Речевые игры и упражнения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан – Удэ, Республика Бурятия, 670017
Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, Е-mail: belochka-57@yandex.ru
Речевые игры и упражнения
«Защитники Отечества».
Выполнила: Шалаева Елена Степановна,
первая квалификационная категория.
г. Улан-Удэ.
2024год.
Защитники Отечества.
Развитие общих речевых навыков
- Солдаты на тренировке.
Динамические упражнения:
- Развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх, прогнувшись назад, сделать глубокий вдох через нос. Затем сдавить грудную клетку ладонями в верхнем и нижнем отделах, одновременно опустить голову вниз и выполнить плавный длительный выдох через рот.
- Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, делать вдох носом. Затем наклониться вперед, к пальцам ног, выполнить медленный выдох через рот, произнося: ф – ф- ф – ф- ф.—у – у- у.
- Выполнить вдох носом, наклонить корпус вперед и правой рукой достать пальцы левой ноги, произнося на выдохе: ха – хо – ху. Повторить упражнение, и левой рукой достать пальцы правой ноги, произнося на выдохе: фа – фо – фу.
- Парад.
Цель: развитие речевого дыхания, расширение высотного диапазона голоса. Работа над темпом и ритмом речи.
Ход: Взрослый рассказывает детям о параде. Затем предлагает выполнить задание: сделать полный вдох, на выдохе – протяжно произносить слово «ура» с постепенным увеличением силы голоса.
Ура! (тихо) УРА! (погромче) УРА! (громко).
Упражнение можно усложнить: произносить на выдохе цепочку слов в медленном, а затем быстром темпе:
Ура – ура – ура (тихо, в медленном темпе);
УРА – УРА – УРА (громко, в быстром темпе).
Развитие памяти, внимания, мышления
- Что перепутал художник?
Цель: Развитие зрительного внимания и логического мышления.
- Отгадай загадки
Я – на войне боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.
(Танк)
Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он немеет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу.
(Пограничник)
Под водой железный кит,
Днем и ночью он не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой.
(Подводная лодка)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
(Вертолет)
Зонтик я – весь белый-белый,
Я большой и очень смелый.
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю.
(парашют)
3. Выучить стихотворение
С. Маршака. "Февраль"
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Развитие лексики и грамматического строя речи
- Один – много
Цель: Употребление имен существительных в единственном и множественном числе Именительного падежа.
Ход игры: Взрослый называет слово в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, повторяет слово, употребив его во множественном числе Именительного падежа, и возвращает взрослому мяч.
Танк – танки
Парашют – парашюты
Ракета – ракеты
Винтовка – винтовки
Ружье – ружья
Ракетчик – ракетчики
Герой – герои
Танкист – танкисты
Пограничник - пограничники
Летчик – летчики
- Скажи со словом «много»
Цель: Учить детей употреблять имена существительные во мн. ч. Род. п.
Ход игры: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какую – либо посуду. Ребенок ловит мяч и называет посуду со словом «много».
Танк – много танков
Парашют – много парашютов
Ракета – много ракет
Винтовка – много винтовок
Ружье – много ружей
Ракетчик – много ракетчиков
Герой – много героев
Танкист – много танкистов
Пограничник – много пограничников
Летчик – много летчиков
3. Добавлялки
Взрослый произносит незаконченное предложение, ребенок дополняет его и повторяет предложение полностью
Охраняет границы … (пограничник).
Едет на танке … (танкист).
Прыгает с парашютом … (парашютист).
Плавает на подводной лодке … (подводник).
Служит на море … (моряк).
Управляет вертолётом … (вертолётчик)
4. Сосчитай – ка
Цель: Учить детей согласовывать имена существительные с числительными один, два, пять.
Ход: Воспитатель предлагает детям изменить слова по образцу. игра проводится с мячом.
Одна подводная лодка, две подводные лодки, три подводные лодки, три подводные лодки, четыре подводные лодки, пять подводных лодок.
Один боевой вертолёт, …
Один тяжёлый танк, …
Один большой парашют, …
Один храбрый боец, …
Один артиллерист, …
Один моряк, …
Один пистолет …
Одна пушка, …
Один пехотинец, …
Один летчик, …
Один солдат, …
- Кто больше?
Цель: Расширение словаря детей качественными прилагательными.
Ход: взрослый называет слово и предлагает ребенку подобрать к нему как можно больше слов – признаков.
Солдат (какой?) – солдат храбрый, отважный, смелый, мужественный, отважный, смелый, добрый… .
Родина какая? - ….
Парашют какой? … .
- Кому что нужно?
Танкисту нужен …. (танк).
Вертолётчику нужен …. (вертолёт).
Моряку нужен … (корабль).
Летчику нужен … (самолёт).
- Назови по образцу
Цель: образование существительного, обозначающего профессию.
Артиллерия – артиллерист
Вертолёт – вертолетчик
Кавалерия –
Пехота –
Разведка –
Танк –
Пулемёт –
Десант –
Граница –
Море –
Парашют –
Ракета -
Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением.
- Речь с движением.
Свой ремень
Мне подарил
Старший брат.
Целый день
Я мастерил автомат.
А потом – надел пилотку,
Изменил слегка походку:
- Левой! Левой! –
Через двор.
У березы
Встал в дозор.
Вечер. Звезды.
Тишина.
За спиною –
Вся страна.
(Сводят и разводят кулаки
перед грудью.)
(Ритмично ударяют кулаками
друг о друга.)
(Надевают пилотку.)
(Ставят руки на пояс.)
(Маршируют на месте, ритмично двигая руками.)
(Останавливаются, «держат автомат» двумя руками справа.)
(Делают поворот головы вправо.)
(Влево.)
(Смотрят вперед.)
(Прикладывают правую руку к виску – «отдают честь».)
- Выложить из палочек фигурку (по образцу)
Развитие фонематических функций
- Раздели слова на слоги
Цель: Учить детей определять количество слогов в слове.
Ход игры: Ребенок прохлопывает слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.
Лёт – чик, мо – ряк, тан – кист, по – гра – нич – ник, сол – дат, о – фи – цер.
- Назови первый и последний звуки в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове. учить определять последний звук в слове
Ход игры. Педагог предлагает детям назвать первый звук в словах. назвать последний звук в словах
Летчик – [Л’], [К].
Самолёт –[С],[Т].
Танк –[Т],[К].
Парашют – [П], [Т].
Автомат –[А],[Т].
Война –[В],[А].
Граница – [Г],[А].
Пехота – [П’],[А].
Защитник –[З],[К].
Солдат –[С],[Т].
Дозор – [Д],[Р].
Истребитель - [И],[Л’].
Развитие связной речи
- Текст для пересказа
СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот и говорит одна другой:
- мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Что же сказать, - говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг на встречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит, любуются им женщины. Другой песни поёт – соловьем заливается, заслушались женщины. А третий – к матери: взял у неёё тяжелые вёдра и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну, что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
В. Осеева
Вопросы
Что делали женщины у колодца?
Что говорила каждая из женщин о своём сыне?
Что делали сыновья, когда встретили своих матерей?
Почему старик сказал, что видит только одного сына?
2. Собери предложение
Самолет, в, военный, небо, поднялся
Читают, книги, о, мальчики, войне.
На, моряк, служит, корабле.
Пограничник, собакой, границу, c, охраняет.
Литература
- Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда. Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ОНР; СПБ 2009.
- Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста; СПБ 2006.
ТЕМА: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры и упражнения
В предлагаемом материале мною собраны различные игры и упражнения для развития речевых и вокальных навыков детей, чувства ритма и памяти, развития дыхания и укрепления различных групп мышц. Этот матер...
Речевые игры и упражнения по теме "Профессии"
В данном файле систематизирован дидактический материал по лексико-грамматической теме "Профессии": 1. Задачи ознакомления с темой "Профессии". 2. Рекомендации родителям по ознакомлению детей с темой "...
Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста
Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....
Речевые игры и упражнения
Игры на звукоподражания и ритм, тихое и громкое произношение....
Речевые игры и упражнения для детей средней группы
Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...
статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет
2.1 Понятие речевые игры и упражнение . Речевые игры мы относим , к обучающим дидактические, сюжетно-дидакт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....