Рекомендации для родителей "Как изменить детско-родительские отношения к лучшему"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Материал для консультирования родителей в ДОУ по налаживанию детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_nalazhivaniyu_detsko-roditelskih_otnosheniy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям
«Как изменить детско-родительские отношения к лучшему»
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано и, как правило, бессознательно.
Существует несколько стилей воспитания детей в семьях: авторитарный, либеральный, индифферентный, авторитетный демократический. Прислушайтесь к своим ощущениям и подумайте, какой из них соответствует вашему стилю воспитания вашего ребёнка:
- Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми.
- Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми, слишком высоко ценят своего ребёнка. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует.
- Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.
- Авторитетный стиль. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах.
- Демократический стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.
В первом случает дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны, неуправляемыми и агрессивными.
Во втором – у ребёнка формируется инфантильность, высокая тревожность, страх реальной деятельности и достижений, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе, наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
В третьем – вырастает ребёнок, который не умеет доверять.
В четверном – ддети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
В пятом – дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец трудолюбия, честности, нравственности.
Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений с детьми
- Никогда не воспитывайте в плохом настроении
- Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно («Я тебя очень люблю, но сегодня ты поступил плохо»).
- Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми.
- Не устанавливайте жестких требований, будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей
- Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач
- Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни
- Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию
- Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Конечно бывает ситуации, когда вы чем-то раздражены (на ребёнка, на окружающих). Попробуйте выполнить такое упражнение «Хвасталки»: родитель позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и, например, своего ребенка. «Я ..., мой ребенок...». Это упражнение помогает посмотреть на себя как бы со стороны и переключиться на позитивное восприятие окружающих.
Как сделать так, чтобы ребёнок не «раздражал»: все на всего надо настроиться на доверительные отношения между вами и вашим ребёнком.
Основные составляющие доверительных отношений между родителями и ребенком:
- Принятие ребенка – это когда ребенка принимают полностью – и его сильные стороны, и его слабости. Ребенок на подсознательном уровне, «всеми фибрами своей души» должен чувствовать: «Меня любят не за то, каким я должен быть, а за то, каков я есть». В ситуации принятия очень важен физический контакт (четыре обязательных объятиях в день (это минимум, который нужно нарушать в сторону увеличения))!
- Уважение детской личности – уважительное отношение включает в себя следующие компоненты:
- Возможность быть услышанным взрослым. Понятно, что это не означает, что мы постоянно должны соглашаться с ребенком, но желательно выстроить ваши диалоги таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что с его мыслями и мнением считаются, что его позиция принимается наравне с другими. Он может ошибаться, но может и услышать извинения взрослого, когда тот неправ. Кстати, ваши точные и простые извинения (если в них, конечно, есть необходимость) покажут ребенку, что вы уважаете его чувства и сожалеете о своем поведении.
- Уважение к ребенку проявляется в честном отношении взрослого к личному пространству ребенка (ребенку необходимо знать, что есть кто-то, кому он может доверять, кто-то, кто сохранит его тайну).
- В отношениях с ребенком не нужно «казаться», нужно «быть». Что бы ни произошло, ребенок должен чувствовать по отношению к себе и к своим проблемам искренний интерес и заботу.
- Формирование позитивных ожиданий в отношении ребенка – ребенок развивается настолько хуже или лучше, насколько взрослый верит в него.
- Эффективная похвала – всегда действуйте по ситуации и руководствуйтесь своими эмоциями, тогда ваша похвала будет искренней и эффективной.
Таким образом:
- Делитесь вашими чувствами и опытом с детьми.
- Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.
- Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.
- Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете образцом увлеченного выполнения заданий.
- Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка, но если ребенок не хочет вам сообщать некую информацию, то значит нужно оставить его с этим вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время – он сам поделится с вами.
- Похвалы много не бывает. Похвала помогает повышению самооценки и настраивает на позитив.
- Поддерживайте ребенка во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы это увидели и похвалили его.
- Будьте терпеливы. Чтобы наладить отношения с ребенком, необходимо набраться терпения и настойчивости.
- Устанавливайте свои границы и правила, но при этом будьте примером для подражания.
- Будьте искренни и честны с ребенком.
- Следует избегать упрёков, претензий и критики (прибегая к этим способам вы можете ранить ребенка и задеть его, что скорее всего вызовет ответную реакцию и желание делать сделать наоборот, досадить вам).
Три способа открыть ребенку свою любовь:
- Слово (называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, различные поучительные истории и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность).
- Прикосновение (как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимание на советы многоопытных родителей, переласкать ребенка невозможно!).
- Взгляд (не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты; подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите).
Все это может помочь оптимизировать (улучшить) отношения с собственным ребенком, снизить уровень конфликтности, агрессии, повысить уровень доверия, что в свою очередь приводит к миру и благополучию в семье.
Эти рекомендации, конечно, общие, но они имеют место быть и не раз уже показали свою эффективность.
Удачи Вам! Верьте в себя и у Вас всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с воспитателями ДОУ "Рекомендации педагогам по оптимизации детско-родительских отношений".
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Детско-родительский проект "Кукла-игрушка, лучшая подружка"
Данный проект- это история возникновения кукол, который помогает выяснить, чем полезны куклы для ребенка. Способствует активному вовлечению родителей в совместную деятельность с...
Рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений
Создание и поддержание в семье здорового психологичсекого микроклимата служит гарантией гармоничного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности....
Консультация для родителей: «Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений»
Консультация для родителей "Совместный семейный отдых - лучший способ укрепления детско- родительских отношений"...
«Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений»
Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает...
Консультация для родителей «Семейный досуг - лучший способ укрепления детско-родительских отношений»
Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ре...
Тематический досуг - детско-родительская гостиная. «Мой папа лучше всех»
повышение успешности социального развития ребёнка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами....