«Игровые технологии как средство стимулирования развития самостоятельной деятельности воспитанников с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе, как в педагогической теории, так и в практике не нова. Игра представляет собой особую деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии как средство стимулирования развития самостоятельной деятельности воспитанников с ОВЗ»
«Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить».
А. М. Горький.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе, как в педагогической теории, так и в практике не нова. Игра представляет собой особую деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Педагоги рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность, в процессе которой возникают психические новообразования. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация
и организация в дошкольном образовательном учреждении специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры - это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других
и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности
и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе, формирование собственного мнения, учиться принимать решения.
Цель игровых технологий - не менять ребенка и не переделывать его,
не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровые моменты очень важны особенно в период адаптации детей. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хоровод», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей».
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: трудовую, учебную деятельность, повседневную бытовую деятельность, связанную
с выполнением режимных моментов. В процессе игры ребенок развивает способность к принятию собственных решений. Кроме того, в игровом коллективе у детей формируются нравственные нормы. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее
и лучше управляют своим поведением.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Для детей 3-х лет возможна организация игровой ситуации типа «Что катится?» - воспитанники при этом организованы в веселую
игру - соревнование: «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?» Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик - нет». Затем педагог учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания). Для детей более старшего возраста подойдут такие дидактические игры как: «Узнай предмет», «Собери пирамидку», «Найди игрушку», «Составь картинку», «Узнай предмет», «Найди такой же предмет», «Цвета», «Ищи безостановочно». Эти игры помогают развивать восприятие цвета, формы предмета. Помогают
в формировании зрительного, слухового восприятия, развивают наблюдательность дошкольников.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: «Найди такой же» - педагог может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек «такой же», как у него. Или игра «Найди ошибку», где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья, а ребенок должен ее заметить. Старшему дошкольнику можно предложить игру «Зачеркни фигуру» - ребенок должен безостановочно на предложенном бланке искать и зачеркивать «домик», «солнышко» или «елочку». Игры на внимание к движениям: «В магазине зеркал», «Повторяй за мной», «Смотри и делай», «Подбери одежду кукле», «Помоги другу выбрать книгу», «Выбери платье для мамы» и т.д. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно. Роль педагога в данных упражнениях – это контроль правильности выбора.
Игровые технологии помогают в развитии памяти.
В этом детям помогут игры типа: «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй, как было» и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным
и логическим.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления
и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив,
у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры-придумки. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее руководство этим процессом со стороны педагога являются важными условиями развития самостоятельности. Игры-фантазирования: дети могут придумать игру, где герои сказок будут помещены в необычные условия или будут сочетаться несколько героев из разных сказок.
Использование в игровых технологиях песок и воду.
Во время игры ребенок присваивает себе различные роли, он может быть шофером, поваром, строителем. А проговаривая вымышленные диалоги или давая просто комментарии, он развивает свою речь. В игре «Знакомство
с песком» ребенок «знакомится» с сухим и мокрым песком. Узнает, что можно делать с сухим и мокрым песком (копать, лепить, пересыпать). Во время игры «Отпечатки наших рук» на влажном песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Игра «Волшебные секреты» развивает фантазию ребенка, вызывает интерес. В игре «Домики для животных» ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает
из коробки. Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки и песка. «Транспорт» любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют
с машинками.
Игры с водой - одни из любимых детских забав. Они полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Игры «Окрашивание воды», «Тонет - не тонет», «Растворяется или не растворяется», «Пузыри», «Лейся, лейся», «Поймай льдинку», «Сквозь сито» Совместная деятельность со сверстниками является развитием самостоятельности
Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса в целом и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у детей элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку
к овладению письмом. При ознакомлении детей со временем, проводятся дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».
На занятиях и в свободной деятельности с детьми проводятся так называемые игры сотрудничества: «Построй домик», «Сравни и запомни», «Хлопки», «Бабочки». Игры сотрудничества - это калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.
В играх сотрудничества все побеждают, и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи
и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе. При помощи игр сотрудничества дети учатся оказанию помощи сверстникам, проявляют заботу о них. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей.
Чтобы дети лучше запоминали и были активными на занятиях
по конструированию, дошкольникам предлагалось пофантазировать: например – на что похожа геометрическая фигура, выложить ее из счетных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, найти фигуру среди других, разбросанных или расположенных на магнитной доске.
Таким образом, использование инновационных игровых методов и форм в образовательной деятельности повлияло на эффективность работы
по развитию познавательных способностей, дети незаметно для себя
и без особого напряжения приобретали определенные знания, умения, навыки.
Педагоги и родители приобретают социальный опыт совместной деятельности и устанавливают отношения, основанные на чувстве общности и доверии, учатся сочетать собственные интересы и интересы других.
Игра - это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому, необходимо организовать игру так, чтобы дети приобрели навыки умения выполнять работу по собственной инициативе; умения выполнять работу без посторонней помощи, умения давать достаточно адекватную оценку своей работе.
Список литературы:
Головчиц, Л. А. Игра в жизни детей с ОВЗ/Под ред. Носковой Л.П. – М.2013-247с.
Гуровец, Г.В. Ленок, Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике//Дефектология/ Гуровец, Г.В. Ленок, Я.Я. – М,: 2006 №2 – 412с.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М:2015.
Соколова, Н.Д. Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу коррекционная педагогика и специальная психология /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ГНОМ и Д., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социо-игровая технология как средство коммуникативного развития ребёнка.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей» Выготский Л. С....

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.
Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....
«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих пер...
«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
В статье рассматривается значение использования метода игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается а...

Игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников
Игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников...
Выступление из опыта работы с презентацией авторского дидактического материал «ФЭМП и обучение грамоте дошкольников через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей»
Так как игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Игровое обучение...