Формирование базовых игровых навыков у дошкольников с РАС
консультация по коррекционной педагогике

Известно, что все дети с аутизмом страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность или недостаточная чувствительность к звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям). Часто можно наблюдать и то, что общее моторное развитие не соответствует возрастной норме, есть нарушения баланса и равновесия при ходьбе, подъеме и спуске по лестнице. Разбалансировка всех этих систем не дает ребенку вести себя спокойно и сосредоточенно, вызывая чувство, страха, дискомфорта и раздражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№17»

Формирование базовых игровых навыков у дошкольников с РАС посредством элементов сенсорной интеграции

Осокина Инга Владимировна

Учитель-логопед

г. Богородск

2024


  1.  В нашем мире меняется все, меняются взгляды, регламенты, нормативные базы, но неизменно только одно - игра всегда являлась ведущим видом деятельности ребенка на всем этапе дошкольного возраста. Реалии современного мира таковы, что дети играют все меньше и меньше, этому есть множество причин. Но если на это наслаивается и искажение развития, причем значительное, проблема становиться намного существеннее и серьезнее. И это не зря ведь в игре формируется мотивация и дальнейшее познавательное развитие. И именно игре уделяется особое внимание при работе с детьми, имеющими особенности интеллектуального развития.

У детей с РАС все еще сложнее. К отсутствию мотивации и познавательного интереса присоединяются тяжелые поведенческие нарушения (агрессия, стереотипная игры, зацикливание и прочее.) Любые попытки преломить данное состояние часто приводит к агрессии, аутоагрессии, плачу, истерике и т.д. Формируя игровые навыки  у наших воспитанников мы и столкнулись именно с этими проблемами. Проанализировав уровни развития игры у детей с РАС, для себя мы определили, что дети находятся на первом этапе формирования игровых навыков - «навык игры в одиночестве». Для данного этапа характерно то, что ребенок:

  • Играет с игрушкой один
  • Отворачивается или отодвигается, если кто-то садится рядом.
  • Уходит при попытках коснуться его игрушки

Работа педагога на данном этапе будет сводится к следующему:

  • Определение предпочтений ребенка и наличия стереотипной игры
  • Формирование элементарных бытовых навыков
  • Организовать игру рядом с идентичной или похожей игрушкой (предметом)
  • Сопровождать игровые действия эмоциональным комментарием
  • Организовать игры «на коленочках».

И на данном этапе очень значимым будет игры с сенсорным материалом, который необходим ребенку. Как правило, почти все дети с РАС имеют различные сенсорные нарушения.

  1. Известно, что все дети с аутизмом страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность или недостаточная чувствительность к звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям). Часто можно наблюдать и то, что общее моторное развитие не соответствует возрастной норме, есть нарушения баланса и равновесия при ходьбе, подъеме и спуске по лестнице. Разбалансировка всех этих систем не дает ребенку вести себя спокойно и сосредоточенно, вызывая чувство, страха, дискомфорта и раздражения.

Как правило именно сенсорные нарушения являются ярко выраженным маркером поведенческих проблем. Т.е. то поведение которые мы можем наблюдать, а также, которые может нас просто раздражать, быть опасным для ребенка, либо для окружающих, и как правило становится нарушением спокойной обстановки вокруг.

Очень важным является сенситивный период (особый чувствительный период, период наивысших возможностей для развития). Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие предметы и игрушки, ощупывает их, тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетами. Взрослые называют это «везде лезет». Но затем предметный мир для ребенка теряет свою самоценность и отходит на второй план, а на первом плане появляются социальные отношения их закономерности. Знакомство с миром переходит на новый этап развития. Все это отражается в сюжетно-ролевой игре. У детей в РАС все немного не так. Сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая актуальна даже за пределами раннего возраста. При этом предмет не соотносится с его функций, для которой он создан -это просто какая-то абстрактная вещь, с набором неких только для него важных специфических свойств. Он продолжает, как и раньше исследовать предмет, но цель у него одна получение новых сенсорных ощущений.

Именно эта особенность впоследствии и помогает педагогам и родителям найти подход, создать положительный эмоциональный контакт и установить сотрудничество с ребенком, облегчить его страдания и сделать взаимодействие максимально продуктивным.

Исходя из того, в какой модальности присутствуют нарушения у ребенка мы подбирали и придумывали игры, чтобы выстроить элементарное сотрудничество и мотивацию, а в последствии и сформировать базовые игровые навыки.

Зрительная модальность: можно рассматривать картинки, различные карточки, детские книжки, предлагать для рассматривания буквенную символику, предпринимать попытки чтения, использовать разноцветные лампы, свечи, подсветку. Но нужно быть осторожными, прежде чем использовать яркие, мигающие подсветки необходимо исключить у ребенка эпиактивность.

Слуховая модальность: воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать. Знакомим ребенка со звуками, включаем в ежедневную деятельность прослушивание аудиозаписей (музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники). Играем в различные игры: «Постучим, погремим, пошаркаем», «Свистульки», «Звучащие шары», «Музыкальная карусель».

Если у ребенка гиперчувствительность к звукам, ребенок может испытывать сильный дискомфорт вплоть до физической боли. Для этого можно использовать шумоподавляющие наушники или  беруши, чтобы уши ребенка отдохнули.

Равновесие: это одно из очень заметных отклонений, когда ребенка невозможно оторвать от качелей, либо он день и ночь кружится по комнате  или группе.

Для развития проприоцепции и вестибулярного аппарата в условиях дома и детского сада можно использовать: подвесные качели, качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.

Можно приобрести специальные приспособления, которые не занимают много места дома: бревно, качающаяся балансировочная доска, качели-дуга, гамак, батут, тоннель-труба из IKEA и другие приспособления (утяжеленное одеяло, пендолин, яйцо-мешок, канат и многое другое).

Формирование вестибулярной системы у ребенка происходит уже на 21-й день после зачатия! Все остальные органы чувств формируются значительно позже. Поэтому развитию вестибулярной системы ребенка нужно уделять особое внимание. Вестибулярная система накапливает опыт движения. В этом и состоит суть ее развития и созревания.

Восприятие собственного тела: очень часто встречающееся отклонение и ярко выраженное, которое к тому же может быть очень травматичным и опасным.

Гиперчувствительность данной модальности также приносит не мало проблем. Невозможность прикосновений, протест против гигиенических процедур, хождение без одежды. Раздраженность из-за грязной одежды и тела. Но это не значит, что помочь нельзя. Все должно быть тихо ненавязчиво мелкими шажками.

Осязание: при данном нарушении часто кажется, что ребенок не чувствует боли, не смеется когда вы его щекочите. Также могут наносить себе увечья. Могут быть бестактны и навязчивы в плане объятий. А все потому, что таким образом хотят восполнить не хватку тактильных ощущений. Восполнять данную пустоту можно и нужно, с помощью различных игр. Развиваем тактильные ощущения: игры с сыпучими материалами («Дождь», «Град», «Кормим курочек», «Ищем клад»), игры с различными природными материалами, игры с водой («Наводнение», «Водопад», «Буря в стакане»), игры с песочной панелью, в песочнице, с кинетическим песком, с различными пластичными текстурами (тестом, пластилином, пальчиковые краски) тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т.д.), образцы разных тканей («Найди пару», «Тактильные дощечки», «Парные рукавички»), тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т.д.). Количество пар ограничивается только Вашей фантазией. Можно пробовать и непарные ощущения: например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический.

  1. Используя данный подход мы добились следующих результатов: контакт установлен со всеми детьми, освоены базовые игровые действия, дети играют парами, устанавливаю простой социальный контакт, как со взрослым так и с ровесниками, могут делиться игрушкой со взрослыми в условиях образовательной деятельности, пытаются играть по очереди, во время игры смотрит на другого человека и поддерживает зрительный контакт.  

По итогам проведенной работы можно сделать вывод, что данный подход является очень эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт н...

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Данный материал будет полезен родителям дошкольников, а также воспитателям, которые смогут разместить его в информационном родительском уголке...

"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"

Творческая работа   с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

«Организация взаимодействия с детьми раннего возраста по формированию коммуникативно игровых навыков через развитие мелкой моторики»

laquo;Организация взаимодействия с детьми раннего возраста по формированию коммуникативно игровых навыков через развитие мелкой моторики»...

Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи

Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...

Формирование вокально-певческих навыков младших дошкольников с использованием игровых технологий

В данной разработке я представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию и развитию вокально-певческих навыков с помощию игровых технологий...