Консультация для родителей "Игры с природным материалом"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гордейчук Элина Анатольевна

«Игры с природным материалом»

 

“Рука – это инструмент всех инструментов”, заключал еще Аристотель.

“Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, представляется возможным оптимизировать логопедическое воздействие путём включения в систему работы над звукопроизношением заданий на развитие тонких координированных движений рук. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей, но особенно полезно развивать мелкую моторику с помощью природного материала. Руки ребёнка - верные и добрые помощники, которые помогают познать свойства самых разных материалов через тактильные ощущения и зрительное впечатление: камешек гладкий - шероховатый, холодный - теплый, листочек прочный - хрупкий и т. д. Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей. Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка. Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т. п. Мозаика из круп - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка. Переборка круп - насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук Использование заменителя звука помогает ребенку производить с этим невидимым звуком различные действия. Например, возьми столько косточек, сколько звуков я назову. Выложи из них дорожку. Закрути пробки, обозначающие согласные звуки. Такие задания очень полезны для развития тонких движений пальцев рук. Выбери и положи перед собой схему слова «лес». Возьми столько косточек или каштанов, сколько звуков. Назови первый гласный звук. Сколько в слове гласных (согласных, твердых, мягких)? Согласные выложи фасолью, а гласные ягодами рябины.

Очень важно чтобы:

-Развитие мелкой моторики на занятиях было систематическим.

-Важно, чтобы ребенку нравились заниматься с природным материалом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.

-Контролируйте время - оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.

-Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики с помощью природного материала: перебирание семян различных растений, обведение листочков по контуру, рисование осеннего узора оттиском листьев, раскладывание листьев, семян, плодов растений по величине, качеству и т. д.

Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.

-Не забывайте хвалить ребенка за каждый успех - критика в этом деле абсолютно не уместна.

-Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не работать с природным материалом - прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии.

Развитие мелкой моторики с помощью природного материала относится к нетрадиционным методам. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Природный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Игра с еловыми шишками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно. Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика. Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней. Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха , фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска (диаметром 25-30 см, высотой 15-20 см) заполняется на 8 см промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы. На логопедических занятиях я развиваю мелкую моторику с помощью песка. Игры с песком помогают детям в автоматизации поставленных звуков. Используется упражнение «Найди и назови картинку». Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить поверхность от песка, рассмотреть картинку под стеклом и чётко назвать, что на ней изображено. Картинки подбираются в соответствии с автоматизируемым звуком. Похожее задание предлагается на дифференциацию звуков. Ребёнку необходимо отыскать картинки, чётко назвать их и из песка сделать стрелочки. Например, если в названии картинки есть звук [с], то стрелочка будет «смотреть вниз», потому что язычок внизу, а если в названии картинки звук [ш], то стрелочка будет «смотреть вверх», потому что язычок вверху. В зоне работы с песком, учащиеся с удовольствием выполняют звуковой, звуко-буквенный анализ слов. Ребёнку предлагается отыскать предмет и с помощью декоративного камня выложить на песке обозначение каждого звука, затем сравнить выполненный разбор с готовой схемой под стеклом. Это помогает ребёнку осуществлять самокоррекцию, анализировать выполненное задание. С помощью простых крышек синего и зелёного цвета учащиеся выполняют упражнение по развитию фонематического слуха, учатся различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные. Например, предлагаются слова (мышка – миска, лук-люк, листы-ласты и т. п.) детям необходимо послушать слово, выделить первый звук и с помощью чайной ложки выбрать крышку зелёного или синего цвета. На песке возможно осуществлять множество игр, направленных на развитие мелкой моторики. Например, предлагается «пройтись», «пробежать» пальчиками по дорожке, при этом учащиеся проговаривают специальные чистоговорки, речёвки, можно создать необычные узоры на песке, с помощью пинцета доставать из песка мелкие детали (пуговица, бусина, ракушка и т. п.), выполнять сортировку предметов, учащиеся с удовольствием выкладываю изученную букву, составляют слоги на песке из разных материалов. С помощью специальной деревянной палочки, учащиеся могут писать на песке буквы, слоги, слова, при этом ребёнку не страшно допустить ошибку, её легко можно исправить, а также это помогает вести работу по правильному положению руки при письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prirodnym_materialom.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов коррекционных дошкольных образовательных учреждений по теме "Развитие тактильных ощущений, барического чувства тяжести в процессе предметно - игровой деятельности и действий с природным материалом у детей с нарушением интеллекта

 Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна пассивная и недостаточно целенаправленная осязательная деятельность, несогласованность движений рук. Осязательные движения детей п...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков....

Консультация для воспитателей. Работа с природным материалом в летний период

В материале отражено значение работы детей в летний период с природными материалами: камешки, трава, ракушки и т.д., изготовление поделок из этих материалов, развитие фантазии и эстетического вкуса у ...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Методическая разработка. Ознакомление детей старшей группы с природным материалом «дерево». Древесина- природный конструкционный материал.

Занятие по изо-деятельности в старшей группе. Тема «Перелетные птицы».Аппликация «Прилетели скворцы в наши дворцы». (Скворечник)...