Дидактические игры на развитие слухового восприятия
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ежова Анастасия Николаевна

Дидактические игры на развитие слухового восприятия

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry_na_razvitie_sluh._vos-ya.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия;

                                        Развивающие игры.

Для коррекции слухового восприятия:

  1. «Найди игрушку».

Оборудование: детские музыкальные инструменты, звуковые игрушки.

Описание. Воспитатель назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Затем прячет какую-либо игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на звучание колокольчика. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, колокольчик звучит громко, если удаляется – тихо.

Эту игру целесообразно повторять. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиск ребенка, например, ударять в бубен, звенеть погремушкой, хлопать в ладоши, стучать молоточком и т.п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от тихого к среднему, далее к громкому.

  1.  «У кого колокольчик».

Оборудование: детские музыкальные инструменты.

Описание. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать по голосу, за спиной какого ребенка (ребёнок произносит: «У меня») прозвенел колокольчик.

3.  «Что слышно?» 
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.; ширма. 
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что 
происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они 
слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. 
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за дверью. По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков». 
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. 
Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д. 


Для коррекции зрительного восприятия:

1.«Найди фрукты».  
Оборудование: планшет с изображением фигурки и фигурки-вкладыши. 
Описание. «Посмотри на этот планшет внимательно. На нём расположены фрукты.  После того, как фрукты я уберу, ты разложи их по своим местам». 

2.«Найди дорожку»
Оборудование: планшет с изображением простого лабиринта, карандаш. 
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. 
«Посмотри на этот планшет, на нем изображен лабиринт. 
Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии». 


3. «Исключение лишнего». 
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.  Можно использовать «Прозрачный квадрат» Воскобовича, «Геометрические блоки» Дьенеша. 
Описание. Посмотри внимательно на изображенные предметы и найди среди них такой, который отличается от других. Объясни свой выбор.


Для коррекции тактильного восприятия:

1 «Игра «Волшебный мешочек».

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера.

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, машинки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Достань что-нибудь». Ребенок достаёт игрушку, ощупывает и называет её.

  1. «Игра «Сухой бассейн».

Оборудование: Небольшое ведёрко с мелкой мозаикой, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, конус, призма и др.)

Ребёнок опускает руки в «Сухой бассейн» и на ощупь находит и называет фигуру которую нашёл.

3 «Игра «Телесные фигуры»

Описание. На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.

4. «Игра «День и ночь»

Оборудование: коробка с бортиками, объёмные геометрические фигуры или мелкие игрушки.

Описание. Когда скажу слово «день» вы поставьте 6 предметов слева направо, в верхней части коробки. А когда я скажу «ночь», то Сова, которая не спит ночью заберёт у вас один предмет. Дети определяют, какого предмета не стало.

Для коррекции произвольного внимания:

1.«Будь внимателен».

Описание. Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. «Найди отличия».

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение 
внимания. 
Оборудование: две куклы, имеющих различия. 
Описание. Ребенку предлагается: обследовать кукол и определить их различия. У куклы с правой стороны длинные волосы, она большая по размеру, на ней одежда: платье и т.д. А у куклы с левой стороны от меня короткие волосы, на голове шапочка, она маленького роста и т.д.

3.«Что где лежит?»
Оборудование:
 доска с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования. 
Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно 
предложенных эталонов фигур.

Литература.

1.  Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду с нарушением зрения. - М.: Город, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей сос сложной структурой дефекта

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей со сложной структурой дефекта...

Дидактические игры для развития слухового восприятия неречевых звуков

   Развивать слуховое восприятие детей можно при помощи дидактических игр. Предлагаю игры, направленных на развитие восприятия неречевых звуков. Игры представлены в порядке усложнения...

Дидактическое пособие на развитие слухового восприятия и наглядно-образного мышления

Выполнение данного упражнения способствует также развитию логического мышления, развитию наблюдательности и быстроте реакции....

Картотека дидактических игр на развитие слухового восприятия у детей 2-4 лет (ранний и младший дошкольный возраст)

Учитывая, что  ранний и младший дошкольный возраст являются сензетивными для развития сенсорного восприятия, частью которого является и слуховое восприятие, я убеждена,  что начина...