Семинар – практикум для родителей на тему: «Развитие тактильного восприятия и стереогноза у детей со статико-моторными нарушениями посредством игры»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
На семинаре-практикуме расширяются представления родителей о значении развития тактильного восприятия и стереогноза у детей 4-7 лет со статико-моторными нарушениями и предоставляются практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на его развитие для использования в домашних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей на тему:
«Развитие тактильного восприятия и стереогноза у детей со статико-моторными нарушениями посредством игры»
Цель: расширить представления родителей о значении развития тактильного восприятия и стереогноза у детей 4-7 лет со статико-моторными нарушениями и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на его развитие для использования в домашних условиях, изготовить игру «Пекарь».
Задачи:
сформировать эмоциональный контакт с родителями;
повысить уровень психологической и педагогической компетентности в вопросах развития детей;
показать и проиграть различные виды игр и упражнений для развития тактильного восприятия и стереогноза.
Оборудование: «Почтовый ящик», «Доски Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика», карточки к игре «Алфавит телодвижений», заготовки «Пирожки», наполнители, нитки, иголки, игольницы, «Сушки», «Баранки», разноцветные шнурки, заготовки «Пирожное», картинки, ножницы, разноцветные прищепки, дырокол, заготовки «Торт», картинки, заготовки «Бублики», пуговицы, колпак, влажные салфетки, канапе с фруктами, пальчиковые бассейны, «Пирожки», «Чудесный мешочек», тесто, доски, стеки, поднос, посыпка.
Форма проведения: семинар – практикум.
Время:1час 30 мин.
Предварительная работа: заготовки «Пирожки», заготовки «Бублики», заготовки «Пирожное», заготовки «Торт».
Ход семинара-практикума:
1. Орг. момент. «Импульс»
Участники игры берутся за руки. Ведущий легким пожатием передает 2 импульса соседу справа и слева и просит его передать импульс по кругу. Когда 2 импульса с разных сторон приходят к человеку, сидящему в круге, он должен сказать «Ой!».
2. Теоретическая часть.
В качестве основных видов ощущений различают те, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и т.д. Кинестетические ощущения (от греч. Kineo - двигаюсь и aesthesis - ощущение) - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его. Кинестетические ощущения тесно связаны с работой рецепторов: вкусовых, болевых, температурных, зрительных. Мышечно-двигательная чувствительность способствует правильной ориентировке в пространстве.
Педагог:
-Передайте по кругу: стакан с горячим чаем, тарелку с супом, таз с мокрым бельем, пушинку, ежика, гирю, котенка.
Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.
Овладение двигательными функциями тесно связано с ощущением движений (кинестезии). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения, что обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений. У этой категории детей патологически развивается схема положений и движений тела. В связи с двигательной недостаточностью у них ограничена манипулятивно - предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, что препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности, ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.
Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы является: развитие двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, что оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.
Под тактильным восприятием подразумевают получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
Виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); конструирование из бумаги (оригами); макраме (плетение из ниток, веревок); рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); собирание пазлов; сортировка мелких предметов (камни, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу; пальчиковая гимнастика, использование элементов массажа рук и др.
Чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.
Для коррекции кинестетического восприятия и стереогноза у детей с НОДА целесообразно проводить игры «Волшебный мешочек» или «Угадай, на что похоже?» с использованием наборов предметов, различных по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Дети определяют предмет сначала более сохранной рукой, а затем пораженной. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести в продуктивной деятельности - слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия детям рекомендуется научиться: выбирать предметы на ощупь; правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов; определять температуру предметов, при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.
Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. При ознакомлении с плоскими геометрическими фигурами необходимо включать задания на обведение фигур указательным пальцем, рисование этих фигур пальцем, смазанным гуашью, обведение геометрических фигур по трафаретам и т. п.
Для закрепления знаний о форме можно в качестве дидактических игр использовать «Почтовый ящик», «Доски Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика» (педагог демонстрирует пособия). Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур: это могут быть орнаменты на бумаге из фигур.
В ходе занятий по формированию представлений о форме детям рекомендуется группировать предметы по форме; определять сходство и различия между предметами на основе сравнения по признаку формы (яблоко — круглое, стол — квадратный); составлять геометрические формы из 2-4 частей, палочек; знать названия геометрических фигур и употреблять их в речи.
Для развития представлений ребенка о величине можно использовать различные игры-упражнения со строительными материалами - построение башен, домиков и т. п. В быту, в игровой и конструктивной деятельности усваиваются и закрепляются понятия «высокий—низкий», «широкий—узкий». В играх «Построим по росту», «Построим лесенку» дети усваивают понятия «выше—ниже», «длиннее—короче» и др., овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов.
При развитии двигательных функций важное значение имеет использование стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камням; щеточный массаж), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (локально использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры)
Особенностью двигательных нарушений с НОДА является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках [2].
Это свойство приобретается в процессе активной предметно-практической деятельности ребенка.
При двигательных нарушениях в большинстве случаев отмечается нарушение тактильной чувствительности: дети не четко ощущают прикосновение предмета, что затрудняет развитие предметной деятельности, а в дальнейшем – усвоение графических навыков, при возможности их формирования.
Развитие кинестетического восприятия у детей с НОДА:
Способствует обогащению сенсорного (чувственного) опыта ребенка.
Происходит развитие кожно-мышечных ощущений, ребенок начинает различать форму, величину строение предметов, а также твердость, мягкость, вес.
В результате действий ребенка с предметами они могут издавать звуки: стук, звон, скрежет, треск и др.
Определяя на ощупь поверхность предметов, узнает такие характеристики как: гладкость, шершавость, пушистость, колючесть и т. д.
Предметные игры являются, весьма потенциальными в развитии детей с НОДА, они способствует развитию восприятия, действий, навыков, знаний о предметах и мире вещей, а также развитию действенного мышления ребенка в доступной мере.
Все позы и движения закрепляются у ребенка на трех уровнях:
1) зрительном; 2) словесном; 3) двигательном.
Сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений ребенку помогают упражнения:
на смену положения туловища (вытягивание вверх туловища и рук, затем - полное расслабление и выполнение полуприседания);
на смену качества движения (резкие движения в напряженной ходьбе сменяются мягкими плавными движениями в мягкой ходьбе и др.);
на движение в разных направлениях (движение вперед-назад, вправо-влево, по диагонали) и использование уровней пространства (верх, низ, середина).
Главное при выполнении двигательных упражнений - почувствовать свое тело, сформировать правильные представления о его позе в покое и в движении на основе ощущений. Важно сформировать у детей положительный образ своего тела в движении. Этого можно достичь через овладение выразительными движениями.
3. Практическая часть (с участием родителей)
- «Алфавит телодвижений»
При изучении букв, цифр используем буквы и цифры как одну из зрительных опор. Для этого ребенок должен буквы «прочувствовать». Поэтому мы рисуем букву на полу и предлагаем ребенку обходить ее по контуру. Другое упражнение — изображение каждой буквы руками, всем телом.
Одна группа взрослых из четырех человек изображает буквы, другая - отгадывает слово (хлеб).
1. И. п. - широкая стойка, руки вверх, в сторону.
2. И. п. – Стойка, ноги врозь.
3. И. п. – Ноги врозь, согнутые в локтевом суставе руки вверх в стороны. Наклон влево.
4. И. п. - о. с. левая нога согнута, касается носком стопы правой ноги, левая рука в сторону, кисть вниз.
Педагог уточняет, кто печет хлеб? Что пекут из теста? (калачи, булки, хлеб, пряники, бублики) и предлагает «превратиться» в пекарей.
- «Пирожки»
Родители, используя заготовки «Пирожки» и различные наполнители (фасоль, синтепон, крахмал), шьют пособие.
- «Сушки»
Педагог предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.
Сушки, сушки, сушки, сушки
(поочередно соединяем колечком большой пальчик с остальными),
Пироги (сложить ладошки вместе, слегка округлив их, в форме пирожка),
Блины (хлопнуть правой ладошкой по левой руке, потом – наоборот),
Ватрушки (протянуть вперед обе раскрытые ладони).
«Звуковые сушки»
Педагог предлагает «собрать» связки сушек на красный или синий (зеленый) шнурок, одновременно проговаривая слова, в названии которых первый звук гласный (согласный: твердый или мягкий).
- «Разноцветные баранки»
Педагог предлагает игрокам, используя связку с «разноцветными» баранками, на определенный цвет изделия, назвать предмет соответствующего цвета (например, кольцо красного цвета – красное яблоко и т.д.).
- «Пирожное»
Педагог предлагает, используя заготовки, украсить пирожное фруктами и подобрать буквы (соответствующие начальному звуку). Родители вырезают картинки, используют дырокол и с помощью шнурков соединяют картинки. Буквы прикрепляют с помощью прищепок (гласный звук – красного цвета, твердый согласный – синего цвета или мягкий - зеленого).
- «Торт»
Педагог предлагает, используя заготовки (красного, синего, зеленого цвета), украсить торт фруктами и ягодами. Родители вырезают картинки и с помощью прищепок «украшают» торт, в соответствии с первым звуком в слове (первый гласный звук в слове – на торт красного цвета, твердый согласный – синего цвета или мягкий – зеленого цвета).
- «Бублики»
Пришиваем пуговицы
Родители на заготовки «Бублики» пришивают пуговицы от 1 до 10 штук и выполняют задания:
1. Пересчитывать пуговицы (прямой и обратный счет от 1 до 10).
2. Сравнивать гладкие и шершавые пуговицы, металлические, деревянные и пластмассовые.
3. Прочитать стихотворение, «шагая» пальчиками по пуговицам (один «шаг» – одно слово).
Практическая часть (с участием родителей и детей)
- «Пекарь»
Все участники становятся в круг. Водящий в поварском колпаке ходит за кругом. У него в руках такой же колпак.
Игроки хором произносят стихотворение:
Будем в пекаря играть,
Никому нельзя зевать.
Если пекарь будешь ты,
Ты скорей кругом иди.
После слов «скорей кругом иди» ведущий должен остановиться возле какого-то из детей, надеть этому ребенку колпак. Круг не смыкается. Водящий и выбранный им игрок становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу (в противоположные стороны). Кто первый обойдет (не бежать) круг и достигнет разорванного места в круге, тот выигрывает.
- «Пирожки»
Загадка.
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место.
Внутри него не бывает пусто-
Есть мясо или капуста (ответы детей)
Педагог предлагает замесить тесто для изготовления пирожков.
«Месим тесто»
Каждый участник, используя пальчиковый бассейн, выполняет движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
- «Определи на вкус»
Педагог предлагает узнать фрукты по вкусу. Дети и взрослые по очереди с завязанными глазами отгадывают названия фруктовой начинки для пирожков.
- «Чудесный мешочек» («Пирожки»)
Педагог обращает внимание на «Чудесный мешочек». Участники по очереди определяют на ощупь, с какой начинкой пирожки (с твердой, мягкой, хрустящей).
- «Печенье»
Загадка.
Резные, крученые,
С начинкою, слоеные.
Вкусно - просто объеденье!
Это что? - Это... (печенье)
Лепка.
Педагог предлагает взрослым и детям старшего дошкольного возраста вылепить из теста буквы, а детям 4-5 лет – вылепить бублики и посыпать их маком.
4. Итог семинара.
- Рефлексия. Упражнение «Чему я научилась (научился)»
Задание: дописать неоконченные предложения
- Я научилась (научился)… .
- Мне понравилось…
- Я узнала (узнал), что… .
- Я была удивлена (удивлен) тем, что….
- Я была разочарован (разочарован) тем, что… .
- Самым важным для меня было… .
- Чаепитие.
- Памятка для родителей. Играем дома с детьми (Приложение 1)
Приложение 1.
Памятка для родителей. Играем дома.
- «Холодно - тепло – горячо»
Цель: определение температуры воды на ощупь.
Материал: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).
Ход игры: на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами): называние пальцев рук в произвольном порядке (взрослый дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет)
- Шершавый коврик «Правая и левая рука»
На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой – «ЛЕВАЯ». Так и не заметите, как ребенок выучит: где левая рука, а где - правая.
Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними - таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.
- «Лоскутки»
В ящичках разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Предложите ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем завяжите ему глаза и давайте ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п.
- «Сортировщик»
Оборудование: предметы, выполненные из разных материалов, с разной структурой поверхности.
Задания: 1. Выбери все круглые (шершавые, колючие, холодные, мягкие и т.д.) предметы.
- Домашняя песочница
Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе.
- «Мешочки с зерном»
Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений - раскладывание полотняных мешочков с зерном.
Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два - с пшеницей, два - с рисом, два - с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка - на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.
- «Юный кулинар»
Оборудование: тесто (глина, пластилин), формочки для теста, пластиковый нож. Ход игры: взрослый показывает, что можно сделать с тестом: крутить, мять, бросать, раскатывать, резать, отщипывать, вырезать с помощью формочек фигурки. Ребенок повторяет действия взрослого.
Задания: 1. Вылепить из теста пирог (изделие прямоугольной формы), украсить его фигурками, вырезанными с помощью формочек. 2. Вылепить шарик, отщипнуть от него кусочек и т.д.
- «Ателье»
Оборудование: куклы, одетые в платья, сшитые из тканей разных фактур; кусочки тканей, из которых сшиты кукольные платья. Задание: подберите ткань кукле на платок так, чтобы ткань платья и платка были одинаковы.
- «Не ошибись!»
Оборудование: ленты разной длины. Задания: 1. Найди самую короткую (длинную) ленту путем наложения их друг на друга. 2. Разложи ленты в порядке убывания от самой длинной к самой короткой.
- «Хозяюшка»
Оборудование: кукольные вещи, выполненные из разных материалов. Задание: Разложи кукольные вещи. Что здесь сделано из меха, из шелка, из ситца?
- «Чем пахнет?»
Положите в несколько одинаковых коробочек (кофе, ваниль, перец, корица). Предложите ребенку отгадать с закрытыми глазами, что находится в каждой из коробочек по запаху. Можно поиграть в «парфюмера» на улице. Старайтесь обращать внимание и называть ребенку встречающиеся ароматы: «от машины бензином пахнет», «а вот запах кофе из кондитерской, и булками пахнет», «видишь, дядя траву скосил, сеном пахнет»… Будьте наблюдательнее и научите этому ребенка.
- Сенсорная тропа для ног
Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.
Материал: сенсорная тропа - дорожка из ковролина , на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камни, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.
Список литературы:
1. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
2. Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 84-86.
3. Симонова Т.Н. Система психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями: Монография. – Т.Н. Симонова. – Астрахань: Астраханский университет, 2010 [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/Monografii/Simonova.pdf
4. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Владос, 2004. – 368 с.
5. Юрченко Е.Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007, 144 с.
6. Дедюхина Г. В.,Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: «Техинформ» МАИ, 1997. – 88 с.
7. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/авт.-сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. – Волгоград: Учитель, 2011 – 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей на тему:«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта посредством применения компьютерных игр»
Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития фонематического восприятия у детей....
Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...
Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....
Семинар-практикум для родителей по теме: «Развитие речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Данный материал подготовлен с целью повышения педагогической компетентности родителей по развитию речи детей 3-4 лет через дидактические игры....
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»
Обучение родителей игровым способам развития фонематического восприятия и навыкам звукового анализа....