Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_komunikativnyh_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ
Способности к коммуникации и активное познание окружающего мира считаются важными компонентами развития ребёнка дошкольного возраста в личностном и социальном плане. Отношения людей между собой и с обществом реализуется в общении. Одним из показателей взаимодействия ребенка в обществе являются сформированные способности к коммуникации. Коммуникативные навыки помогают в разрешении проблемной ситуации, преодолении робости и смущения, формировании отношений с окружающими, успешной деятельности в обществе.
Коммуникативная деятельность в воспитательном и образовательном процессе согласно ФГОС ДО является одним из главных направлений развития детей дошкольного возраста на данный момент.
Воспитать ребёнка, обладающего знаниями и умениями в области коммуникации, адаптации в обществе - важная задача педагога.
В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений.
Общение положительно влияет на оценивание ребенка самим собой, его внутренние характеристики:
- адекватное представление о себе и своих возможностях;
- уверенность в собственных силах;
- комфортность эмоционального состояния.
Социализироваться, быть значимой личностью в социальном плане, понять себя и найти свое место в мире можно только в процессе общения с другими людьми.
Речевое развитие во многом определяет компетентность коммуникации ребенка дошкольного возраста. Речь является важной ВПФ, участвует в поведенческой регуляции и детской деятельности.
У детей с ОВЗ помимо нарушений ТНР и ЗПР, часто выявляются сочетанные нарушения, которые затрудняют процесс коммуникации. К психологическим особенностям этих детей относят: робость, замкнутость, агрессивное и нерешительное общение с окружающими. Специфическими чертами в поведения в общем и речи являются контактные ограничения, медленное ситуационное включение в общение, слабое или отсутствие поддержки беседы.
У детей-дошкольников наблюдаются затруднения или неверное определений эмоций у собеседника, невозможность правильно передать состояние эмоций, пассивность в общении, отсутствие личного мнения и желания, равнодушие к детям своего возраста, отказ от помощи взрослых и детей, зачастую невозможность речевого урегулирование проблемы приводит к конфликту среди сверстников.
Такие особенности в сфере коммуникации у детей с особыми возможностями здоровья определяют всестороннюю коррекционную работу.
Только в ходе всестороннего и грамотного в организации процесса обучения и воспитания, при учете всех особенностей и потребностей развития психики детей с ОВЗ, можно раскрыть потенциал ребенка.
В формировании коммуникации и развития личности ребенка с нарушениями участвуют все специалисты дошкольного учреждения, такие как воспитатели, учитель-логопед и дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. При совместном сопровождении ребенка достигается всестороннее развитие личности и расширение коммуникативной способности.
Проводимые занятия со специалистами имеют разную сложность, способы объяснения и реализуются в условиях процесса обучения и во второй половине дня при выполнении режимных моментов в дополнении к плану обучения.
При формировании в сфере коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с ОВЗ используются методы и приемы для преодоления недоразвития речи и навыков коммуникации. При использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, специалисты ведут работу по развитию диалога и театрализованной деятельности.
Исходя из этого, дети учатся определять эмоции собеседника и людей находящихся рядом, поделиться впечатлениями о них; извлекать информацию из общения с окружающими, уважать мнение собеседника и способность его слушать, высказывать свое мнение и учитывать мнение собеседника, участвуют в играх с товарищами, учатся преодолевать конфликты, оказывать и принимать помощь.
Список использованной литературы:
- Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]. учебно-методическое пособие. - СПБ., 2005.
- Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст].- СПб., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Теория и практический материал по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...
Дидактическое пособие для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста "Многофункциональный кубик".
Дидактический материал, содержит несколько вариантов игры, которые способствуют общему развитию речи детей....