«Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рулькова Марина Николаевна

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. 

Эффективным методом, обеспечивающим процесс формирования речи детей с ОНР, является дидактический синквейн.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическая пятистрочная нерифмованная стихотворная форма. 

Вариативность применения технологии синквейн.

- Закрепление изученной лексической темы.

- Автоматизация звуков.

- Составление загадок.

- Составление рассказов.

- Как игровой момент.

 

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_sinkveyn.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Рассветовская средняя общеобразовательная школа»

 Лодейнопольский район

МАСТЕР - КЛАСС

«Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР»


Подготовила и провела:

воспитатель высшей кв. категории

Рулькова М.Н. 

п.Рассвет

 2023 г.

МАСТЕР - КЛАСС

«Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР»

Ноябрь 2023 г. 

Тема: «Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР».

Целевая аудитория: воспитатели и специалисты ДО, учителя начальных классов.

Цель мастер-класса. Дать представление об использовании технологии развития речи «синквейн», о его значении в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактического синквейна.

Актуальность.

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. 

Эффективным методом, обеспечивающим процесс формирования речи детей с ОНР, является дидактический синквейн. В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическая пятистрочная нерифмованная стихотворная форма.

 

1. Лошадь.

 

одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

2. Сильная, длинноногая.

два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта

3. Скачет, перевозит, ржёт.

три слова (глаголы), описывающие характерные действия объекта

4. Лошадь живет в конюшне.

фраза из трех, четырёх слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту

5. Домашнее животное.

одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (ассоциация, синоним, обобщающее слово)

 

Сегодня я расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс.

Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня и служит средством оптимизации учебного процесса.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми провожу в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

 

Этапы работы. 

При обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

  1.  Дети знакомятся со словами, обозначающими живые и неживые предметы и отвечающими на вопросы «кто это?», «что это?».

1-ая строка «Кто? Что?» - тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;

  1. Знакомство со словами, обозначающими признак предмета и отвечающими на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»

2-ая строка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку; они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  1. Знакомство со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопрос «что делает?»

3-я строчка «Что делает?» - три глагола, описывающие характерные действия объекта. 

  1. После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действие (грамматическая основа предложения), знакомлю с понятием «предложение» и начинаю работу над его структурой и грамматическим оформлением.

- Составление простого нераспространённого предложения разной структуры (подлежащее+сказуемое, сказуемое+подлежащее). (Девочка поет. Кипит чайник.)

- Составление распространённых предложений путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном или творительном падеже без предлога. (Кто? Бабушка. Что делает? Вяжет. Вяжет что? Шарф)

- Знакомство с предлогами («короткими словами») и их употребление в речи.

 

Продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающее отношение к теме, выражающее личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту по предметной или сюжетной картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а также использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

4-ая строка синквейна – фраза из трех - четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5-ая строка — одно слово характеризующее суть предмета или объекта (ассоциация, синоним)

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. 

V. Составление синквейнов.

 «Сочинения» пишутся 1 раз в неделю и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и так далее.

 

Вариативность применения технологии синквейн.

- Закрепление изученной лексической темы.

- Автоматизация звуков.

- Составление загадок.

- Составление рассказов.

- Как игровой момент.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

 

Для родителей предлагаю провести консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класс «Учимся составлять синквейн».

 

Создается копилка – образцов детских синквейнов. Изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с синквейнами.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

 

Педагогическая ценность технологии синквейн:

- способствует активизации и актуализации имеющихся у ребёнка знаний и собственного речевого высказывания;

- развитие речи, памяти, внимания, мышления;

- позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса;

- позволяет педагогу оценить глубину и прочность усвоения детьми пройденного материала с наименьшими временными затратами.

Практическая часть.

Примеры работы с использованием дидактического синквейна

Составить синквейн по заданной теме.

1.Береза.

2.Тонкая, белоствольная.

3.Растет, зеленеет, радует.

4.Береза — символ России.

5.Дерево

Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Синквейн – загадка.

Дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить.

1. ?

2. Добрая, родная.

3. Заботится, помогает, работает.

4. Я очень ее люблю!

5. Солнышко.

                                            (Мама)

 

Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Технологию «Дидактический синквейн» можно успешно применять в практике работы учителей начальной школы.

 

Литература:

 

1.      Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

          Журнал «Логопед». №5, 2005.

2.      Статьи в интернете:

         - Дружинина А.В. Использование технологии дидактического

              синквейна в логопедической практике;

- Кабаченко Н.А. Современные технологии в работе учителя –

             логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками

Доклад из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками"....

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками

В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками

В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками

В данной работе раскрывается важность вопроса использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками....

Презентация на тему: "Технологии коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в дошкольном возрасте"

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения восп...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование технологии блогерства в работе с дошкольниками и родителями»

Блог - это история мира за сутки.Это история мира, в котором мы живем   и   события,   которые интересуют нас больше. Цель:создание условий для инновационных процесс...