Речевое дыхание – что это такое и как с ним работать.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Данная статья предназначена в первую очередь педагогам детских дошкольных учреждений, но мне кажется, что и родители, творчески подходящие к воспитанию своего ребенка, могут найти в ней полезную информацию. Воспитание звуковой культуры речи включает не только формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильное их произношение, но и развитие целого ряда так называемых общих речевых навыков. К ним относятся: дыхание, голос, темп, интонационная выразительность, орфоэпия и дикция. Начинать воспитание звуковой культуры надо с дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_dyhanie_-_chto_eto_takoe_i_kak_s_nim_rabotat.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое дыхание – что это такое и как с ним работать.
Данная статья предназначена в первую очередь педагогам детских дошкольных учреждений, но мне кажется, что и родители, творчески подходящие к воспитанию своего ребенка, могут найти в ней полезную информацию. Воспитание звуковой культуры речи включает не только формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильное их произношение, но и развитие целого ряда так называемых общих речевых навыков. К ним относятся: дыхание, голос, темп, интонационная выразительность, орфоэпия и дикция. Начинать воспитание звуковой культуры надо с дыхания.
Дыхание
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Речевое дыхание существенно отличается от неречевого. В отличие от неречевого дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При неречевом, или иначе физиологическом, дыхании вдохи выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. Схема следующая:
ВДОХ - ВЫДОХ - ПАУЗА.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Схема следующая:
ВДОХ - ПАУЗА - ВЫДОХ.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительность.
Работу по развитию дыхания у детей следует начать с формирования диафрагмального дыхания (иначе его еще называют диафрагмально-брюшным или диафрагмально-реберным, в отличие от верхнее грудного, поверхностного, которое чаще всего встречается у детей младшего возраста). Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы - лежа на спине или стоя. Например, после дневного сна можно предложить детям «поиграть животиками». Дети, лежа в кроватках, кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, - затем выдыхают - животик втягивается. Делать это надо не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы, иначе могут возникнуть боли в животе. Малышам, чтобы было интереснее, можно положить на животик небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет - игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.
Следующий этап - это обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот. Для этого проводим следующие упражнения:
вдох носом - выдох носом
вдох носом – выдох ртом
вдох ртом – выдох ртом
вдох ртом – выдох носом
вначале можно помогать ребёнку, зажимая носик, закрывая рот ладошкой.
Готовя детей к выработке собственного речевого дыхания, особенно важно обратить внимание на ротовой выдох. Следует научить детей забирать воздух ртом и медленно его выпускать. Для этой цели можно предложить массу разнообразных игр, в которых надо дуть на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, султанчики и т.д. главная задача этих игр - вырабатывать сильный плавный удлинённый выдох, формировать целенаправленную воздушную струю.
Малышам до трех лет разрешается воздух дуть через губы, сложенные трубочкой, а дети более старшего возраста должны учиться делать полуулыбку и выдувать струю воздуха через маленькое овальное окошечко. Главное требование: игрушка должна находиться на уровне губ ребенка на расстоянии 10- 15 см, а щеки ни в коем случае не должны надуваться. Если же ребенок шумно дует, щеки надуваются, то можно предложить ему придерживать щеки указательными пальчиками.
Следует помнить, что дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать у детей головокружение вплоть до потери сознания, поэтому выполнять их нужно строго дорзированно - не более 3-5 раз.
Очередной этап – формирование речевого дыхания. Начать надо с пропевания гласных звуков: сначала на одном выдохе поется один звук, затем два.
Например, можно предложить звукоподражания: А-У (кричим в лесу), У-А
плачет малыш), И-А (кричит ослик).
Далее переходим к пению нескольких гласных звуков один за другим, например : А-О-У, А-У-И-Э и т. п.
Для того чтобы заинтересовать детей, можно предложить во время пропевания одного звука или цепочки звуков рисовать в воздухе указательными пальцами дорожки, тянуть воображаемые ниточки, наматываьть клубочки, даже делать зарядку: наклоны, повороты туловища или головы, приседания, движения рук через стороны вверх и вниз. Длительность пропевания зависит от возраста детей. Так, 2-летний ребенок может тянуть звук в течение 2 секунд или пропевать подряд два гласных, 3-летний - 3 I в сескунды или 3 звука и т. д.
У дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет.
Для развития речевого дыхания детей учат проговаривать на одном выдохе простые предложения, такие как:
«Этo утка», «Это собака». Здесь главная задача - отрабатывать мягкую атаку голоса, то есть первый звук [э] сказать мягко, медленно - экономно расходуя
воздух. Затем следует удлинять фразу, постепенно добавляя все новые слова. Каждая новая фраза произносится на одном выдохе. Например: «Это шарик. Это наш шарик. Это наш большой шарик. Это наш большой синий шарик». Количество слов во фразе не должно превышать количества лет ребенка.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить для проговаривания сложносочиненные и сложноподчиненные предложения: «Выглянуло солнышко, и снова запели птицы», «Мы не пошли гулять, потому что шел дождь». Необходимо учить детей читать стихи, выполнять пересказы с соблюдением правил речевого дыхания, а именно:
1) прежде чем сказать, надо вдохнуть;
2) во время речи стоять прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать
экономно;
3) соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.
Для того чтобы дети лучше поняли, где во фразе необходимо сделать паузу, можно предложить такой вид работы, как речь с движением. Это могут быть общие движения, например:
МЫ ШЛИ, ШЛИ, ШЛИ - (Шaгаеm на месте.)
Грибочки нашли. - (Развести руками перед собой.)
Нагнулись, сорвали,
в корзину, положили - (Изображать соответст6ующие движения. )
и дальше пошли. - (Шаги на месте.)
Могут быть и движения пальцев рук в сочетании с речью:
Дождик капнул на ладошку, - (Правым указательным пальцем постучать по левой ладони.)
На цветы - (Ладони сложить вместе, пальцы развести в стороны.)
И на дорожку. - (Широким жестом развести руки в стороны. )
Льется, льется - ой-ёй-ёй. - (Закрыть голову руками.)
Побежали все домой. - (Средний и указательный пальцы обеих рук бегут по столу.)
В эти игры с удовольствием играют дети уже с 3-летнего возраста.
В заключение разговора о формировании правильного речевого дыхания необходимо отметить, что детям любого возраста для развития дыхания очень полезно как можно больше петь.
Голос
Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса
это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса - произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т. д.
У детей, имеющих речевые дефекты, и у детей, страдающих частыми заболеваниями верхних дыхательных путей, хроническим насморком, могут наблюдаться нарушения голоса. Нарушения голоса могут возникать и в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемым постоянно громкой речью, особенно в холодное время года на улице, или при желании ребенка говорить не своим голосом (например, за папу или, наоборот, подражая речи маленького ребенка).
Неправильное использование голосовых возможностей часто бывает связано с особенностями личности ребенка Так, застенчивый ребенок обычно говорит тихо, гипервозбудимые дети, наоборот, говорят на повышенных тонах. Также следует отметить и негативное влияние неправильного воспитания, когда окружающие сами говорят слишком громко, к чему приучаются и дети, или если в помещении слишком шумно (постоянно включен телевизор или радио).
Задачей педагогов является следующее: во-первых, развивать у детей основные качества голоса - силу и высоту; во-вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Занятия с детьми по развитию голоса хорошо начать с Прослушивания кассеты или грамзаписи любой сказки. После этого нужно обсудить с детьми, как говорил автор (Выразительно), какой голос был, например, у Красной Шапочки (нежный, ласковый), у волка (грубый, страшный) и т. д.
На другом занятии следует побеседовать с детьми о том, где как нужно говорить. В транспорте, дома, когда кто-то отдыхает, надо говорить тихо, чтобы никому не мешать. На празднике, когда читают стихи, или на параде, когда отдают команду, наоборот, говорят громко, чтобы всем было слышно.
Затем можно перейти к играм, направленным на развитие силы голоса: «Скажи громко, скажи тихо, скажи шепотом». Это может быть игра
«Эхо», когда дети делятся на две группы и одна кричит громко: «АУ!», а другая отвечает тихо: «ау», или игра «Вьюга», в когда дети изображают голосом, как завывает вьюга: «у-у-у...» При этом можно, меняя силу голоса, показать, как вьюга затихает или, наоборот, усиливается. Можно предложить игру «Далеко и близко». В ней ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.
Затем в роли водящего выступает другой ребенок. В эти игры могут играть даже 2-3-летние малыши. Дети постарше могут учиться менять силу голоса |
при чтении специально подобранных стихотворений. |
Вот одно из них: |
Была тишина, тишина, тишина, (Тихий голос.) |
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Громкий голос.) |
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? - |
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Тихий голос.) |
Другой вид игр направлен на развитие умения говорить голосом, разной высоты. Например, игра «Большой и маленький», в которой ребёнок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок или как стучат большой молоток и маленький молоточек, и т. д.
Можно предложить игру, в которой речь сочетается с движением:
у медведя дом большой,
(Поднять руки вверх – говорить басом. )
А у зайца маленький.
(Присесть, руки опустить в низ говорить высоким голоском.)
Мишка наш пошел домой,
(Идти вперевалочку – говорить басом.)
Поскакал и заинька.
(Прыгать - говорить высоким голоском.)
А спускаться и подниматься по лестнице можно со словами:
Я иду наверх
(голос постепенно повышается),
я шагаю вниз
(голос постепенно понижается).
С детьми старшего дошкольного возраста хорошо пересказывать или разыгрывать сказки, в которых герои говорят голосами разной высоты. Это могут быть сказки «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «3аюшкина избушка» и др.
Темп
Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. От этого ухудшаются, внятность, четкость речи, артикуляция звуков; могут даже выпадать отдельные звуки и слоги, особенно часто «глотаются» окончания слов. Поэтому так важно вырабатывать у детей умеренный темп речи. Работа эта должна начинаться уже с полутора -двух лет.
В первую очередь взрослым следует обратить внимание на собственную речь, так как она является для малыша образцом, которому он подражает. Речь родителей и педагогов должна быть неторопливой, спокойной.
Существуют специальные игры, в которых ребенок впервые обращает внимание на темп своей речи и учится его регулировать. Для самых маленьких можно предложить игру, в которой дети изображают,
как капает дождик; вслед за педагогом они стучат по столу или по коленям указательными пальчиками, произнося звукоподражания: «кап, кап, кап...» Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется.
заканчивается игра словами: «Кап, кап - и кон-чил-ся». После этого руки разводятся в стороны.
В игре «Шaги» малыши изображают, как ходит старичок: ТОП-ТОП-ТОП...
( произносится медленно )
- и как бежит мальчик: топ-топ-топ... (nроизносится в быстром темпе).
Можно также предложить хорошо знакомую всем педагогам игру:
Большие ноги шли по дороге: ТОП-ТОП - ТОП... (в медленном темпе). Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ (в быстром темпе).
В этой игре темп речи должен соответствовать скорости шагов на месте.
Для более старших детей (с 3-4 лет) подойдут
подвижные игры - «Карусели», «ДОЖДИК», «Лесенка».
«Карусели»
Еле, еле, еле, еле 3авертелись карусели.
(говорить в медленном темпе.)
А потом, потом, потом
(Темп постепенно нарастает.)
Все бегом, бегом, бегом
(говорить в быстром темпе.)
Тише, дети, не спешите
(Темп постепенно замедляется.)
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
(Хлопать в ладоши и медленно говорить.)
Вот и кончилась игра.
«Дождик»
Капля раз, капля два,
Капли падают едва.
(Дети медленно идут друг за другом по кругу, медленно произнося слова.)
А потом, потом, потом
(Темп движения и речи нарастает.)
Все бегом, бегом, бегом.
(Дети бегут по кругу, быстро проuзнося слова.)
«Лесенка»
В игре «Лесенка» первая половина фразы произносится медленно, а вторая половина - быстро:
Вверх по ступенькам я иду.
Потом обратно вниз бегу.
Интонационная выразительность речи
Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий в себя мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение и тембр речи.
Meлодикa - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. д.). Мелодику формируют гласные звуки языка.
Темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов.
Тембр - звуковая окраска речи, отражающая ее эмоциональные оттенки.
Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.
Речь педагога должна быть эмоциональной, служить детям образцом интонационной выразительности, так как воспитывается это качество в основном путем подражания.
Начиная с 3 лет нужно учить детей передавать вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию. Для этого удобна игра «Магазин», в которой дети-«покупатели» спрашивают у продавца, сколько стоuт игрушка, а ребенок -«продавец» отвечает на этот вопрос.
Можно предложить считалки и диалоги, например:
- Заяц белый, куда бегал?
- в лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Кто украл?
- Родион.
- Родион?
- Выйди вон!
(Русская народная считалка)
- Ты куда идешь, медведь?
- в город, елку приглядетъ.
- А на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В лес возьму, в свое жилье.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко! Лучше принесу.
(Г. Виеру)
Нужно учить детей придавать голосу эмоциональную окраску - обида, печаль, удивление, недовольство, радость и т. д. Для этoй цели проводится игра с пальчиками:
Мизинец решил на прогулку идти,
Но безымянный не разрешил
(произносится строго);
А средний об этом услышал,
Едва из терпенья не вышел
(произносится гневно),
И печально сказал указательный:
«Огорчится большой обязательно».
Можно совместить эти игры с мимическими упражнениями, когда дети изображают по очереди больного, веселого, удивленного, сердитого человечка. При этом нужно произносить с определенной интонацией междометия:
Ах! Ах! Ах! - (удивленный человечек),
Ох! Ох! Ох! - (больной человечек),
Ай! Ай! Ай! - (недовольный человечек),
Ой! Ой! Ой! - (испуганный человечек),
Ай-я-яй! - (сердитый человечек).
В эту игру могут играть даже малыши, недавно начавшие говорить.
Еще один пример - стихотворение, которое сначала читает педагог, а затем
дети, подражая ему. Дети учатся передавать голосом различные эмоциональные состояния.
Сказала тетя:- Фи, футбол.
Сказала мама: - Фу, футбол.
Сестра сказала:- Ну, футбол.
А я ответил:- Во, футбол!
(Г. Сапгир)
Самым распространенным способом воспитания интонационной выразительности речи, конечно, является драматизация детьми знакомых сказок, рассказов, выразительное чтение стихов.
Орфоэпия
Педагогам и родителям следует обращать внимание на соблюдение детьми произносительных норм родного языка. Иногда дети в своей речи употребляют местный говор, просторечия, неправильно ставят ударение или «буквенно» произносят такие слова, как: «что», «чего», «кого».
Воспитание произносительной культуры речи у детей достигается путем постоянного исправления ошибок и по подражанию, когда педагоги дают детям правильные образцы произношения в собственной речи.
Дикция
Хорошая дикция, то есть четкое, ясное произнесение каждого звука, а так же слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно и тесно связана с правильным звукопроизношением. Нередко плохая дикция встречается у детей с неустойчивым вниманием, гипервозбудимых из-за недостаточного cocредоточения на речи говорящих, а также по причине низкого самоконтроля. У таких детей речь бывает недостаточно чёткой смазанной; они не всегда ясно произносят окончания слов, фраз.
Постепенно - с воспитанием внимания, привычки слушать речь oкpужающих и свою собственную, с развитием речевого дыхания и артикуляции, с овладением голосом - улучшается у ребенка и дикция.
Таким образом, все разделы работы по воспитанию звуковой культуры, речи у детей дошкольном возраста теснейшим образом связаны друг с другом. Важно помнить об этом и уделять достаточное внимание развитию каждого из общих речевых навыков .
Подготовила
Учитель-логопед Давлетбаева Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Формирование речевого дыхания у детей с ТНР, как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Материал предназначен для родителей и воспитателей....
консультация для родителей:«Что такое речевое дыхание и как его развивать»
Что такое речевое дыхание и как его развивать...
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...
Что такое речевое дыхание и как его развивать.
Что такое речевое дыхание и как его развивать.Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания – физиологического. В отличи от физиологического дыхания, происходящего автоматически, ...