Картотека дидактических игр на развитие слухового восприятия у детей 2-4 лет (ранний и младший дошкольный возраст)
картотека по развитию речи (младшая группа)
Учитывая, что ранний и младший дошкольный возраст являются сензетивными для развития сенсорного восприятия, частью которого является и слуховое восприятие, я убеждена, что начинать целенаправленную работу по развитию слухового восприятия важно именно в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_na_razvitie_sluhovogo_vospriyatiya_u_detey_2.docx | 49.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр на развитие слухового восприятия у детей 2-4 лет (ранний и младший дошкольный возраст)
Пояснительная записка
В последнее время всё большую тревогу вызывает неуклонный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
Причин, приводящих к этому, очень много, и одной из них является недостаточное развитие слухового восприятия у детей. Дети в семье растут в атмосфере чрезмерной, избыточной зрительной стимуляции (телевизоры, компьютеры ит.п.), их окружает огромное количество посторонних звуков, которые сливаются для малыша в сплошной, привычный, фоновый шум, в котором он без посторонней помощи не научается вычленять необходимые для его речевого развития звуки, сосредотачиваться на них, различать из характерные особенности. Такие дети в будущем могут составить группу риска по развитию фонематического слуха, а в дальнейшем будут испытывать трудности в школьном обучении.
Учитывая, что ранний и младший дошкольный возраст являются сензетивными для развития сенсорного восприятия, частью которого является и слуховое восприятие, я убеждена, что начинать целенаправленную работу по развитию слухового восприятия важно именно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это станет прочной базой для развития фонематического слуха, да и всего психического развития ребёнка в целом.
В свое группе я регулярно вставляю в разные режимные моменты игры, развивающие слуховое восприятие малышей, используя известные разработки, придумываю свои игры, соответствующие лексической теме недели.
Вашему вниманию представляю перспективный план и картотеку игр, развивающих слуховое внимание малышей, подобранных по лексическим темам.
«Что ты слышишь?»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать неречевые бытовые звуки, разные по характеру звучания.
Оборудование: предметы, находящиеся в группе.
Описание игры: Детям предлагается посидеть тихо, сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
«Солнышко и дождик?»
1 вариант.
Цель: учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий, установить эмоциональный контакт взрослого с ребёнком.
Оборудование: игрушка для каждого ребёнка, аудиозапись танцевальной мелодии.
Описание игры: Пока звучит музыка, каждый танцует со своей игрушкой по всему пространству группы. Музыка резко прекращается — налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок прячется в объятиях воспитателя.
2 вариант.
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Описание игры: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите ко мне, в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«Едем и стоим»
Цель: учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий.
Оборудование: аудиозапись со звуками проезжающей машины, обручи-рули для детей.
Описание игры:
У нас машины разные,
Би-би-би.
Зелёные и красные,
Би-би-би.
Машины за машинами.
Би-би-би.
Шуршат своими шинами.
Би-би-би.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на машинах. Дети, поворачивая «руль», передвигаются по группе, пока звучит звук мотора. Когда мотор замолчал, машина остановилась.
«Самолёты»
Цель: Развивать речевой слух, умение реагировать на словесный сигнал.
Оборудование: игрушка-самолётик.
Описание игры: Воспитатель показывает детям самолётик, рассказывает, что он живёт на аэродроме. Каждый день самолётик отправляется в полёт, но как только услышит команду: «На посадку» – сразу возвращается домой. Хотите ли вы подружиться с нашим самолётиком и вместе с ним отправиться в полёт? Тогда полетели. Дети «расправляют крылья» и летят вслед за самолётиком. Когда воспитатель командует «Самолёты, на посадку», все присаживаются на ковёр.
«Кубик стучит, мячик прыгает»
Цель: Развивать переключаемость внимания, умение различать неречевые звуки, разные по характеру звучания и выполнять соответствующие движения.
Оборудование: кубики, мяч, мишка, зайка.
Описание игры: в гости к детям приходят мишка и зайка и предлагают поиграть. Мишка хочет строить дом из кубиков, а зайке нравится играть с мячом. Воспитатель с детьми слушает, как стучат друг о друга кубики (дети стучат одним кулачком о другой), и как прыгает мячик (дети подпрыгивают). Затем просит послушать, с кем они сейчас будут играть. За ширмой извлекает звук, а дети показывают соответствующее движение. Воспитатель выносит игрушку к детям, чтобы они убедились в правильности догадки.
«Поливаем огород»
Цель: развивать восприятие неречевых звуков, учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий.
Оборудование: ширма, лейка с водой, пустая миска, муляжи фруктов, обручи-грядки, маленькие леечки для детей.
Описание игры: Воспитатель приглашает детей на огород.
Мы пришли на огород,
Там капустка растёт.
Капуста очень любит пить водичку, но дождика давно не было. Давайте поможем капусте, польём её грядку из леечки. Раздаёт детям маленькие леечки и просит послушать, когда она включит кран с водичкой, тогда и поливать грядку. За ширмой начинает переливать воду из лейки в миску, делая паузы (кран закрылся, водичка не льётся). Так же можно полить грядки с другими овощами. В конце благодарит детей за помощь.
«Тихо – громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Описание игры: Воспитатель играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, приседают, «прячутся». Можно выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
«Зайка прыгает, а мишка топает»
Цель: дифференциация неречевых звуков по темпу звучания, развивать переключаемость слухового внимания, умение воспроизводить движения в соответствие с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений.
Оборудование: бубен, игрушечные зайка и мишка.
Описание игры: воспитатель предлагает детям потанцевать с мишкой и зайкой. Когда бубен играет быстро, танцует зайка, он прыгает на полянке. Когда бубен играет медленно, то танцует мишка, он топает ногами.
«Наседка и цыплята»
Цель: развивать речевой слух, учить определять направление источника звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: игрушечные курочка и цыплята
Описание игры: Воспитатель знакомит детей с курочкой и её детками-цыплятками. Предлагает поиграть с ними. Раздаёт цыплят детям и предлагает поуютней устроиться в гнёздышках, поспать. Пока цыплята спят, мама-курочка ходит по двору, ищет зёрнышки, а когда найдёт, позовёт цыплят к себе. Дети закрывают глаза, а воспитатель воспроизводит звукоподражание с разных сторон от детей. Дети «просыпаются» и спешат клевать зёрнышки в ту сторону, откуда слышался зов курочки.
«Кто в гости пришёл?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний.
Оборудование: изображения домашних животных или игрушки.
Описание игры: Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
«Постучим и погремим»
Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают предметы, ударяясь о разные поверхности.
Оборудование: самодельные шумелки из пуговиц.
Описание игры: Воспитатель детьми знакомятся с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с шумелками: стучат о деревянный и пластиковый стол, металлический таз, гремят в воздухе. Затем предлагают послушать, что делает воспитатель и сделать то же самое.
«В больнице»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.
Описание игры: воспитатель показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох, а мальчик тоненьким голоском: ох, ох. Логопед предлагает внимательно послушать, определить, кто вздохнул и пожалеть его.
«Большие ноги идут по дороге».
Цель: Развивать речевой слух, учить различать речь по темпу и интонации.
Описание игры: Воспитатель в соответствии с текстом потешки говорит то медленно, то быстро, то грубым голосом, то ласковым.
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП.
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ, топ-топ.
Можно «ходить» по ручкам, ножкам малыша. Важно играть эмоционально.
«Слышим звон и знаем, где он».
Цель: определять направление источника звука, ориентироваться в пространстве, понимать наречия спереди, сзади, сверху, снизу.
Оборудование: Колокольчик.
Описание игры: Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик спереди, сзади, сверху, снизу от ребёнка. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление
«В каком шкафчике спрятался бубенчик»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: 2 коробки, или шкафчика, бубенчик
Описание игры: Хитрый кот спрятал в шкафу бубенчик и думает, что дети его ни за что не найдут. Воспитатель предлагает детям перехитрить кота и покачать шкафчики. Что дети услышали? В каком шкафчике бубенчик?
«Угадай, где позвонили?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Писание игры: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади, спереди) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Где вы, детки?
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний, производимых высоким и низким голосом.
Оборудование: картинки или игрушки-муляжи домашних животных и их детёнышей
Описание игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
«Медвежонок маму потерял»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса, дифференциация звукоподражаний, производимых высоким и низким голосом.
Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Описание игры: воспитатель показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!». Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
«Птички летают и прыгают»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация музыкальных звуков.
Оборудование: металлофон, деревянные ложки, игрушки-птички, ширма.
Описание игры: воспитатель читает потешку, отстукивая с детьми ритм деревянными ложками.
Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Просит показать, как скачет дроздок. Потом играет на металлофоне фрагмент песенки М. Лазарева «Птички и Мишка», дети имитируют полёт птички.
Птички прилетели. Радостно запели:
Чик-чирик, чик-чирик.
Радостно летали, песни распевали:
Чик-чирик, чик-чирик.
Затем просит послушать и угадать, что делают сейчас птички.
«Сидит ворон на дубу»
Цель: развитие речевого слуха, умение различать речь по темпу звучания и реагировать на неё сменой действия.
Оборудование: дудочки, Иллюстрация к потешке «Сидит ворон на дубу»
Описание игры: Воспитатель показывает иллюстрацию и читает потешку.
Айду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
И играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,
Песня ладная, сказка складная!
Затем предлагает поиграть на дудочках с вороном.
Во время исполнения потешки дети имитируют игру на дудочке, при смене ритма (2 последние строки проговаривают в ускоренном темпе) дети хлопают в ладоши.
«Что делает дедушка?»
Цель: Учить распознавать несколько неречевых шумов, соотносить звук с предметом, его производящим.
Оборудование: газета, стакан с ложечкой, стул.
Описание игры: Дедушка хочет загадать детям загадку. Он за ширмой воспроизведёт «загадочный» звук, а дети должны угадать, что он в это время делает (разворачивает газету, Мешает чай в стакане, отодвигает стул.
«Мы по улице идём»
Цель: Учить сосредотачиваться на отдельных звуках улицы, выделять их из общего шумового фона.
Описание игры: а прогулке обращать внимание на звуки улицы, описывать их, привлекая внимание детей: зачирикал воробей, каркнула ворона, проехала машина, дворник подметает дорожку, скрипит дверь.
«Маленький музыкант»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: 2 набора музыкальных инструментов барабан, бубен, дудочка и др.
Описание игры: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна» и сыграть на таком же инструменте.
«Кого встретил колобок?»
Цель: развивать неречевой слух, учить дифференциации однородных звуков по темпу воспроизведения, пониманию наречий медленно-быстро.
Оборудование: барабанчик, игрушки колобок, заяц, медведь.
Описание игры: Воспитатель показывает из-за ширмы колобка, который катится по дорожке. Колобок останавливается и просит ребят прислушаться: кажется, кто-то приближается. Воспитатель быстро стучит в барабан.
– Да это зайчик! Как он прыгает? Дети имитируют прыжки зайчика.
Слышатся медленные удары в барабан. Зайчик убегает. Колобок просит послушать, кто же сейчас идёт. Появляется медведь. Дети вместе с медведем медленно топают ногами.
Игра повторяется несколько раз, колобок каждый раз спрашивает у детей, кто это идёт? Быстро или медленно?
«Машины за машинами,
Шуршат своими шинами».
Цель: Развивать слуховое внимание, учить заканчивать движение с окончанием мелодии»
Оборудование: Аудиозапись песни «Машина», маленькие обручи-рули для детей.
Описание игры: Дети под музыку ездят свободно, не наталкиваясь по группе, с окончанием музыки они должны остановиться.
«Солнце просыпается – цветочек распускается»
Цель: формировать звуковой образ металлофона, учить сравнивать высоту звуков, направление движения мелодии и выполнять подходящие действия.
Оборудование: Игрушки или иллюстрации солнышка, цветка, металлофон.
Описание игры: Воспитатель обговаривает с детьми, что утром, когда поднимается солнышко, цветочки раскрывают свои головки, а вечером, когда солнце заходит, цветочки закрываются. Дети показывают ладошками раскрытый и закрытый цветок. Затем проигрывает на металлофоне глиссандо вверх или вниз, а дети показывают ладошками раскрытый и закрытый цветок.
«Травушка-муравушка зелёненькая»
Цель: Развивать умение менять характер движения со сменой музыки.
Оборудование: Коврик-«Травка», аудиозапись танцевальной и спокойной мелодии.
Описание игры: Воспитатель и дети весело танцуют под быструю музыку, а когда заиграет спокойная музыка- ложатся отдохнуть на травушку-муравушку.
Ах, как весело по травушке скакать,
Как приятно нам на травке отдыхать.
«Дарики-дарики, злые комарики»
Цель: Развивать речевой слух, умение быстро реагировать на слово.
Описание игры: Воспитатель собирает в щепотку пальцы и делает кистью круговые движения:
Дарики-дарики, злые комарики,
Вились, кружились, и в ушко вцепились!
Воспитатель пытается дотронуться до названной части тела у ребёнка, а тот старается прикрыть её руками.
То же, называя другую часть тела (носик, щёчку, шейку)
«Ложки весело играют»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать предметы на слух по их звучанию и отвечать соответствующим действием.
Оборудование: деревянные и металлические ложки. Вариант 1. Педагог читает ритмичную потешку, желательно, используя игрушки или куклы Би-Ба-Бо (герои потешки), Дети держат ложки в двух руках, спинками друг к другу и отстукивают ритм.
Вариант 2 (усложнение). Мишка и кукла Маша подружились и весело играют. Мишка играет на деревянных ложках, вот так (вкладывает в лапы медведя деревянные ложки, стучит ими) и топает ногами. Дети топают вместе с Мишей. А Маша играет на металлических ложках и приседает. Дети выполняют «Пружинку». Затем воспитатель убирает игрушки за ширму и просит угадать, кто играет и как танцует.
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
«Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с песком, звонок от велосипеда, ширма, картинки с изображением детей, играющих с песком и водой, катающихся на велосипеде.
Описание игры: воспитатель напоминает детям, как летом они играли с водой, песком, катались на велосипеде, сопровождает каждое действие соответствующим звуком. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает песок, звенит велосипедным звонком). Дети должны определить действие и показать соответствующую картинку.
«Хлопаем и топаем»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения. Оборудование: кукла.
Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет еѐ имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп. Мы топаем ногами – топ, топ, топ. Мы чмокаем губами (почмокать три раза). Мы носиком сопим (посопеть три раза).) Затем предлагает детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Взрослый выполняет действия, спрашивает, что делала Маша и просит повторить её действие.
«Забиваем гвозди»
Цель: Развивать неречевой слух, дифференцировать звуки по темпу воспроизведения и силе звучания.
Оборудование: Большой молоток и маленький молоточек, предметы мебели.
Описание игры: Воспитатель сообщает, что несколько стульев в крупе расшаталось. Чтобы они вновь стали крепкими, нужно забить вылетевшие гвозди. У большого стула будем забивать большим молотком, а у маленьких кукольных стульчиков забьём маленьким молоточком. Большой молоток стучит медленно, вот так. А маленький молоточек спешит, стучит быстро, вот так. За ширмой воспитатель воспроизводит звук, а дети отгадывают, какой молоточек готов к работе и какой стул нужно ему принести.
«Угадай, что нужно делать»
Цель: развивать остроту слуха, умение различать шёпотную речь, правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Описание игры: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняет ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
-Возьми мишку и посади в машину.
-Возьми мишку из машины.
– Посади в машину куклу.
-Покатай куклу.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
«Шуршит, трещит»
Цель: дифференцировать неречевые звуки, близкие по звучанию.
Оборудование: плащ с застёжкой-молнией, зонтик, ширма, аудиозапись звука дождя, кукла, медвежонок.
Описание игры: Воспитатель беседует с детьми о том, что наступила осень, а осенью часто идут дожди. Наша знакомая кукла Маша защищается от дождя, надевая плащ. Дети рассматривают плащ, слушают, как трещит молния, когда плащ застёгивают. А медвежонок Миша прячется от дождя под зонтом. Слушают, как шуршит ткань на зонтике.
Затем включается аудиозапись звука дождя, игрушки убегают за ширму. Детям предлагают отгадать, кто собрался идти под дождиком гулять: Маша или Миша.
«Какой транспорт проехал»
Цель: Различать несколько неречевых шумов.
Оборудование: Аудиозапись звуков транспорта.
Описание игры: Воспитатель предлагает угадать, кто на каком транспорте сегодня поедет на прогулку. Включает какой-нибудь сигнал, ребёнок отгадывает и имитирует езду на этом транспорте.
«Кто пришёл в гости?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.
Оборудование: шапочки с ушками разных животных, ширма, аудиозапись с весёлой музыкой.
Описание игры: Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.
«Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, учить дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек от киндер-сюрпризов с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: воспитатель ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Взрослый и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем воспитатель перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
«Угадай, чей голосок!»
Цель: развивать речевой слух, ориентироваться на тембр голоса.
Оборудование: пустой стул
Описание игры: Воспитатель спрашивает детей: -Как можно позвать человека?
Дети предлагают разные варианты. В итоги все приходят к выводу, что звать человека нужно по имени. Можно использовать ласкательную форму: Оля – Оленька, Серёжа – Серёженька.
Это положение закрепляется – педагог просит детей позвать кого-то из своих друзей, предупреждая, что голос изменять нельзя (нужно звать своим голосом) и произносить имя нужно громко (чтобы тот, кого позвали, услышал)
Выбирается водящий. Он садится спиной к детям и (для надёжности!)зажмуривает глаза. Проговариваются слова:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Педагог неслышно передвигается за спинами сидящих на стульчиках детей. Тот ребёнок, которому положат на плечо руку, окликает по имени водящего.
«Весёлые подружки – неваляшки-игрушки»
Цель: развивать восприятие и дифференциацию неречевых звуков по их высоте.
Оборудование: ширма, 2 неваляшки разного размера, запись клипа «Неваляшки»
Описание игры: Воспитатель представляет детям двух поддержек – неваляшек (большую Машу-неваляшу и маленькую Дашу-неваляшу). Они очень весёлые и , когда встрется, всегда танцуют. Воспитатель с детьми прослушивает песню «Неваляшки», подтанцовывая как большая Маша-неваляша (стоя раскачиваясь из стороны в сторону), прислушиваясь, какие звуки она издаёт, и как Даша-неваляша, сидя на стуле наклонять туловище влево-вправо, прислушиваясь, какой тоненький звук у неё. Затем подружки предлагают поиграть и прячутся за ширму. Дети должны угадать, кто сейчас танцует, и показать её движение.
«Кто позвал тебя, узнай».
Цель: различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Оборудование: пустой стул
Описание игры:
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
(Имя водящего.)
«Где музыка?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука.
Оборудование: Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки (ведёрка).
Описание игры. Педагог показывает музыкальную шкатулку, знакомит детей с её звучанием. Рассказывает, что Маша хочет подарить своей маме музыкальную шкатулку с красивой мелодией. Но она спрятала её под одну из коробок, чтобы мама не узнала о сюрпризе и забыла, под какой коробкой она лежит. Просит детей помочь отыскать её. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно послушать, может быть, мы услышим её мелодию. Затем просит закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем педагог прячет заведённую шкатулку под коробку. Три коробки располагают в разных доступных местах. Затем педагог просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.
«Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
«Помоги одеться Мишутке»
Цель: развивать остроту слуха, умение вслушиваться в шёпотную речь, выполнять словесные указания взрослого, не сопровождаемые жестами.
Оборудование: предметы кукольной одежды, кукла Мишутка.
Описание игры: Воспитатель знакомит детей с малышом Мишуткой, сообщает, что ему очень хочется выйти с детьми на прогулку, узнать, в какие игры они играют зимой.
Дети приглашают малыша на прогулку, тот сразу же спешит к выходу. Дети с воспитателем останавливают его и говорят, что на улице холодно нужно одеться, предлагают свою помощь. Воспитатель шёпотом просит детей принести ту или иную вещь и надеть на Мишутку. Закончив одевание, дети отправляются на прогулку, играют с Мишуткой.
«Беги в свой домик»
Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, умение переключать внимание и действовать согласно сменившемуся звуковому сигналу.
Оборудование: аудиозапись быстрой мелодии и колыбельной, условные дома для детей (стульчики, обручи, постройки из крупного конструктора).
Описание игры: Воспитатель беседует с детьми, в каком городе они живут, что жители города делают днём, а что ночью. Предлагает, пока звучит быстрая музыка, изображать, что делает днём каждый из жителей города, а когда заиграет колыбельная, отправиться в свои домики – спать.
«Наряжаем ёлку»
Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, умение действовать по звуковому сигналу.
Оборудование: 2 комплекта ёлочных игрушек из разных материалов (стеклянные, пластиковые, мягкие), кукла, ёлочка, ширма.
Описание игры: Воспитатель рассказывает, что кукла Маша готовится к Новому году, наряжает ёлку. Но до верхних веточек она не дотягивается, не может хорошо повесить, и игрушки всё время сверху падают. Маша просит помощи у ребят, ведь они такие высокие, до самой макушки достанут.
Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, слушает, какой звук они издают, затем уносит один комплект за ширму. Дети прислушиваются, какая игрушка упала у Маши, и приносят к её ёлочке такую же, помогают прочно повесить на ветку. После любуемся ёлочкой, выполняем движения в соответствии со словами игры:
Мы развесили игрушки
ОТ подставки, до макушки.
Шарики цветные,
рыбки золотые,
Разноцветные флажки,
расписные петушки.
Громко хлопнула хлопушка:
БА-АХ!
Зазвенели все игрушки: -Ах! Ах!
«весёлые Петрушки!»
Цель: Развивать неречевой слух, умение распознавать звуки по звучанию.
Оборудование: Погремушка большая и маленькая, бубенчики, игрушка Би-ба-бо Петрушка.
Описание игры: Тили-тили-бом, Пришёл Петрушка,
Тили-тили-бом, как весел он.
Тили-тили –бом, гремит погремушкой,
Тили-тили-бои, бубенчиков трезвон.
Петрушка показывает детям свои игрушки и просит ребёнка поиграть и потанцевать с ним. Он издаёт звук, а дети отгадывают, нас какой игрушкой играет Петрушка.
«Гонки слонов»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: взрослый предлагает детям «превратить руки в слонов» и предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Воспитатель произносит слова: слон, слон, стоп, слон, стоп, слон, слон, слон
«Вьюга воет, а ветерок помогает?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по длительности: учить слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук).
Оборудование: картинки с изображением длинной и короткой дорожки.
Описание игры: воспитатель показывает по очереди картинки, объясняя, что вьюга поет долго: «У-У-У» и проводит вместе с ребёнком пальцем по длинной дорожке, а сынок-ветерок коротко: «у» и проводит пальцем по короткой дорожке. Затем предлагает послушать и определить, кто поет: вьюга или ветерок и показать их дорожку.
«Курочка пеструшка зёрнышки клюёт»
Цель: развивать неречевой слух, учить различать звуки по громкости звучания, ориентироваться в пространстве, употреблять наречия далеко-близко.
Оборудование: игрушечные курочка и цыплята, деревянная палочка, ширма.
Описание игры: Воспитатель знакомит детей с курочкой и её детками-цыплятками. Рассказывает, что курочка ходит по лужочку, ищет зёрнышки, а потом зовёт цыплят, угощает их. Предлагает послушать, далеко или близко ходит курочка. За ширмой стучит палочкой о стол громко или тихо. Дети угадывают, далеко или близко курочка и идут с цыплятами клевать зёрнышки далеко от воспитателя, или остаются рядом.
«Что стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: Аудиозапись с шумами улицы.
Описание игры: Воспитатель включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, мотоцикл, трамвай, автобус).
«Папа – мастер на все руки»
Цель: дифференцировать неречевые шумы, соотносить звук с конкретным предметом, который его издаёт.
Оборудование: Детские ил настоящие инструменты.
Описание игры: Воспитатель сообщает детям, что у них поломался стульчик. Кто смог бы починить его? Помните, как Димин папа помог нам отремонтировать полочку? Подводит к выводу, что можно попросить папу о помощи, но ему нужны инструменты. Рассматривают инструменты, вслушиваются, какой звук они издают (молоток стучит, ножовка трещит, клещи щёлкают). Потом просит послушать, каким инструментом работает папа и показать, как он работает этим инструментом.
«Узнай по голосу!»
Цель: различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же слова.
Оборудование: букет цветов.
Описание игры: Перед маминым праздником дети должны потренироваться. Чтобы нежно и ласково поздравить свою маму. Выбирают девочку, которая будет мамой. Она становится спиной к детям. Воспитатель молча вручает кому-нибудь из детей букет, и тот произносит по возможности нежным, ласковым голосом: «С праздником, мамочка!» Девочка-водящая угадывает, кто поздравлял маму.
«Дождик льёт и капает»
1 вариант.
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.
Оборудование: музыкальный треугольник или металлофон, картинка с изображением дождя.
Дождик лей, дождик лей,
На меня и на людей.
На меня – по крошечке,
На людей – по ложечке,
А на бабу Ягу –
Лей по целому ведру.
Описание игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку. Играя на треугольнике, предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!»).Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!»).
2 вариант.
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения. Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.
Описание игры: воспитатель говорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (логопед сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.
Игра «Три медведя»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация речевых звукокомплексов по высоте звучания.
Оборудование: картинки трёх медведей на каждого ребёнка.
Описание игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра «Песни леса»
Цель: развитие фонематического восприятия. Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.
Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у- у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.
«Кто Мишутку разбудил?»
Цель: развивать речевой слух, ориентироваться на индивидуальные особенности тембра, высоты, силы голоса других детей.
Оборудование: игрушечный медвежонок, стул, иллюстрация медведя, спящего в берлоге.
Описание игры: Главный герой игры – мягкая игрушка медвежонок. В игре участвуют все дети. Они садятся на стульчики полукругом. Напротив сидящих детей стоит свободный стул.
Воспитатель: Кто из вас, дети, знает, что делают зимой в лесу настоящие медведи?(Зимой медведи спят в берлоге.)
Выбирается ребенок, ему вручается игрушка. Ребёнок садится на отдельно стоящий стульчик и «укладывает» Мишутку спать. Чтобы не будить Мишутку, детям предлагают сидеть «тихо-тихо» – послушать тишину. Знаком педагог предлагает одному из детей «разбудить» Мишутку: «Мишутка, Мишутка, пора вставать!» Ребёнок, баюкавший игрушку, должен угадать, кто именно разбудил медвежонка. Если ребёнок правильно определит позвавшего, ему предоставляется право выбрать следующую «няню» для медвежонка.
«Высокие – низкие»
Цель: дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.
Оборудование; иллюстрации деревьев и кустарников.
Описание игры: Воспитатель обговаривает с детьми, что деревья высокие, веточки на ветру качаются в вышине и поют песенки высоким голосом. Дети поднимают руки вверх и раскачиваются, как деревья.
А кустики низкие, они поют на ветру низким голосом. Дети приседают, разводят руки в стороны.
Предлагает определить, с кем поёт ветер: с деревьями или кустами?
«Птицы летят»
Цель: Развитие речевого слуха, концентрации слухового внимания.
Оборудование; иллюстрации птиц, знакомых детям.
Описание игры: Перед детьми вывешиваются иллюстрации птиц. Воспитатель сообщает детям, что он будет называть птиц, которые летят к нам, но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны поднять руки вверх только тогда, когда услышат , что летит птица. Если скажут другое слово, то руки нужно спрятать за спину. Воспитатель медленно произносит фразы, делает паузы между ними ( ласточки летят, утки летят, стулья летят).
«Начинается игра, ловим, ловим комара»
Цель: Выделение в звуковом потоке согласного звука «З». Описание игры: взрослый называет и многократно повторяет согласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Детям предлагают пойти на луг, полюбоваться, как пчёлки собирают с цветочков мёд. Но к нам пристают надоедливые комары, которых нужно поймать. Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
З – Ж – З – З – Ж – Ж – З – Ж – З – З.
«Цирковые лошадки»
Цель: Развивать слуховое внимание, ориентируясь на темп звучания.
Оборудование: Деревянные ложки, игрушки-лошадки.
Описание игры: Воспитатель приглашает детей на цирковое представление. Сегодня выступают цирковые лошадки. Когда ложки стучат быстро, лошадки резво скачут по круглой арене, а когда ложки стучат медленно, лошадки кивают головой.
«Цветочки хотят попить»
Цель: развивать слуховое внимание, учить выделять в звуковом потоке гласный «а».
Оборудование; леечка, цветок, нарядная слуховая трубочка (свёрнутый в цилиндр лист картона).
Описание игры: Воспитатель объясняет, что цветы не могут обходиться без воды. Когда цветы хотят пить, они очень-очень тихо просят «а-а-а». Они говорят так тихо, что люди не слышат их голоса. Но сегодня к нам в руки попала волшебная слуховая трубочка, которая поможет услышать звуки природы и понять. Когда цветочки захотят пить.
Воспитатель вызывает ребёнка, вручает ему трубочку и произносит цепочку гласных, выделяя голосом звук «а»: А-У-О-Ы-А-А. Услышав Звук «а», ребёнок «поливает» цветок из леечки.
«Овощной магазин»
Цель: Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: Муляжи овощей, витрина магазина.
Описание игры: Мама-зайчиха попросила своего зайчонка сходить в магазин за овощами (воспитатель называет 2 овоща), на зайка всё позабыл, что ему велели купить. Воспитатель спрашивает деток, не помогут ли они зайчонку? Нужно вспомнить, что попросила зайчиха и попросить эти овощи в магазине у продавца – другого ребёнка..
«Какие детки падают с ветки?»
Цель: различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.
Оборудование: живые фрукты или муляжи яблока и винограда, изображение яблони, виноградной лозы.
Описание игры: Воспитатель показывает детям изображение яблони и виноградника со спелыми плодами. Посмотрите, какой урожай созрел в саду! Пролетал мимо сада шаловливый ветерок, подул на виноградную лозу, и упала на землю виноградинка. Демонстрирует детям, как легко падает виноградина.Понравилось это ветерку, решил он яблоню раскачать, яблоко сбить. Легонько подул, но яблоко большое, тяжёлое, непросто его с ветки уронить! Собрался с силами ветерок и подул, что есть мочи. И упало большое яблоко на землю, громко шлёпнулось. Вот так. Демонстрирует, как падает яблоко, сравнивает громкость звука.
Ветер по саду летал,
Ветер с фруктами играл.
Яблоко и виноград
Уронить на землю рад.
Послушайте, что упало с ветки? За ширмой воспитатель роняет поочерёдно то яблоко, то виноградину, а дети отгадывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА
У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п...
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...
Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений ...
Картотека дидактических игр для развитие слухового восприятия у детей 2-3лет
Учитывая, что ранний и младший дошкольный возраст являются сензетивными для развития сенсорного восприятия, частью которого является и слуховое восприятие, я убеждена, что начина...
Картотека дидактических игр для развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет
Учитывая, что ранний и младший дошкольный возраст являются сензетивными для развития сенсорного восприятия, частью которого является и слуховое восприятие, я убеждена, что начина...
Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений по...