Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Всем известно, если у ребенка двигательная активность развита хорошо, то и речь,будет развиваться лучше. Дети с нарушениями речи, как правило, бывают со слабой общей моторикой (движения недостаточно четкие и организованные, наблюдается недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Эти несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами. Вот несколько примеров логоритмических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план по логоритмике | 52.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 233 ОАО «РЖД»
Перспективный план
занятий по логоритмике в первой младшей группе «Кнопочки»
Составитель:
воспитатель: Галото А. Л.
2021-2022 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Содержание психолого-педагогической работы по логоритмике
- Цели и задачи.
- Основные принципы работы
- Содержание непосредственно образовательной деятельности по логоритмике
- Ожидаемые результаты
- Календарно-тематический план работы по логоритмике.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возраст обучающихся детей 2-3 года
Продолжительность образовательного процесса –1год
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмике.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей, с так называемым, речевым негативизмом, так как логоритмика создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Игры по логоритмике направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход игр вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Перспективный план по логоритмике составлен воспитателем на 1 год (1 младшая группа). Длительность проходит в соответствии с требованиями ФГОС. В данной программе отражены следующие разделы:
- задачи (развитие речи, развитие моторики, развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья детей);
- тематическое планирование;
- ожидаемые результаты на каждый учебный год.
- СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2.1 Цель:
- коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
- развивать и увеличивать объём зрительной памяти;
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
2.2. Основные принципы работы
Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
2.3. СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только корригировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3-5 ЛЕТ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Сентябрь | 2,3 | Мониторинг | |
Сентябрь | 4 | Детский сад | 1.Упражнение «Ножки и ладошки» Цель: развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. 2.Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции. 3.Упражнение. «Подуем на кашу», «Вкусная каша» Цель: развитие длительного плавного выдоха. 4.Упражнение «По дороге в д/с» Цель: воспитание способностей восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться с данным образом. |
Октябрь | 1 | Осенние хлопоты | 1.Упражнение «Дождик» Цель: на развитие устойчивости внимания, точности выполнения словесной инструкции 2.Артикуляционное упражнение «Окошечко» Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции. 3.Дыхательное упражнение «Ветер и листья» Цель: работа над воспитанием правильного физиологического дыхания. 4.Игра «Соберем листья» Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции. |
2 | Дары осени | 1.Упражнение «Гриб» Цель: развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. 2.Логопедическая гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» Цель: для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка; для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. 3.Дыхательное упражнение «Ветер и листья» Цель: работа над воспитанием правильного физиологического дыхания. 4.Упражнение «Солнышко и дождик» Цель: на развитие устойчивости внимания, точности выполнения словесной инструкции | |
3 | Мы растем | 1.Упражнение «Игра с зайкой» Цель: развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. 2.Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции. 3.Дыхательное упражнение «Большой и маленький» Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький. 4.Игра «Кто скорее возьмет погремушку» Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции | |
4 | Моя дорогая Бурятия | 1.Упражнение «Воробей» Цель:развитие слухового внимания. В наш весёлый сад Прилетел воробей и поёт. Воробей, воробей, не дремли, Кто мяукнет, узнай? 2.Логопедическая гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» Цель: для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка; для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. 3.Игра «Стой, олень!» Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции. | |
Ноябрь | 1 | По дороге детства (неделя безопасности) | 1.Упражнение «Самолеты» Цель: развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. 2.Дыхательное упражнение «Каша кипит». Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. 3.Упражнение «Жил был зайчик» Цель: развитие мелкой Моторики. 4.Упражнение «Поехали» Цель: развивать чувство музыкального и речевого темпов |
2 | Дружба-это хорошо, дружба-это весело | 1.Артикуляционное упражнение «Дудочка» Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции. 2.Игра «Затейники» Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, скажем дружно Потом делаем... вот так. 3.Упражнение « ПУЗЫРИКИ». Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. | |
3 | Наши любимые игрушки | 1.Упражнение «Солдатик» Цель: развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. 2.Артикуляционное упражнение «Дудочка» Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции. 3.Логопедическое упражнение «Лошадка» Цель: для укрепления мышц языка, выработки подъема языка 4.Игра «Мой веселый звонкий мяч» Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции. | |
4 | С днем Рождения Детский сад! | 1.Логопедическая гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» Цель: для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка; для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. 2.Дыхательное упражнение «Снежки» Цель: воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи 3.Игра «Ловля оленей» Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции. 4.Массаж рук «Строим дом» 5.Упражнение на развитие мимической моторики «Потерялся в чужом городе» | |
декабрь | 1 | Все профессии хороши | 1.Упражнение «Транспорт». Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Сжимать и разжимать пальчики. Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. 2. Лото «Профессии» 3.Упражнение на дыхание «Насос» Цель: воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи. 4.Дидактическая игра «Не ошибись» Цель: активизация словаря, логического мышления, внимания, сообразительности.(кому что нужно для работы) |
2 | Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает | 1.Логопедическая гимнастика «Морозята удивляются» (для укрепления губ). «Морозята улыбаются» (на развитие мимико - артикуляторных мышц). «Морозята дразнятся» (на развитие языка). «Морозята шалят» (на развитие губ). 2.Игра «Заморожу» Цель: развитие быстроты двигательной реакции. 3.Пение «У» с жестом (разводим руки)(ветер воет) | |
3 | Мы- спортсмены | 1.Дыхательное упражнение «загони мяч в ворота» Цель: выработка направленной воздушной струи. 2.Артикуляционная гимнастика «Спрячь конфетку» (футбол) Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции. 3.Игра «Кто быстрее до флажка» Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции. 4.Пальчиковая гимнастика «На коньках» | |
4 | Здравствуй, Новый год! | 1.Дыхательное упражнение «Снежки» Цель: воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи. 2.Украшение елочки (пальчиковое рисование) 3.Упражнение «Зайчик» Цель: развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. 4.Пение песенки «В лесу родилась елочка» (с выполнением движений по тексту) | |
январь | 2 | Зимние забавы | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» Цель: развитие тонкой моторики 2.Подвижная игра «Снежная баба» Цель: развитие общей моторики, творческого воображения, координация речи с движением Цель: воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи |
3 | Минута Славы | 1.Артикуляционная гимнастика «Часики» Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции. 2.Пальчиковая гимнастика «ВСТРЕЧА» На правой ручке - пальчики. На левой ручке – пальчики. Пришла пора им встретиться Готовьте чемоданчики! (пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками) 3.Упражнение «Мы артисты» (Пение « А» с Жестом. ( разводим руки) Пение «У» с Жестом. ( разводим руки) Пение А, У с Жестом. Пение У, А с Жестом). | |
4 | Наши любимые домашние питомцы | 1.Упражнение «Пожалеем киску». Цель: развивать пантомимические способности, воспитывать доброе отношение к животным 2.Упражнение «Как у нашего кота» Цель: на развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование координации, силу тонких движений 3.Игра «Кот и мыши» 4.Логопедическая гимнастика «Кот лакает молоко» Цель: на развитие подвижности кончика языка 5.Народная игра-диалог «Кисонька- мурысенька» Цель: совершенствование диалогической речи. 6.Пальчиковая гимнастика «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» "Мяу", - котѐнок, ( одновременно на двух руках соединить большой и указательный палец) "Му", - телѐнок, ( средний с большим) "Ме", - козлѐнок, ( безымянный с большим) "Гав", - щенок (мизинец с большим) Дружно песни распевают (сжимают и разжимают кулаки) Ждут хозяйку у ворот. ("ворота"-ладони соединяют вместе) | |
февраль | 1 | Безопасное детство | 1.Стихотворение с движением «Поедалочка». 2.Дыхательное упражнение «Каша кипит». Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. 3.Упражнение«Тук-тук» Цель: развитие чувства ритма, дыхания, мелкой моторики, речи под музыкальное сопровождение . 4.Упражнение на развитие слухового внимания «Светофор» Цель: развивать у детей умение менять движения со сменой музыки. |
2 | В здоровом теле- здоровый дух | 1.Дыхательное упражнение «Нюхаем цветы» Цель: развивать навык естественного вдоха и выдоха. 2.Упражнение «Мы мячик поднимаем» Мы мячик поднимаем, Мы мячик опускаем, Мы мячик подаем И бегаем кругом. 3.Чтение потешки «Водичка- водичка». | |
3 | Папа мама я дружная семья | 1.Пальчиковая гимнастика «СЕМЬЯ» Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама. Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. (разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого) 2.Упражнение «Поедалочка» 3.Упражнение «Чайник» Цель: развитие творческого воображения, общих речевых навыков 4.Игра «Сегодня маме помогаем» Цель: развивать ловкость, координацию движений 5.Логопедическая гимнастика. «Ах, как вкусно!»; «Очень вкусно»; «Откусим пышку» Цель: развитие артикуляционной моторики | |
4 | Папа может все | 1.Игра на развитие слухового внимания «На самолете» Пальчиковая гимнастика «Транспорт». Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Сжимать и разжимать пальчики. Машина, вертолѐт, Трамвай, автобус, самолѐт. 2.Игра- имитация «Папа может папа может все что угодно». 3.Обводка трафаретов. | |
март | 1 | Мамин праздник | 1.Артикуляционная гимнастика «Шарик» 2.Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник» Мамочка, мамочка, Любимая моя, Ведь ты знаешь, мамочка, Как я люблю тебя. «Маму очень я люблю, ей цветочек подарю» 3.Рисование цветов по трафарету. 4.Нанизывание бусинок на Шнурок. |
2 | Мы мамины помошники | 1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин» 2.Игра «Сегодня маме помогаем» Цель: развивать ловкость, координацию движений. 3.Чистоговорка «М – Мь» Цель: упражнять в различении согласных звуков по твердости- мягкости. 4.Игра «Затейники» | |
3 | Мы поедем, мы помчимся | 1.Упражнение «Транспорт». Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Сжимать и разжимать пальчики. Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. 2.Игра «Летает – не летает» Цель: развивать координацию движений, внимание. 3.П/И «Самолеты». | |
4 | Весна красна | 1.К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся») 2.Дыхательное упражнение «Нюхаем цветы» Цель: развивать навык естественного вдоха и выдоха. 3.Игра «Птички». Цель: развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. Соотносить движения с текстом. | |
апрель | 1 | Весенняя капель(изменения в природе) | 1.Мы построили скворечник Для весѐлого скворца. (попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу) Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. (сводим руки над головой). 2.Пальчиковая гимнастика «Весна- красна» Цель: развитие мелкой моторики. 3.Артикуляционная гимнастика «Улыбка- трубочка» Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции. 4.Игра «У медведя во бору» Цель: развитие быстроты двигательной реакции. |
2 | Удивительный мир космоса | 1.Пальчиковая гимнастика «космос» Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Надо пару подобрать И лицом друг к другу встать. Если чистые ладошки – Значит можно начинать. 2.Дыхательное упражнение «Звездочки» Цель: выработка длительного выдоха 3.Разрезные картинки «Космос» 4.Артикуляционная гимнастика «Дудочка» | |
3 | Наша маленькая планета (День Земли) | 1.Упражнение « Гном и дом» Цель: развитие координации движения и речи 2.Упражнение «Шли по лесу два ежа» Цель: формирование положительного эмоционального настроя в процессе игровых упражнений, выполнение серий движений по памяти. 3.Игра «Лиса и зайцы» Цель: на развитие общей моторики и координации движений 4.Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка Цель: совершенствование основных параметров движений артикуляционной моторики | |
4 | Семейные традиции (подготовка к 9 мая) | 1.Пение «У-у-у-х» с жестом (разводим руки) 2.Пальчиковая гимнастика «СЕМЬЯ» Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама. Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. (разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого) 3. Игра «Забрось мяч в корзину» (Целься вернее) 4.Артикуляционное упражнение «Хоботок- улыбочка» | |
май | 1 | Мы наследники Великой победы | 1.Артикуляционное упражнение «Дудочка» 2.Игра «Шире шагай» 3. Игра «Стоп, хоп, раз» Цель: воспитание статистики движений, следить за осанкой, правильностью выдерживаемой позы 4.Игра «Кто быстрее» Цель: развитие быстроты двигательной реакции. |
2 | В ожидании лета (летнии изменения в природе) | 1.Упражнение на развитие координации слова и движения под музыку «Кузнечики». 2.Подвижная игра «Передай султанчик» Цель: развитие внимания, координации слова и движения 3.Солнцем ласковым согрето, («Идѐм» указательным и средним пальцами одной руки.) За весной приходит лето. Будем в озере нырять («Ныряем» соединѐнными вместе ладонями от груди вперѐд.) И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.) 4.Дыхательное упражнение «Нюхаем цветы» Цель: развивать навык естественного вдоха и выдоха. | |
3 | Книги и библиотеки | 1.Артикуляционная гимнастика «Заборчик» «Футбол» «Лошадка» 2.Упражнение «Кто -кто в теремочке живет» Цель: развитие слухового внимания 3.Игра «Найди свой цвет» | |
4 | Вот и стали мы на год взрослей | 1.Упражнение «Потягушечки» Цель: выработка длительного выдоха и выдоха 2.Упражнение «Буратино» Цель: развитие общей моторики 3.Игра «Мишка и мышка» 4. Дыхательное упражнение «Большой и маленький» Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький. |
Дополнение к плану по логоритмике «Радость»
(в помощь воспитателям)
Упражнение «Дождик»
Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем. (4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужи)
Упражнение «Окошечко»
Рот прикрою я немножко
Губы «сделаю окошком»
Зубки рядышком стоят,
И в окошечко глядят.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на
выдохе, раскачивая поднятыми руками,
продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном
выдохе произносят несколько раз звук «п», делая
ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз
(«листья опадают»)
Игра «Собери листья»
Только ветер налетел,
Сразу сделал много дел:
Тучки в небе разогнал,
Листья с дерева сорвал,
Закружил их высоко,
Разбросал их далеко.
Мы листочки соберем,
С ними танцевать пойдем!
Упражнение «Гриб»
Саша шел- шел- шел,
Белый гриб нашел,
Раз- грибок,
Два- грибок,
Три- грибок,
Положил их в кузовок. (Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в кузовок)
Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»
Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!
Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем.
Это упражнение – статическое.
Упражнение для языка «Вкусно!!!»
Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.
Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток.Это упражнение ещё называется «Вкусное варенье», оно – динамическое.
Солнышко и дождик.
Дети стоят в кругу. По сигналу взрослого "Солнышко" все идут гулять, прыгают и бегают. По сигналу "Дождик" взрослый открывает большой зонт и малыши должны быстро забежать под него, чтобы не намокнуть. Место, куда надо бежать все время меняется, если взрослых несколько, зонт они открывают по очереди. Малыши таким способом будут учиться быстро реагировать и станут развивать слуховое внимание.
Упражнение «Игра с зайкой»
(выполняют движения по подражанию).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
Игра «Кто скорее возьмет погремушку? »
Дети под музыку бегают, как только музыка выключается, берут погремушку.
Упражнение «Воробей»
Цель: развитие слухового внимания.
В наш весёлый сад
Прилетел воробей и поёт.
Воробей, воробей, не дремли,
Кто мяукнет, узнай?
Игра стой олень
Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.
После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.
Упражнение «Самолеты»
Самолеты загудели,
Самолеты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели. (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Упражнение «Жил был зайчик»
Жил-был зайчик –Длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, Отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости. (Хлопают в ладоши, 3 пальца в кулак, указательный и средний- ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль.)
Упражнение «Поезд»
Дети стоят в колонне по одному по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне- «паровоз» , остальные «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно ,затем быстрее и наконец переходят на бег ( при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу») .»Поезд подъезжает к станции»,-говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей.
Упражнение "Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Игра «Затейники»
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, скажем дружно
Потом делаем... вот так.
Упражнение «Пузырики».
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение «Солдатик»
На одной ноге постой ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый. (Руки на поясе,постоять на правой ноге. То же на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево.)
Логопедическое упражнение «Лошадка»
вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
Игра “Мой веселый звонкий мяч”.
Воспитатель, делая движение рукой, как – будто отбивает мяч и говорит:
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, белый, голубой,
Не убегай от меня, постой!
Дети, изображая мяч, прыгают на месте на двух ногах. После слова «постой!» дети – «мячики» останавливаются, и на слова воспитателя: «Марина, лови!» (называет любого ребенка) дети – «мячики» убегают, а Марина их ловит. Игра продолжается.
Прыгать нужно только на обеих ногах. Бежать по прямой до определенного места.
Дыхательное упражнение «Снежки»
(развитие правильного физиологического дыхания)
– Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
Игра «Ловля оленей»
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока
Массаж рук «Строим дом»
Целый день тук да тук, Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.
Раздается звонкий стук. Похлопывание ладонью по правой руке.
Молоточки стучат, Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат, Поколачивание кулачком по правой руке.
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек, Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков, Растирание кулачком правой руки.
Этот дом для девочек, Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.
Этот дом для мальчиков. «Пробежаться» пальцами по правой руке.
Вот какой хороший дом, Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.
Как мы славно заживем, Погладить ладонью правую руку.
Будем песни распевать, Скользящие хлопки ладоней друг о друга («Тарелочки»).
Веселиться и плясать.
«Потерялся в чужом городе»
Цель: развитие психофизических и творческих способностей, координация речи и движения.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом: «Мальчик Саша поехал в незнакомый город к бабушке. На перроне Саша увидел очень большую собаку и удивился – вот так (удивление). А родители пошли дальше. Саша оглянулся, а родителей нет. Саша разводит руки в стороны и хмурит брови – вот так: где папа? где мама? Родители нашли Сашу, обрадовались – вот так (улыбка) и обняли его – вот так!».
Упражнение «Транспорт».
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть: Сжимать и разжимать пальчики.
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Насос.
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Логопедическая гимнастика «Морозята удивляются» (для
укрепления губ).
«Морозята улыбаются» (на развитие мимико – артикуляторных мышц).
«Морозята дразнятся» (на развитие языка).
«Морозята шалят» (на развитие губ).
Дыхательное упражнение «Загони мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота») .
Артикуляционная гимнастика «Спрячь конфетку» (футбол)
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Игра «Кто быстрее до флажка?»
С одной стороны площадки на стульчиках сидят дети перед нарисованной линией. На линию выходят 3-4 ребенка и встают напротив стульчиков. На другом конце площадки лежат флажки.
На сигнал воспитателя «раз!» или «беги!» дети бегут к флажкам, берут их и поднимают вверх, затем кладут на место. Воспитатель отмечает, кто первый поднял флажки. Затем все дети, кто принимал участие, идут и садятся на свои места. На линию выходят следующая тройка или четверка детей. Игра заканчивается, когда все дети поднимут флажки вверх. Игру можно повторить 2-3 раза.
Упражнение «Зайчик»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто- то зайку напугал-
Зайка- прыг- и убежал. (имитировать движения зайки по тексту)
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы во двор пришли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек»
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли. Движения воображаемой ложкой.
Руки под щеку.
Игра «Снежная баба»
Дети стоят в кругу. Считалкой выбирают водящего – «Снежную бабу».
Воспитатель с детьми движется по кругу под музыку, выполняя под следующие слова движения.
На прогулку пойдём гулять, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Снег пушистый будет собирать,
Снег пушистый будем собирать
И из снега комки катать. Вращают кулачками перед грудью.
Бабу снежную слепим мы. Сужают круг
Что за баба вышла, посмотри! Отходят назад, протягивая руки вперёд.
Водящий – «Снежная баба» - остаётся в центре круга.
Баба снежная, ты покружись «Снежная баба» кружится и кланяется
И ребятам нашим поклонись. Дети хлопают. (Говорят)
Раз, два, три! Раз, два, три! 3 хлопка у правой щеки, 3 хлопка у левой
Нас скорее догони! Топают ногами.
Артикуляционная гимнастика «Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Пальчиковая гимнастика «Встреча»
На правой ручке - пальчики.
На левой ручке – пальчики.
Пришла пора им встретиться
Готовьте чемоданчики!
(пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками)
Упражнение «Как у нашего кота»
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза-смелые, зубы-белые.
Выйдет котя в огород,-
Всполошится весь народ.
И петух и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
ИП: о.с. руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
ИП о.с. руки от груди развести в стороны и обратно.
ИП о.с. повороты головы в стороны.
Ходьба на месте с высоким подниманием ног.
ИП: ноги слегка расставлены. Наклоны вперёд.
Подскоки на месте (можно с продвижением вперёд).
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
"Мяу", - котѐнок, (одновременно на двух руках соединить большой и
указательный палец)
"Му", - телѐнок, ( средний с большим)
"Ме", - козлѐнок, (безымянный с большим)
"Гав", - щенок (мизинец с большим)
Дружно песни распеваем(сжимают и разжимают
кулаки)
Дружно пальчики сжимаем
Стихотворение с движением «Поедалочка».
Пышка сметанная,
Корочка румяная.
В печи она сидела,
Да на нас глядела.
Пыхтела, пыхтела.
Да в рот залетела
Дыхательное упражнение «Каша кипит».
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Упражнение «Строим дом»
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Молоток – мой лучший друг!
Тук-тук – молотком, мы построим птичкам дом.
Мы без дела не сидим,
Домик зайке мастерим,
Тук, тук, тук, тук,
Молоток наш верный друг,
Быстро, быстро, застучали,
Ловко гвозди забивали,
Тук, тук, тук, тук,
Молоток наш верный друг.
Тук, тук, молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук,Тук, тук, тук,
И в подметку, И в каблук.
Упражнение на дыхание «Нюхаем цветок»
Предложите сорвать ребенку воображаемый цветок и понюхать его. Вдох делается через нос, при выдохе произносим «а-а-а-а» — как вкусно пахнет цветок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников...
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
laquo;Оладушки»Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками)Ди-ли, ди-ли, ладушки, ...
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
Логоритмические игры и упражнения для младшего дошкольного возраста распределены по лексическим темам....
Картотека логоритмических игр и упаражнений для младших дошкольников
Для работы воспитателя с детьми по коррекции звукопроизношения...
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
В картотеке представлен речевой материал для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, который может быть использован и родителями в домашних условиях....
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
laquo;Оладушки»Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками)Ди-ли, ди-ли, ладушки, ...