Нарушения зрения, их причины и симптомы
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Сафронова Татьяна Петровна

Нарушения зрения, их причины и симптомы:

  • причины серьезных нарушений зрения

  • классификация серьезных зрительных нарушений

  • симптомы нарушения зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_zreniya_ih_prichiny_i_simptomy.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения зрения, их причины и симптомы

Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из двадцати детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. Нарушения зрения, с которыми учителя могут столкнуться на практике:

  • затуманенное зрение (амблиопия) — это ослабление зрения, которое не может быть скорректировано только очками;
  • косоглазие (страбизм) — это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;
  • неспособность различать цвета (дальтонизм) — это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;
  • разновидность поражения сетчатки глаза (синдром Терри) — возникает вскоре после рождения у некоторых недоношенных детей, испытывающих изменения в кровеносных сосудах чувствительной оболочки глазного яблока, что может навсегда испортить зрение ребенка;
  • близорукость (миопия) — изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;
  • дальнозоркость (гиперметропия) — изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз и даже косоглазию;
  • дефокусировка (астигматизм), как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;
  • опущение верхнего века (птоз) — дефект, при котором веко может быть слегка опущено или даже полностью закрывать зрачок;
  • воспаление глаз (конъюнктивит) отличается характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;
  • слабое ночное зрение (куриная слепота) — человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы.

Причины серьезных нарушений зрения

  • Врожденные: вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмозидр.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности; наследственной передачей некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).
  • Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; в связи с повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; у недоношенных детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
  • Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обусловливающих снижение зрения, может быть несколько.

Классификация серьезных зрительных нарушений

Различают следующие типы детей с нарушениями зрения:

  • Слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04).
  • Слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2).
  • Дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3). Зрительное нарушение — это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 градусов.

Симптомы нарушения зрения

  • У ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз.
  • Чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого.
  • Ребенок хмурится при ярком свете.
  • Косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание.
  • Нарушение зрительно-моторной координации — может попасть в мелкое отверстие или поставить точку в нужном месте.
  • Проблемы, связанные с перемещением в пространстве, — ребенок ударяется о стоящие предметы, роняет вещи на пол.
  • Ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам; хмурится при чтении.
  • Ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой. •Ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает.
  • Ребенок трет глаза в процессе чтения, после непродолжительного чтения; ведет пальцем по строчке при чтении; способен читать только в течение непродолжительного времени.
  • В письменных работах — ребенок жалуется на головные боли и переутомление глаз.
  • Тошнота и головокружение при зрительной нагрузке.
  • Ребенок жалуется, что его укачивает.
  • Говорит о двоении в глазах.

Литература:

  1. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (сборник методических рекомендаций). Департамент образования города Москвы. Московский городской психолого-педагогический университет. Институт проблем инклюзивного образования Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Серия «Инклюзивное образование»,  Москва , 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Гепатит: причины развития, симптомы, течение»

Консультации для родителей «Гепатит: причины развития, симптомы, течение»...

Нарушения зрения у детей и подростков: причины, классификация, особенности психического развития и специального обучения.

В статье проведен краткий анализ офтальмологической тифлопедагогической литературы по теме "Нарушения зрения у детей и подростков: причины, классификация, особенности психического развития и специальн...

Анализ причин и симптомов психологического конфликта у дошкольников

АНАЛИЗ ПРИЧИН И СИМПТОМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ  Кабарова Ирина ИгоревнаНижегородский государственный технический университетим. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород В...

Консультация для родителей «Нарушение зрения у детей. Амблиопия: причины, методы лечения».

Консультация для родителей «Нарушение зрения у детей.Амблиопия: причины, методы лечения» Амблиопия («ленивый глаз») — это понижение зрения, при котором один из двух глаз почти...

Автор статьи «Причины и признаки нарушений зрения».

Опубликованна статья «Причины и признаки нарушений зрения»(автор: Щербакова Анжела Владимировна) принята к печати 13 октября 2017 г. ибудет опубликована в журнале «Молодой ученый&raq...

Консультация для педагогов. Тема: «Определение основных (базовых) функций зрения, симптомы нарушений зрения»

В статье рассматриваются основные симптомы зрительных нарушений и основные зрительные функции...

Причины нарушения зрения

Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний.Зрение играет главную роль п...