КАРТОТЕКА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖЕНИЙ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logortmicheskie_upr-_kartoteka_2023.docx | 320.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №100 «Капитошка»
630133, Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, д. 47, т. 8(383) 246-21-00, ds_100@edu54.ru
КАРТОТЕКА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖЕНИЙ
Составила: Висмантнек Софья Юрьевна,
I квалификационная категория
г. Новосибирск, 2023 г.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
(планирование по лексическим темам)
МАССАЖ БИОЛОГИЧЕКИХ ЗОН
с проговариванием чистоговорки
1. Массаж лица «Ёжик»
Жа-жа-жа –
Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу –
Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.
Ужа-ужа-ужа –
Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк, и растереть лоб движениями в стороны – вместе.
Жок-жок-жок –
Надень, ёжик, сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.
2. Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания
Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.
3. Упражнение «Разминаем пальчики»
Разминаем пальчики, раз-два-три!
Разминаем пальчики — ну-ка, посмотри!
Сжимать и разжимать пальцы.
Вот бежит Лисичка, раз-два-три!
Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
Лепим, лепим личико, раз-два-три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Делать плавные движения руками, поочередно выдвигая вперед руки. Легко «пробежаться» пальчиками по лицу.
Хитрая Лисичка — вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Придать лицу выражение хитрости.
Вот Лисичка злая, ой-ой-ой!
От нее скорее убегу домой.
Оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь пальцы, как когти.
У Лисички нашей грустный вид,
Сидит одна Лисичка и грустит.
Изобразить грусть — опустить голову и уголки рта вниз.
Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Улыбнуться.
4. Массаж кистей рук «Мышка»
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» —
Что за шум?
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Потереть ладони друг о друга.
5. Массаж тела «Лягушата»
Выполнять движения, соответствующие тексту:
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья!»
6. Массаж «Лиса»
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала —
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.
До чего же хороша!
7. Массаж лица «Пчела»
Ла-ла-ла —
На цветке сидит пчела.
Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам — 7 раз.
Ул-ул-ул —
Ветерок подул.
Провести пальцами по щекам сверху вниз — 7 раз.
Ала-ала-ала —
Пчелка крыльями махала.
Кулачками энергично провести по крыльям носа — 7 раз.
Ила-ила-ила —
Пчелка мед носила.
Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.
8. Массаж спины «Дождь»
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин
Дети поворачиваются на 180° и делают массаж ещё раз.
9. Массаж носа «Морковь»
Вот-вот-вот –
Потереть большими пальцами указательные.
Морковки водят хоровод.
Ава-ава-ава —
Веселая забава.
Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.
Овь-овь-овь —
Вкусная морковь.
И в полоску блузы
Выбрали арбузы.
10. Массаж пальцев «Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).
А маленькие рукавички
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках — да-да-да! —
Потереть ладони друг о друга.
Не замерзнем никогда!
— А у нас есть валенки,
Отвечали Заиньки. —
Что нам вьюга да метель?..
Хочешь, Мишенька, примерь.
11. Массаж ног «Курочки и петушок»
(под рус. нар. мелодию «Ах вы, сени»)
Наседка нередко ругала цыплят:
Поглаживание подъема ноги.
«Кончайте клеваться, кому говорят!
Массаж щиколоток.
Кто много клюется, тот мало клюет,
Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.
Кто мало клюет, тот плохо растет,
Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.
Кто мало растет, тот болен и худ,
Поглаживание ноги ладонями.
Кто худ и бессилен, того заклюют!»
Поглаживание коленок.
12. Массаж биологически активных зон «Обезьяна чи-чи-чи»
Дети садятся по-турецки.
Обезьянка Чи-чи-чи
Продавала кирпичи.
Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.
Подбежал тут к ней Зайчонок:
— Не продашь ли кирпичонок?
Указательным и средним пальцами провести по крыльям носа.
— Нет! — сказала Чи-чи-чи. —
Продаю я кирпичи.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.
Знай, Зайчонок!
Нет слова «кирпичонок»!
Раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить их перед ухом и энергично растереть кожу около ушей.
13. Массаж спины «Паровоз»
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Педагог.
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
Так-так-так! Так-так-так!
14. Массаж пальцев «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Растирание ладоней.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Поочерёдное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой.
15. Массаж биологически активных зон «Наступили холода»
(для профилактики простудных заболеваний )
Ехать в поезде тепло
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Давайте сделаем массаж от простуды.
Да-да-да —
Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да—да —
Превратилась в лед вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду –
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду —
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды —
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны — к середине лба.
Ди-ди-ди —
Хлопки в ладоши.
Ну, заяц, погоди!
Погрозить пальцем.
16. Массаж биологически активных зон «Снеговик»
(для профилактики простудных заболеваний)
Раз — рука, два — рука.
Вытянуть вперед одну руку, потом — другую.
Лепим мы снеговика.
Имитировать лепку снежков.
Три-четыре, три-четыре,
Погладить ладонями шею.
Нарисуем рот пошире.
Пять — найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Кулачками растереть крылья носа.
Шесть — наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.
Семь и восемь, семь и восемь
Мы плясать его попросим.
Погладить колени ладошками.
17. Массаж рук «Строим дом»
Целый день тук да тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.
Раздается звонкий стук.
Похлопывание ладонью по правой руке.
Молоточки стучат,
Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Поколачивание кулачком по правой руке.
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков,
Растирание кулачком правой руки.
Этот дом для девочек,
Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.
Этот дом для мальчиков.
«Пробежаться» пальцами по правой руке.
Вот какой хороший дом,
Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.
Как мы славно заживем,
Погладить ладонью правую руку.
Будем песни распевать,
Скользящие хлопки ладоней друг о друга («Тарелочки»).
Веселиться и плясать.
18. «Труба» Массаж биологически активных зон
(для профилактики простудных заболеваний)
Ба-ба-ба –
Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам – 7 раз.
На крыше есть труба.
Бу-бу-бу –
Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.
Надо чистить трубу.
Бы-бы-бы –
Растереть ладонями уши.
Валит дым из трубы.
19. Массаж пальцев «Орешник»
Наклонил орешник ветки —
Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.
Дарит всем зверям орешки.
Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой.
Вот орешек для бельчонка,
Вот орешек для мышонка,
Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундучку.
И орешек для меня
Приготовил он, друзья!
Потирание ладоней друг о друга.
При повторении также массировать пальцы правой руки.
20. Массаж биологически активных зон «Снегири»
(для предотвращения простуды)
Хором.
Ра-ра-ра —
Погляди-ка, детвора.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.
Ря-ря-ря —
Взошла красная заря.
Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.
Ре-ре-ре —
Растет рябина на горе.
Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.
Ри-ри-ри —
Клюют рябину снегири.
Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.
21. Массаж биологически активных зон «Кисонька»
Са-са-са –
Поглаживание ладонями шеи.
Кисонька-краса.
Сы-сы-сы –
Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.
Есть у кисоньки усы.
Исы-исы-исы –
Провести пальцами по лбу от середины к вискам – 7 раз.
Молоко для кисы.
Иса-иса-иса –
Ладонями растирать уши.
Бантиком играет киса.
22. Массаж лица
Поиграли котята и стали умываться.
Носик, носик!
Провести кулачками по крыльям носа — 4 раза.
Где ты, носик?
Лобик, лобик!
Где ты, лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам — 4 раза.
Щечка, щечка!
Пальцами погладить щеки сверху вниз — 4 раза.
Где ты, щечка?
Будет чистенькая дочка,
Погладить ладонями шею.
Будут чистенький сынок
Растереть ладошками уши.
И котенок-малышок.
Потереть ладони друг о друга.
Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:
— Лапки мыли?
— Мыли!
— Ушки мыли?
— Мыли!
— Хвостик мыли?
— Мыли!
Всё помыли.
И теперь мы чистые,
Котики пушистые.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
- «Подбери по цвету»
Оборудование: картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета
Ход игры: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, воспитатель говорит:
Инструкция: У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда.
Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывает этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.
- «Пой со мной!»
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
Инструкция: Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
Инструкция: Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
- «Сдуй шарик»
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
Инструкция: Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
- «Змейка»
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
Инструкция: Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
- «Рыбка»
Оборудование: мягкая игрушка рыбка
Ход игры: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Задание можно выполнять под стихотворение
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
- «Бегемотик»
Ход игры: работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
- «Бегемотики»
Ход игры:Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.
- «Горячий чай»
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: детям выдаются картонные стаканчики и предлагается подуть, чтобы остудить чай.
Инструкция: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!
- «Вьюга»
Оборудование: Сюжетная картинка "Вьюга".
Ход игры: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.
По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.
- «Поиграем в сказку»
Оборудование: игрушки три медведь
Ход игры:Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т.п.
- «Эхо»
Ход игры: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д
- «Ракета»
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры: Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.
- «Дует ветер»
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит:
Инструкция: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)».
Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит:
Инструкция: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
- «Волшебные картинки»
Оборудование: картинка с приклеенным дождиком
Ход игры: ребенку предлагается подуть на картинку, чтобы «дождик» поднялся и стал виден рисунок
- «Расскажи по-разному»
Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко), с пальчиком около рта (тихо)
Ход игры: Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании:
ВЕСЕЛО - ГРУСТНО - ГРОМКО - ТИХО - БЫСТРО - МЕДЛЕННО
Взрослый показывает детям картинку на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинка? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
- «Кто это сказал?»
Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко), с пальчиком около рта (тихо)
Ход игры: По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.
- «Мимический кубик»
Оборудование: кубик с изображением эмоций
Ход игры: Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.
- «Разговор в корзинке»
Оборудование: «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением
Ход игры: Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.
- «Сломанный телевизор»
Оборудование: предметные или сюжетные картинки
Ход игры: Дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.
- «Соревнование лыжников»
Оборудование: фигурки лыжников
Ход игры: Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу).
- «Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Оборудование: мыльные пузыри
Ход игры: Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
- «Чей кубик поднимется выше?»
Оборудовние: легкий пластмассовый кубик
Ход игры: Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
- «Катись, карандаш!»
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
- «Погрей руки»
Ход игры: ребенку предлагается согреть руки. Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки.
Инструкция: Наши ручки замерзли, давай согреем их
- «Большой и маленький»
Ход игры: ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок.
Инструкция: Давайте представим, что мы с вами собачки. Когда я буду тихо хлопать в ладоши, вы будите тихо лаять, а когда буду громко хлопать вы будите громко лаять.
- «Далеко и близко»
Ход игры: ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.
Инструкция: Ребята, Катя будет говорить то громким, то тихим голосом, а мы должны с вами отгадать близко она или далеко. Если она говорит громко, то значит она близко. Если она говорит тихо, то значит она далеко.
- «Кто как кричит?»
Оборудование: фланелеграф, картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок:
Инструкция: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пи щит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голо сом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел».
Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
- «Дирижёр»
Ход игры: Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.
Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.
- «Успокой куклу»
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы.
Инструкция: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте».
Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.
- «Волк и семеро козлят»
Оборудование: Маски животных.
Ход игры: Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк — сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.
- «Клоун»
Ход игры: Предложите детям поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо¬бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.
- «Назови, из какого королевства»
Оборудование: Картонные силуэты «королей» разного цвета с различными эмоциями.
Ход игры: Педагог произносит фразу с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.), а дети по голосу педагога определяют эмоциональную окраску и подбирают соответствующую фигурку короля.
- «Качели»
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ход игры: Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
- «Медведь и елка»
Оборудование: Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).
Ход игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Волк. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Волк. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Волк. Где поставишь ты ее ?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко, лучше принесу.
Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека логоритмических упражнений
Упражнения приведенные в картотеке проводятся без музыкального сопровождения...
Картотека дыхательных упражений
В данной картотеке представлены " Дыхательные имитационные упражнения" и "Комплекс дыхательных упражнений игрового характера"...
Картотека логоритмических упражнений
В картотеке представлениы упражнения на развитие речи с движением....
Картотека "Логоритмические упражнения"
Игры, упражнения, стихотворения...
Картотека логоритмических упражнений
Логоритмические упражнения для дошкольников...
Картотека логоритмических игр
Картотека логоритмических игр...
Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...