникации (повышенная застенчивость, замкнутость или, напротив, гиперактивность и агрессивность детей).

Применение различных методов арттерапии с учётом данных психологических особенностей детей могут значительно повысить эффективность работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunochnaya_terapiya_kak_metod_neyrokorrektsii.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ

 г. Иркутска детский сад №58 Кретова Н.Ю.

Рисуночная терапия, как метод нейропсихологической коррекции в ДОУ.

Дошкольный период является тем ответственным периодом жизни ребенка, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

В раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги: сниженная познавательная активность, нарушения коммуникации (повышенная застенчивость, замкнутость или, напротив, гиперактивность и агрессивность детей).

Применение различных методов арттерапии с учётом данных психологических особенностей детей могут значительно повысить эффективность работы.

Рисуночная терапия построена на использовании продуктов изобразительной деятельности, изобразительного искусства.

Выделяются четыре основных этапа рисуночной терапии:

1 ориентировочный этап, направленных на адаптацию ребенка к условиям

занятия, знакомство с материалами, возможностями и правилами их использования;

2 выбор темы рисования и эмоциональное включение ребенка в процесс;

3 поиск адекватной формы выражения, связанный с экспериментированием

и поиском формы;

4 развитие формы в направлении более полного и глубокого самовыражения, конкретизации проблемы, путей ее преодоления, переход к решению конфликтной ситуации в символической форме.

Условно выделяются 5 типов заданий:

1 игры-упражнения с изобразительным материалом, связанные экспериментированием с различными материалами с целью изучения их свойств и возможностей. Упражнения стимулируют интерес и потребность к изобразительной деятельности, снимают защитные барьеры (например, упражнения «Рисование пальцами», «Исследование цветов» и др.).

Особенно нравится детям рисование красками без использования кисточки. Ребенку предлагается порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. И ребенок расслабляется, потому что перед ним не ставится конкретная задача, а дается возможность проявить самостоятельность. С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

2 упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции, направленные на конструирование целостного осмысленного образа из неоформленных стимулов (например, «Завершение рисунка» и др.);

3 предметно-тематический тип заданий позволяет исследовать эмоционально- личностные проблемы ребенка и включает выполнение рисунков на свободную и заданную темы. В рисунках на заданную психологом тему моделируются реальные или воображаемые ситуации (например, «Я дома», «Что я люблю», «Мой сон» и др.).

Рисование на свободную тему является недирективным вариантом данного типа заданий, так как выбор темы, материала и т.д. осуществляется ребенком, которого просят, не планируя заранее рисунок, полностью выразить себя в нем;

4 образно-символический тип заданий позволяет ребенку переосмыслить значение тех событий, которые являются объектом рисования. Задания даются в виде абстрактных понятий (например, «Счастье», «Зло», «Радость», «Дорога жизни» и др.), что требует от ребенка символизации, воображения, эмоционального выражения;

5 игры-задания на совместную деятельность позволяют решить проблему коммуникации со сверстниками, родителями и другими значимыми взрослыми. Упражнения могут включать вышеперечисленные задания, а также включать специфические задания (например, «Совместное рисование», «Портреты членов группы» и др.).

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Такое направление как нейрокоррекция рисуночной терапией может помочь ребёнку справится с проблемой.

Что же такое нейрокоррекция?

Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего дошкольного возраста. Особенно она показана при таких видах нарушений, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП.

Здесь мы должны основываться на нейрофизиологическом действии рисуночной терапии. Если кратко изложить этот механизм, то он будет действовать примерно так:

- Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.

- Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот).

 - Полушария в центре связаны мозолистым телом - узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления.

- При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы».

- Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.

Нейропсихологическая коррекция

В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.

Для рисования можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Ребенок сам выбирает, чем бы ему хотелось порисовать.

Для работы с детьми с выраженными отставаниями в изобразительной деятельности и ограничением манипулятивной функции рук мы используем различные трафареты. У ребенка сразу улучшается настроение и повышается

мотивация к выполнению задания, когда он видит, что у него получается нарисовать красивую картинку.

Очень простое и доступное упражнение – «Каракули». Ребенок берет карандаши краски или мелки, и рисует любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования нужно попробовать найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисовать его. А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом, самовыражаясь и просто снимая напряжение.

Что такое межполушарное взаимодействие? Почему его нужно развивать? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие

Рисование двумя руками. Развитие межполушарных взаимодействий Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие

Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Чёрной стрелкой указано направление рисования левой рукой, се рой — правой рукой.

Зеркальное рисование Развитие пространственных представлений и снятие импульсивности Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Объясни и пойми Развитие умения понимать и давать инструкцию Сначала ребёнок рисует, руководствуясь инструкцией взрослого. Образец рисунка ребёнок не должен видеть. Варианты рисунков могут быть любыми, в зависимости от возраста ребёнка. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями. Ребёнок придумывает рисунок и даёт инструкцию взрослому. Взрослый рисует по инструкции ребёнка. Варианты рисунков: Пример объяснения для второго рисунка. Нарисуй квадрат. Внутри квадрата нарисуй равнобедренный треугольник. Внутри треугольника нарисуй круг и заштрихуй его. Штриховка должна быть горизонтальной. От правого верхнего угла квадрата проведи вверх линию длиной 1,5 см. Далее 1 см вправо, 0,5 см вниз, 1см влево

Вообрази и дорисуй Развитие воображения Ребёнок должен дорисовать элементы так, чтобы они стали частью какого-либо рисунка. Предложите посмотреть на примеры и придумать свои варианты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин. Яркое воображение ребенка, впечатлительность — возможные причины детских страхов. Конечно же, есть и более глубокие при...

Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ

Презентация по теме "Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ"....

Буклет "Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ"

Буклет "Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ"...

Криотерапия как метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы у воспитанников с ОВЗ

Криотерапия – одна из  наиболее современных нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, предполагающей использование игр со льдом. Криотерапия (от латинского «крио&r...

Проект "Применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 5-6 лет имеющие тяжёлые нарушения речи".

В педагогическом проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи.Раскрыто доминирующее направление коррекционно-развивающей...