Рабочая программа Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» (для дошкольников)
рабочая программа по коррекционной педагогике
Рабочая программа
Л.В. Мищенкова
«36 занятий для будущих отличников»
(для дошкольников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Л.В. Мищенкова
«36 занятий для будущих отличников»
(для дошкольников)
Составила:
педагог-психолог
Ольховик О.В
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу НОД «Логика» «Развитие познавательных способностей (РПС), подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» для 0 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).
На изучение курса в подготовительной к школе группы «Развитие познавательных способностей» (РПС) «З6 занятий для будущих отличников» отводится 72 занятия – по 1,5 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью не более 30 минут . В случае слабого усвоения малышом некоторых тем занятия можно повторить. Главное условие - не перегружать обучаемого.
Современное дошкольное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель НОД «Логика»: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствует занятия этого курса, которые представляют собой сочетание коррекционно – развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом и являются прекрасным подспорьем для увлекательной работы с будущими первоклассниками.
- Содержание курса.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей дошкольников, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Интегрированные задания из различных образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета из деталей танграма или из спичек, перерисовать предмет по клеткам, сочинить небылицу и так далее.
Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге
Учитывая дошкольный возраст ребенка, представлены всего два варианта работы по выполнению рисунков на клетчатой бумаге.
Вариант 1. Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения следует прибегнуть к помощи взрослого.
Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».
Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.
Методика работы с головоломкой «танграм»
Танграм – древняя китайская головоломка. Существует несколько вариантов работы сней. Здесь представлен простейший вариант – составление изображения по образцу, в котором четко прорисованы геометрические фигуры.
Данное упражнение развивает внимание, мышление, конструкторские способности, пространственную ориентацию.
Методика работы со спичками
В течение нескольких секунд обучаемый знакомится с образцом. Затем образец закрывается. Задача ребенка – по памяти воспроизвести рисунок из спичек на столе. После самостоятельного выполнения задания взрослый просит ребенка вновь посмотреть на образец и сравнить его со своей работой, исправить ошибки, если они есть.
Данное задание способствует развитию внимания, зрительной памяти, пространственной ориентации.
- Календарно – тематический план.
(1,5 занятия в неделю – среда 1 раз в неделю, пятница – 1, 3 неделя месяца)
№ | Тема | Направление работы | |
Познавательный аспект | Развивающий аспект | ||
1 | Итак, мы начинаем… | Что ждет будущих учеников в школе | Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, конструкторских способностей, рефлексии |
2 | Чему учат в школе? | Зачем нужно учиться | Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии |
3 | Про звонок и про урок | Значение школьного звонка и урока | Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, рефлексии |
4 | Семицветная дуга | Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В.Катаева «Цветик - семицветик» | Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии |
5. | Рисуем бусы | Порядок расположения цветов в Российском флаге | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии |
6 | Развиваем фонематический слух | Что такое фонематический слух. Рифма. | Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии |
7 | Поговорим о временах года | Отличительные особенности четырех времен года | Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии |
8 | Осень. Зима. | Отличительные особенности осени и зимы как времени года | Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии |
9 | Весна. Лето | Отличительные особенности весны и лета как времени года | Развитие внимания, мышления, воображения, чувство рифмы, конструкторских способностей, рефлексии |
10 | Слушаем сказку | Что такое русская народная сказка? Популярные герои русских народных сказок. Русская народная сказка «Лиса и волк» | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
11 | Дни недели | История возникновения названий и порядок следования дней недели | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
12 | Развиваем мелкую моторику | Упражнения для укрепления мелкой моторики рук | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, памяти, рефлексии |
13 | Размеры предмета | Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса |
14 | Геометрические фигуры | Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево - право», «верх - низ». Виды углов. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, рефлексии |
15 | И снова сказка | Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах» | Развитие внимания, мышления, воображения, ориентации в пространстве, смысловой памяти, рефлексии |
16 | Еще о геометрических фигурах | Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево - право», «верх - низ». Предметы, имеющие геометрическую форму | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
17 | Развиваем воображение и фантазию | Чем отличается воображение от фантазии | Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, речи рефлексии |
18 | Трудные задания от Василисы Премудрой | Василиса Премудрая – героиня русских народных сказок | Развитие внимания, логического мышления, чувства рифмы, зрительной памяти, артистических способностей, рефлексии |
19 | Развиваем речь | Антонимы – слова «наоборот» | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии |
20 | Качества характера | Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера | Развитие внимания, мышления, смысловой и слуховой памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии |
21 | Домашние животные | Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека | Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, смысловой памяти, рефлексии |
22 | Дикие животные | Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жирафе и страусе | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, слуховой памяти, рефлексии |
23 | Предмет в пространстве | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, смысловой памяти, рефлексии |
24 | Снова о предмете в пространстве | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, смысловой памяти, рефлексии |
25 | Сказочное ассорти | Что такое «ассорти». Разнообразие сказок и сказочных героев. | Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентация в пространстве, воображения, рефлексии |
26 | Внешний вид ученика | Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
27 | Эстафета занимательных заданий | Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских и артистических способностей,воображения, фантазии, рефлексии | |
28 | Трамвайчик «Первоклашка» | Качества личности, необходимые ученику | Развитие внимания, логического и образного мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, мелкой моторики рук, воображения, рефлексии |
29 | Тестируем и тренируем внимание | Тест на определение объёма внимания и его концентрации | Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии |
30 | Тестируем и тренируем мышление | Тесты на определение умения различать существенные несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, речи, памяти, рефлексии |
31 | Тестируем и тренируем память | Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, воображения, фантазии, памяти, рефлексии |
32 | Продолжаем тестировать и тренировать мышление | Тесты на определение умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями и умением | Развитие внимания, мышления |
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу подготовительной группы дети должны уметь:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Целевые ориентиры
Коммуникативные: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
- Критерии оценивания.
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
- Безотметочная система обучения
- Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
- Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»
Книгопечатная продукция
Литература для дошкольников:
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 0 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).
Литература для педагога:
- 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2012.
Рекомендуемая литература для учителя:
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Технические средства
- Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Набор рисунков, фотографий.
Оборудование для детей:
Шариковая ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей(не менее 12 цветов), головоломка «танграм», линейка, спичечный коробок со спичками, в целях безопасности оклеенный со всех сторон бумагой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....
Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экология – это наука о взаимосвязях живы...
Картинный материал в формате презентации к занятию №9 "Зима" по пособию Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».
В презентации подобран картинный материал к заданиям занятия №9 по теме: "Зима" из пособия Л.В. Мищенковой "36 занятий для будущих отличников"....
Рабочая программа "36 занятий для будущих отличников"
Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование "36 занятий для будущих отличников"...
Рабочая программа " От Фребеля до робота:растим будущих инженеров
Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образова...
Коррекционно- развивающая программа по развитию познавательной сферы «Школа будущих отличников» (Старший дошкольный возраст)
Коррекционно- развивающая программа по развитию познавательной сферы «Школа будущих отличников» (Старший дошкольный возраст)...