«Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
Эффективным методом, обеспечивающим процесс формирования речи детей с ОНР, является дидактический синквейн.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическая пятистрочная нерифмованная стихотворная форма.
Вариативность применения технологии синквейн.
- Закрепление изученной лексической темы.
- Автоматизация звуков.
- Составление загадок.
- Составление рассказов.
- Как игровой момент.
Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sinkveyn.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Лодейнопольский район
МАСТЕР - КЛАСС
«Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей кв. категории
Рулькова М.Н.
п.Рассвет
2023 г.
МАСТЕР - КЛАСС
«Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР»
Ноябрь 2023 г.
Тема: «Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР».
Целевая аудитория: воспитатели и специалисты ДО, учителя начальных классов.
Цель мастер-класса. Дать представление об использовании технологии развития речи «синквейн», о его значении в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактического синквейна.
Актуальность.
Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
Эффективным методом, обеспечивающим процесс формирования речи детей с ОНР, является дидактический синквейн. В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическая пятистрочная нерифмованная стихотворная форма.
1. Лошадь.
| одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь |
2. Сильная, длинноногая. | два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта |
3. Скачет, перевозит, ржёт. | три слова (глаголы), описывающие характерные действия объекта |
4. Лошадь живет в конюшне. | фраза из трех, четырёх слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту |
5. Домашнее животное. | одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (ассоциация, синоним, обобщающее слово) |
Сегодня я расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс.
Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня и служит средством оптимизации учебного процесса.
Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми провожу в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.
Этапы работы.
При обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.
- Дети знакомятся со словами, обозначающими живые и неживые предметы и отвечающими на вопросы «кто это?», «что это?».
1-ая строка «Кто? Что?» - тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;
- Знакомство со словами, обозначающими признак предмета и отвечающими на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»
2-ая строка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку; они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Знакомство со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопрос «что делает?»
3-я строчка «Что делает?» - три глагола, описывающие характерные действия объекта.
- После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действие (грамматическая основа предложения), знакомлю с понятием «предложение» и начинаю работу над его структурой и грамматическим оформлением.
- Составление простого нераспространённого предложения разной структуры (подлежащее+сказуемое, сказуемое+подлежащее). (Девочка поет. Кипит чайник.)
- Составление распространённых предложений путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном или творительном падеже без предлога. (Кто? Бабушка. Что делает? Вяжет. Вяжет что? Шарф)
- Знакомство с предлогами («короткими словами») и их употребление в речи.
Продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающее отношение к теме, выражающее личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту по предметной или сюжетной картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а также использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.
4-ая строка синквейна – фраза из трех - четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5-ая строка — одно слово характеризующее суть предмета или объекта (ассоциация, синоним)
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.
V. Составление синквейнов.
«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и так далее.
Вариативность применения технологии синквейн.
- Закрепление изученной лексической темы.
- Автоматизация звуков.
- Составление загадок.
- Составление рассказов.
- Как игровой момент.
Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Для родителей предлагаю провести консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класс «Учимся составлять синквейн».
Создается копилка – образцов детских синквейнов. Изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с синквейнами.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Педагогическая ценность технологии синквейн:
- способствует активизации и актуализации имеющихся у ребёнка знаний и собственного речевого высказывания;
- развитие речи, памяти, внимания, мышления;
- позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса;
- позволяет педагогу оценить глубину и прочность усвоения детьми пройденного материала с наименьшими временными затратами.
Практическая часть.
Примеры работы с использованием дидактического синквейна
Составить синквейн по заданной теме.
1.Береза.
2.Тонкая, белоствольная.
3.Растет, зеленеет, радует.
4.Береза — символ России.
5.Дерево
Используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Синквейн – загадка.
Дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить.
1. ?
2. Добрая, родная.
3. Заботится, помогает, работает.
4. Я очень ее люблю!
5. Солнышко.
(Мама)
Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Технологию «Дидактический синквейн» можно успешно применять в практике работы учителей начальной школы.
Литература:
1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
Журнал «Логопед». №5, 2005.
2. Статьи в интернете:
- Дружинина А.В. Использование технологии дидактического
синквейна в логопедической практике;
- Кабаченко Н.А. Современные технологии в работе учителя –
логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками
Доклад из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками"....
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается важность вопроса использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками....
Презентация на тему: "Технологии коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в дошкольном возрасте"
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения восп...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование технологии блогерства в работе с дошкольниками и родителями»
Блог - это история мира за сутки.Это история мира, в котором мы живем и события, которые интересуют нас больше. Цель:создание условий для инновационных процесс...