Консультация для воспитателей-Всестороннее развитие детей в работе с природным материалом
консультация (старшая группа) на тему

Беркутова Татьяна Александровна

Консультация для воспитателей-Всестороннее развитие детей в работе с природным материалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом»

(консультация для родителей и педагогов)

                                 listy1_smlisty1_sm

Подготовила:                                              

Беркутова Т .А.

воспитатель 1кв.кат.

Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка. Самодельные игрушки не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, «отзывчивым» материалом. Это и развитие нестандартного мышления и воображения. Общение с природным материалом обогащает ребенка, наполняет его реальными чувствами и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек. Деликатно и  ненавязчиво педагог учит ребенка всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность - то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих маленьких зрителей подлинно художественный вкус.

Общение с природой  знакомит детей с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!». Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на Земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Кроме того, работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику).

Самое важное в работе с природным материалом - умение увидеть в форме какой-нибудь образ. Вот шишка, похожая на лесовичка (елку, ежика, дикобраза,  ракету). А эта ветка напоминает рога оленя (медузу, коралл, трезубец Нептуна). Вот два листочка: один из них по форме и цвету похож на золотую рыбку, другой напоминает щуку. Природный материал хорош еще и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон - прямо, сверху, снизу, сбоку. С этой стороны плод каштана похож на спящего котенка, с другой - на вазу, а если посмотреть снизу - на летающую тарелку.

Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форм и цвет, но и фактура: колючий материал или мягкий, шершавый или  гладкий. Пробуждение ассоциаций и развитие ассоциативного мышления -прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование, сами по себе очень увлекательны и полезны. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу - развить задуманную тему и воплотить ее в конкретной поделке. Если замысел интересен, оригинален и возникает легко, значит, ребенок способен видеть подготовленный для поделки природный материал и таким, каков он в своей природной форме, и таким, каким может стать в результате  творчества. Если он замечает и чувствует, каким образом можно изменить  природную форму (например, убрать лишнее - отломить, оторвать, отрезать,  открутить, отщипнуть - или, наоборот, добавить недостающее - прилепить, прикрутить, приклеить), то легко сможет выбрать технику обработки материала и создать поделку самым подходящим способом.  Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд, который помогает ему решать разные творческие  задачи: 

- всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура, запах,

- видеть интересный образ - на что похоже или на что может быть похоже  при соответствующей обработке;

- создавать задуманный образ - подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостает для воплощения замысла;

- рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать  недостатки ,  по возможности исправлять их;

- рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку натуры.

Особенности развития детского восприятия и творчества

Кода дети начинают мастерить из природного материала, они не сразу  понимают, что их замысел и желание ограничены самой природной формой. Ведь они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форма меняется или создается по собственному желанию (как хочешь или как можешь). Однако любой  природный материал уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленького мастера. Но через некоторое время он  свыкается с особенностями нового вида творчества и находит в этом  несомненные достоинства. В чем задача педагога? Он должен показать детям, что  объемные фигурки могут по-разному размещаться в пространстве: горизонтально,  вертикально или наклонно (к примеру, медвежонок из шишки может сидеть, лежать или стоять на задних лапках). Тот или иной ракурс в первую очередь определяет образ будущей поделки . Вот так шишка похожа на сердитую лохматую собачку, а если ее повернуть, она напоминает пушистую елку. В ходе занятия взрослый обращает внимание: даже отдельные части либо детали образа обретают новый вид или смысл в зависимости от своего расположения. В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы  одному и тому же человечку или животному. Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же расположить их под углом, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит. Кроме   того,   педагог   подводит   к   тому,   что   есть   возможность экспериментировать   с   природным   материалом.   Например,   если   изменить положение некоторых частей и деталей, можно передать характер и настроение петушка. Вот он горделиво поднял головку, как бы сник, будто подавился  бобовым зернышком. Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, советуем продумать их взаимное размещение. Фигурки следует располагать так, чтобы стало ясно, разговаривают ли они, ссорятся или вместе выполняют какую, работу. В единой композиции все фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в  центре. И еще: дети должны знать, что основой для пространственных  композиций могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни,  раковины - что угодно, в зависимости от темы, величины поделок, полета  фантазии и реальных возможностей.

Сбор и подготовка природных материалов

Шишки подбирают на влажной почве, чтобы не пересохли и дольше u сохраняли форму. Хвою собирают зеленую,  веточки, еловые и сосновые, что лежат на земле. Листья собирают, когда они приобретут красивый цвет. Цветы из букетов сохраняют - их оставляют без воды на открытом воздухе при  комнатной температуре. Лесные и грецкие орехи, а также желуди и каштаны  запасают только зрелые; на особо твердой скорлупе сразу же прокалывают отверстия. Семена разных растений: клена и ясеня, арбуза, тыквы, дыни,  подсолнуха, косточки фруктов - промывают, высушивают и сортируют по  картонным коробочкам или бумажным конвертам. Заготавливаются и отдельные  части плодов и семян: чешуя шишек, кожура апельсина и лимона, корка арбуза, шелуха лука. Ягоды шиповника, рябины, бузины используют для поделок свежими, поэтому их запасают в небольшом количестве. Оставшиеся ягоды высушивают для мелких деталей - глазок и узоров. Камешки, раковины, палочки, перья и пух промывают, высушивают и при желании окрашивают. Все эти богатства просушивают, раскладывают по виду и размеру и хранят в «дышащих» емкостях: картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках или в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать. Для   изготовления   поделок   понадобятся   и   некоторые неприродные материалы. Хорошо, если они будут под рукой всегда, когда захочется помастерить. Дополнительный материал: клей - ПВА, резиновый, столярный, казеиновый; проволока, пеньковая веревка; прочные хлопчатобумажные нитки естественной окраски; пуговицы из натурального материала; гуашь; лак -прозрачный или очень светлый; цветная бумага - гладкокрашеная, бархатная, фактурная и пр. Пластилин желательно не использовать в работе старших детей,  но малышам он поможет быстро и без очевидных усилий скреплять детали.

Мастерим поделки из природного материала 

 Флористика, или создание оригинальных поделок и картин из природного материала,   одно   из   любимейших   занятий   детей.   Малыши старательно прилаживают перышки к шишке - получается забавная птичка, соединяют  несколько желудей пластилином - выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дети постарше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов - шишек, желудей, плодов каштана, початков кукурузы, крылаток клена, ягод шиповника и просто из красивых  листочков и веточек. Почти все дети любят разыгрывать представления с  забавными персонажами. Да и взрослые вместе с детьми снова окунаются в свои детские впечатления. Качество и оригинальность поделок зависят от умения использовать естественную форму и фактуру природного материала. Сначала  нужно постараться увидеть в нем какой-то образ (на что похоже?), а потом придумать, как этого достичь с помощью дополнительных деталей и обработки.

Примерные темы и образы

  Цветы. Цветущих растений в природе великое множество, и все они хороши по-своему. Предположим, задумывается цветок - настоящий или  волшебный - и подбирается подходящий материал для лепестков: крылатки клена ш или ясеня, перышки, цветные листочки, ракушки, тыквенные семечки, рыбья  чешуя или кожура лимона. Лепестки соединяются в пышный венчик. Для этого их втыкают в кусочек пластилина. Серединкой цветка могут быть шишка, орех, кусочек коры дерева, срез кукурузного початка и др. Стебелек - веточка, палочка, соломинка, трубочка, камышинка. Лепестки из перышек и ракушек можно раскрасить. А можно сделать цветок иначе: срезать кожуру апельсина или лимона в виде спирали и закрутить из нее розу или купальницу. Из таких цветов предложите составить букет для настоящей вазы или сделать объемную картину - аппликацию.

Жучки-паучки. Важно подобрать спинку (туловище). Подойдут скорлупка грецкого ореха, камешек, каштан, ракушка, желудь, кусочек коры. Для головки подойдет ягодка или желудевая шляпка; для ножек и усиков - веточки или палочки. Если дети захотят раскрасить жуков, возьмите красную гуашь - ею покрывается спинка божьей коровки, поверх которой рисуются черные точки;  жук бронозовик окрашивается ярко-зеленой краской, паучку приделываются  восемь ножек (у жуков их по шесть), и сплетается паутина из травинок или ниточек.

Гусеницы. Можно вообще ничего не делать, просто взять веточку, палочку, корешок, орешек и увидеть в этой форме гусеницу. А можно смастерить ее из  частей. Очень интересно нанизать на ниточку (проволочку) несколько ягод рябины или шиповника.

Ежики. Главное в ежике - это колючки. Какой природный материал поможет показать это? Проще всего взять раскрывшуюся шишку с торчащими чешуйками. Чуть сложнее: воткнуть иголки из хвои, веточек, палочек, зубочисток  в какую-нибудь форму - мягкий каштан или небольшое яблоко. Но еще т интереснее поискать не столь традиционный фактурный материал: зеленую  кожуру каштана с шипами, часть лущеного початка кукурузы, чертополох.

Птички. Все зависит от того, какая птичка задумана. Такой материал и  подбирают. Или же совсем наоборот: дети рассматривают природный материал и  «слушают», что же он им подскажет. Из шишки, желудя, ореха, каштана,  картофелины делается туловище. Из перышек, крылаток клена (ясеня), ракушек,  красивых листочков или травинок прикладываются крылышки. Из ягодок или желудя мастерят голову. Голову прикрепляют прямо на туловище или делают  шею. В зависимости от того, что делает птичка: сидит на веточке, чирикает, клюет зернышки или летает, - составляется композиция. Колибри пьет нектар из щ цветка, цыпленок тащит червячка из земли, попугай нахохлился и раскричался... Можно даже попытаться смастерить жар-птицу.

Мишка - большой и толстый. Подходящий материал для туловища: шишка, картофелина, апельсин, камень. В зависимости от того, что он делает: лежит, сидит или бродит по лесу, - располагается его туловище (чтобы передать  задуманную позу), которое дополняется выразительными деталями. Из маленькой  шишки, каштана или желудя можно сделать голову, из шишек, желудей или  орехов - лапы, чешуек или листочков, ракушек - ушки. Укрепляется мишка на подставке. Композиция дополняется корзинкой для малины, ульями или коробом с пирожками.

Олень. Самое трудное - разместить оленя так, чтобы он стоял на четырех ногах и не падал. К легкому туловищу из шишки, рогоза или удлиненного каштана прилаживаются четыре ноги одинаковой длины - из веточек, палочек или трубочек. А самое интересное у нашего оленя - ветвистые рога мастерятся из красивых веточек.

Деревья. Какой же лес без деревьев? Кроны лиственных деревьев делают из  пучков листьев и травинок, цветных перышек; стволы - из веточек, палочек, д камышинок, трубочек. Хвойные деревья чудесно выйдут из шишек. Ну, а волшебные деревья можно сделать из чего угодно, даже из настоящих кактусов, нанизав на колючки  ягодки рябины. Поделки готовы. Теперь в большой коробке можно сделать  сказочный лес с деревьями, птичками, зверушками, грибочками.

Создаем картины из листьев илепестков

  Букет. Листья раскладываются на столе. Дети должны найти их сходство с  цветами. Экспериментируют на листе белой бумаги или просто на столе: прикладывают друг к другу несколько листьев, так чтобы из них получился красивый цветок. Исследуют несколько способов: соединяют листья по типу  ромашки, равномерно располагая одинаковые листочки вокруг серединки прикладывают друг к другу три - пять продолговатых листочков по типу тюльпана или колокольчика; группируют много листьев (даже разных по величине и окраске) вокруг воображаемого центра по типу астры; фантазируют на  свободную тему, объединяя способы по своему желанию. Задуманная композиция переносится на фон - цветной картон или плотную  бумагу. Отдельные лепестки приклеивают поочередно. Если цветок простой, начинают наклеивать от центра; если сложный - с последнего (крайнего) яруса. Так постепенно подходят к центру, делая цветок все более и более пышным. Декоративный букет может состоять из одних венчиков (т.е. головок), но вполне возможно дополнение стебельками и листьями.

Портрет. Дети рассматривают листья, пытаясь «примерить» их к д портрету: какой лист больше всего подойдет для овала лица, из каких листьев получатся глаза, нос, рот; размышляют, каким образом можно сделать прическу. Сортируя листья, пробуют сложить из них разные варианты портретов, не наклеивая детали на фон. Когда решение найдено, подбирают фон (он может быть подготовлен заранее), чтобы достичь большей выразительности. Листья светлой  окраски буквально заиграют на ярком или темном фоне. И, наоборот, темные, насыщенные по цвету выиграют на светлом фоне. (Это так называемый цветовой контраст.) Но вернемся к нашему портрету. Мы уже сложили его отдельно на столе и  подобрали фон. Портрет начинают приклеивать к фону отдельными частями,вернее, слоями. Сначала берется лист, который послужит основой портрета - овалом лица. На него с обратной стороны наносится клей. Овал аккуратно прикладывается к фону - по центру или чуть ниже. Возможно и другое решение, при котором сначала подбирается прическа, например из листа дуба или клена, и уже сверху на него приклеивается лицо. Аккуратно прикладывается бумажная "И или матерчатая салфетка. Надо постараться не разглаживать ее (как обычно это делается в аппликации из бумаги). Салфетка убирается, и дети принимаются за д следующие детали. По желанию могут смастерить прическу или же оформить лицо. Порой подсказку можно уловить с помощью листьев. Если не удалось  запастись маленькими листочками, которые пригодны для глаз и губ, не беда! Отрежьте небольшие частички от больших листьев (если они слишком сухие и крошатся, можно предварительно наклеить их целиком на кальку или любую тонкую бумагу и потом уже разрезать на нужные части). В конце концов, глаза, нос и рот можно просто прорисовать фломастером.

Пейзаж. Из листочков легко и просто составляется пейзаж. Очертания любого листа напоминают крону дерева: лист каштана - пальма, лист ивы - пирамидальный тополь, дубовый листок — сам могучий дуб... Нужно лишь  внимательно присмотреться и увидеть в малом сходство с большим. Если подобрать красивые листочки и просто приклеить их в ряд, получится красивый лес  или парк. С такой работой справятся даже трехлетние малыши. Дети  постарше смогут усложнить композицию. В этом случае часть листьев наклеивают один над другим, будто деревья заслоняют друг друга; одни деревья маленькие, низкие, располагаются дальше - перспектива; другие, большие, высокие, ближе. Можно попробовать включить в пейзаж изображения животных и людей. Еще заманчивее сделать пейзаж с отражением в воде. Для этого сначала подготавливается фон - рисуется (или выполняется аппликативно) вода, берег и небо. Лучше просто разделить лист на две части и нижнюю раскрасить в цвет воды. Двойные изображения желательно составлять параллельно: дерево и сразу же его отражение в перевернутом виде; кустик и его отражение и т.д. Деревья можно «посадить» по всей линии берега или же лишь на какой-то части. В воде могут отражаться не только деревья, но и солнышко, облака, пролетающие птицы.

C давних времен люди знали о пользе лесных даров и чудесном влиянии их на человека: дети играли природными дарами: шишками, желудями, изогнутыми ветками и корнями. С удовольствием нанизывали твердые ягоды на нити и использовали как украшение. Изготовляли из бересты различные предметы: игрушки, украшения, посуду, обувь.

В наш век скоростей, информации и технологий мы как никогда нуждаемся в поддержке и защите природы. И это чувство взаимно. Каждый год «Красная книга» увеличивается на несколько страниц, перелистывая в прошлое пропавших ее обитателей. Именно сейчас необходимо прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям, внушать, что природа и человек – едины. Веселые игры с природными материалами, простейшие манипуляции с ними дадут ребенку представление об их разнообразии, зарядят живительной силой, и обязательно побудят детей к творчеству. Соберите вместе с ребенком природный материал: шишки, палочки, семена и плоды растений, листья, ракушки, перья… Приготовьте вспомогательный материал: клей, пластилин, ткань… И начинайте увлекательный процесс: конструирование из природного материала. Эта деятельность обогатит знания и умения детей, а так же будет развивать самостоятельность, творчество, логическое мышление, уверенность в себе.

Научите своего малыша быть ближе к природе!

Помните, что природа – наш дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков....

«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....

Консультация для родителей: «Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом»

Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....

Консультация "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Изготовление игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера....

Система работы «Развитие художественных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом в рамках реализации ФГОС ДО».

Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту природных материалов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с природным материалом»

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней....