"Сенсорное воспитание дошкольников
консультация по коррекционной педагогике
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорное воспитание дошкольников | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Сенсорное воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС»
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете. Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Появившись на свет, ребёнок готов смотреть, слушать, воспринимать холод и тепло, различные прикосновения, мокрое и сухое - бесконечное разнообразие окружающей среды. Формирование полноценных ощущений, восприятия представлений служит сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Задачами сенсорного воспитания являются :
• формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
• формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
• формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
• создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Можно выделить три периода освоения сенсорных эталонов :
1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д. основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).
2 период длится в среднем до 5 лет.
Происходит ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
В качестве сенсорных эталонов выступают
• Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности,
• Эталоны формы - геометрические фигуры,
• Эталоны величины - метрическая система мер.
Свои виды эталонов имеются
• в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения,
• во вкусовом, обонятельном восприятии.
3 период: в возрасте 5 лет и старше - происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно
является основой для интеллектуального развития;
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью детей. В раннем возрасте идет освоение самостоятельной предметной деятельности.
В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
1 год - 3 года предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок, двигательная активность. С 3 года жизни дети постепенно осваивают продуктивные виды деятельности: рисование, лепка конструирование. Успешное овладение той или иной деятельностью зависит от совершенствования и развития сенсорных процессов, т. е. от восприятия и анализа того, что нужно делать.
Для детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет характерны ведущие виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисования, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями).
Различают разнообразные формы работы по сенсорному воспитанию : сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры экспериментирования воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, интерактивные выставки, коллекционирование, мини-музеи, развлечения, проектирование.
Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п. Это игры и оборудование:
для развития мелкой моторики и речи
восприятия формы и величины
для формирования цветового восприятия
для слухового развития
для развития тактильных ощущений и обоняния
для художественно – творческого развития
для элементарного экспериментирования
для развития интеллектуальных и конструктивных способностей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сенсорное воспитание дошкольников"
В статье говорится о том, как влияет сенсорное воспитание на развитие дошкольников....
Сенсорное воспитание дошкольников с отклонениями в развитии
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать в мелодию или в звучащую речь. Разви...
Активная консультация для воспитателей ДОУ. "Сенсорное воспитание дошкольников"
Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопроса, но и по...
Особенности сенсорного воспитания дошкольников
Консульация для воспитателей об особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста...
Работа по самообразованию "Сенсорное воспитание дошкольников"
Работа по самообразованию "Сенсорное воспитание дошкольников"...
Сенсорное воспитание дошкольников младшего возраста.
Принципы сенсорного воспитания. Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.• Интеграция воспитательных задач • Обучение детей организованное и систематическое....
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...