Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_ped.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть, умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.
К фонематическим процессам относят:
- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
- фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
- фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.
- фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
- фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Признаками нарушения фонематических процессов являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).
- Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
- Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.
На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).
На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.
На IV этапе дети учатся различать слоги.
На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.
Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.
Данная работа проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.
2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).
При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей, повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....
Презентация "Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
Презентация. Рекомендации воспитателям по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста"...
Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....