Работа со сказкой. Творческие методы
консультация по коррекционной педагогике
Развиие речи посредством разных видов сказок. Развивающие игры по сказке "Репка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_skazkoy_tvorcheskie_metody.docx | 64.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со сказкой: творческие методы
В настоящее время, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, особенно актуальны творческие методы взаимодействия педагога с детьми по развитию речи.
Творческие методы, игровые ситуации и игры для детей:
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает речь, фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых данные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка или в лифте многоэтажного дома).
2. Коллаж из сказок. Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в ледяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций может быть множество. Можно преподносить в игровой ситуации: Однажды в большой и толстой книжке со сказками перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна – лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего – пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Как ему помогли герои из других сказок? Кого он встретил на своем пути?
Или Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Погоревали они, и пошли искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, но он забыл заклинание.
Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит ей помочь: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника.
Или Кащей Бессмертный требует от золотой рыбки исполнения своих желаний.
3. Сказка от считалки. Считалка разучивается наизусть, обыгрывается несколько раз в подвижных играх. Затем предлагается загадочное начало, идущее от ее содержания.
Считалка
Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет.
Начало сказки
Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в…, а злых в…
4. «Перевирание сказки» или «Знакомая сказка по-новому». Герои наделяются противоположными чертами характера. Воспитатель: «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – добрые трудолюбивые девочки. Как вернуть прежнюю Золушку и оставить добрыми сестер? Или Красная Шапочка злая, а волк – добрый и т.д.
Или педагог рассказывает: «Жила-была девочка, звали ее Желтая шапочка». Дети спешат поправить (Да, я забыла – Красная). «Отправилась девочка в гости к тете». Дети принимают игру. Важно во время рассказа удивиться своей «забывчивости» с помощью тона, мимики, жестов, восхититься хорошей памяти детей и предложить рассказать знакомую сказку на новый юмористический лад.
5. Сказка от загадки. Например: «Ни окон, ни дверей — полна горница людей».
Загадки по сказкам
1. Она была очень нежная и избалованная, из-за этого плохо спала («Принцесса «).
2. Он любил петь и из-за этого поплатился жизнью («Колобок»).
3. Она вошла в чужой дом и что-то испортила. Семья животных пострадала из-за того, что кто-то не закрыл дверь («Три медведя»).
4. Она не выполнила просьбу родителей и ей пришлось искать брата(«Гуси-лебеди»).
6. Сказка от фразеологизмов.
Стойкие слова и словосочетания, поговорки, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов.
С одной стороны, использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл. А с другой – стимулирует словесное творчество. Педагог знакомит детей с поговоркой (словосочетанием), помогает понять ее, а потом начинают вместе сочинять.
Фразеологизм. Крокодиловы слезы.
Начало сказки. Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело…
Фразеологизм. Лакомый кусочек.
Начало сказки. Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри…
7. Сказка от задачки. В этом качестве лучше использовать шуточные или стихотворные задачки.
Задачка. Купила мама десять яиц и несла их в корзине. А дно упало. (а дно — одно – игра слов). Сколько яиц осталось?
Начало сказки. Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось…
8. Сказки от стишков. Существует множество коротких стишков, где как бы просится продолжение. Так почему бы не сделать его сказочным?
Стишок. Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок.
Начало сказки. Проснулась хозяюшка утром…или один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек.
Стишок. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.
Начало сказки. Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный.
9. Сказки от фантастических явлений. Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Захотел бы стать прежним? А теперь давайте сочиним сказку про муравья-мальчика.
Или представь, что:
— из крана на кухне полился мандариновый сок,
— из тучи вместо дождя стал падать изюм,
— люди придумали таблетки, чтобы не спать,
— мама с папой купили ковер, а он оказался волшебным.
10. Сказка продолжается. Что было после окончания сказки? Репку вытащили, а как ее делили? Кто мешал при этом? Как поделили?
Или Колобка съела лиса. А может быть Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе?
11. Изменение ситуации в знакомых сказках. Воспитатель вместе с детьми договаривается, что можно изменить в знакомой сказке. Золушка, убегая от прин-ца, потеряла не башмачок, а что-то другое. Что потеряла она и как принц нашел ее по этому предмету, вещице?
«Волк и семеро козлят». Новая ситуация – волку мешает медведь, который зовет его на день рождения.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Рыбка сама захотела встретиться со старухой.
12. Бином фантазии. Взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете.
Пары. Слон и ручка.
Начало сказки. Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…
Пары. Обезьяна и очки.
Начало сказки. Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, куда дела очки…
Пары. Волк и коньки.
Начало сказки. Однажды волк решил стать фигуристом…
13. Сериал в сказке. Нужно взять за основу любимые сказки и составлять множество серий.
«Золушка»
1 серия – традиционная сказка,
2 серия – Золушка становится великаном,
3 серия – Золушка – невидимка,
4 серия – как жили дальше мачеха и дочери и т.д.
«Колобок»
1 – традиционная сказка,
2 – как спасти Колобка,
3 – у Колобка появляется рюкзак с сюрпризом,
4 – Колобок меняет шапочки (красные, белые, зеленые),
5 – у Колобка появляется нос Буратино и т.д.
14. Сказки о любимых игрушках.
15. Сказки от превращений. Я превращаюсь в кота.
Начало сказки. Скучно мне стало жить у хозяйки, и я пошел на улицу…
Я превращаюсь в бабочку.
Начало сказки. Как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…
16. Сказки от одного слова. Мальчик.
Начало сказки. Жил-был на свете мальчик, который…
17. Сказки по картинкам, рисункам.
18. Сказки с новым концом. «Три медведя». Новый конец – Маша подружилась с медведями. «Репка». Новый конец – вытянули не репку, а клад.
19. Сказка с середины. Детям предлагается начало и конец сказки. Задача – сочинить середину. «Однажды дети пошли в лес. Вдруг они увидели… Теперь он самый лучший друг ребят».
20. Сказки про самого себя. Дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними и их близкими.
Данные творческие методы и игры для детей можно применять в рамках реализации задач по образовательным областям «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Развивающие игры для детей по сказке «Репка»
На основании любой сказки или художественного произведения можно придумать развивающие игры для детей. На примере сказки «Репка» показано, как у детей можно развивать элементарные математические представления, речь, память, внимание, мышление и творческие способности.
Только одно условие: перед игрой необходимо нарисовать (или найти в Интернете) и вырезать фигурки персонажей сказки и цифры.
Кто за кем
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, знакомить с предлогами за, перед, после, между. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, последний.
Ход игры: Взрослый просит разместить героев по порядку или в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой, кошку между дедом и бабкой, или сначала мышку, затем собачку.
Что изменилось
Цель: развивать внимание, наглядное мышление, связную речь.
Ход игры: Взрослый с помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет и просит ребенка описать, что изображено. Затем ребенок отворачивается, а взрослый меняет или добавляет фигурки местами.
Расскажи о картинке
Цель: развитие речи, развитие творческого мышления, наблюдательности.
Ход игры: Взрослый описывает фигурку одного из героев: как выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что делает по ходу сказки и т.д. ребенок должен назвать героя. Затем можно попросить ребенка описать другого персонажа, а взрослый угадает. Можно задавать наводящие вопросы.
Покажи одинаковое
Цель: учить ребенка мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению, развивать умение классифицировать предметы по разным основаниям.
Ход игры: Взрослый напоминает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и просит показать детей одинаковое. Затем просит ответить на вопросы: у кого есть хвосты; кто одет в юбки; чем похожи дед, баба, внучка, а чем жучка, кошка, мышка.
Веселый счет
Цель: освоение цифр, овладение навыками счета.
Ход игры: Взрослый говорит: выросла репка, она была одна, затем появился дед, их стало двое, дед стал вторым. Третьей он позвал бабку, их стало трое (при каждом упоминании числа выкладывает соответствующую цифру)… Всего репку тянуло шестеро, а с репкой — семеро.
Что случилось, если бы…
Цель: учить составлять сложные предложения с союзом если бы; развивать фантазию, творческое мышление, развивать речь.
Ход игры: — Что было бы, если бы дед не посадил репку? Что было бы, если бы дед ее не поливал? Что было бы, если бы мышка не пришла на помощь? Что было бы, если бы кошка поссорилась с Жучкой, вытянули бы репку?
Скажи наоборот
Цель: познакомить с противоположными понятиями, учить сравнивать, составлять сложные предложения.
Ход игры: Взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает
— Репка большая, а мышка …
— Внучка молодая, а бабка…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы воспитанников составлению творческих рассказов
как обучать детей состовлять творческий рассказ...
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон
Тема: «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по ме...
Работа со сказкой. Творческие методы
Материал из опыта работы со сказкой....
Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон
Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон...
Статья "Творческие методы работы по сказкам"
Предлагаю творческие методы по использованию сказочного материала. Результаты словесного творчества дети могут представить на конкурсах сказителей и сказочников. А результаты совместного творчества де...
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...