Логопедический проект "Калейдоскоп осени"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
В данном материале содержится план коррекционно-образоваиельных мероприятий на осенний период с детьми среднего возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедический проект "Калейдоскоп осени" | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Логопедический проект для детей среднего возраста с ОНР на тему
Калейдоскоп осени
Составил: учитель-логопед О.Г.Тихоновцева
Логопедический проект «Калейдоскоп осени»
Вид проекта: Практико-значимый
Продолжительность: долгосрочный
По составу участников: учитель – логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, семья воспитанииков группы.
Актуальность:
У дошкольников 4-5 года жизни с ОНР нет четких и системных представлений о временах года (в частности, об осени), имеются лишь отдельные отрывочные сведения, что не позволяет им хорошо ориентироваться во временах года, их цикличности, причинно – следственных связях (например: день становится короче – листья желтеют и опадают, становится холоднее - прячутся насекомые – улетают перелетные птицы и т.д.). Недостаточно сформирован грамматический строй речи, что мешает детям с ОНР составлять правильные предложения, а затем рассказы и пересказы. Все это тормозит развитие психических функций.
Проблема:
- отсутствие у детей с ОНР четких представлений о временах года. Словарный запас по данной теме на низком уровне развития.
Цель:
- Формировать целостную картину окружающего мира.
- Формировать лексико – грамматические категории и уровень развития связной речи.
Задачи:
- обогащение, активизация и систематизация словаря по теме;
- формирование грамматического строя речи (словоизменение, согласование в числе, роде падеже, употребление простых предлогов);
- развитие связной речи;
- развитие социально – коммуникативных навыков;
- художественно – эстетическое развитие;
- развитие познавательных способностей;
- развитие психических функций;
- активное вовлечение семьи в образовательный процесс.
Основные направления реализации проекта:
- НОД воспитателя и логопеда по лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Сад – огород», «Осень. Деревья. Грибы», «Сезонная одежда, обувь, головные уборы», «Дикие животные осенью», «Перелетные птицы и их детеныши», «Осень (итоговое занятие по теме)»;
- НОД логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей по этим темам: составление рассказов – описаний по образцу педагога, рассказы по серии картин и сюжетной картине;
- НОД воспитателя по художественно – эстетическому развитию:
1.Лепка: «Фрукты на блюде», «Корзинка с грибами», «Кленовый листик», «Коллективное составление композиции из пластилина, природного и бросового материала на тему «Осень»»
2.Аппликация: «Корзина с овощами», «Осенний букет» (растительный орнамент), «Листопад в лесу».
3.Рисование: (с натуры) «Арбуз», «Ваза с осенними цветами», «Осенний лист» (монотипия), «Золотая осень» (рисование тампоном), «Дикие животные» (петелькой, штрихом);
4.Декоративное рисование: «Орнамент из осенних листьев», «Осенний орнамент»
5.Конструирование и ручной труд: «Изготовление овощей и фруктов из ваты», «Поделки из природного и бросового материала», «Птицы» (изготовление из цветов, семян –метод высыпания)
- Индивидуальная, подгрупповая работа логопеда и воспитателя – дидактические, сюжетно – ролевые игры:
- «Кто быстрее соберёт овощи (фрукты) в корзину»
- «Четвертый лишний» (по всем темам)
- «В саду или огороде»
- «Определи на вкус»
- «Отгадай по описанию» (по всем темам)
- «Чудесный мешочек»
- «Осенний зонтик» (подбор предметов по цвету)
- «Посчитай» (от 1до 10) по всем темам
- «Соберём грибы в корзину»
- «Съедобный – несъедобный»
- «Найди похожие по форме предметы»
- «Чей лист? Ветка? Полено?»
- «Узнай дерево по листу, плоду»
- «Много – нет» (Р.п.мн.ч.сущ.) по всем темам
- «Кто в лесу живёт?»
- «У кого кто?» (детеныши животных и птиц)
- «Что изменилось?»
- «Кто в домике живет?»
- «Улетают – не улетают»
- «Кто как кричит?»
- «Назови ласково» по всем темам
- Скажи наоборот» по всем темам т.д.
- Музыкальная образовательная деятельность (музыкальный руководитель):
- разучивание песен: «Ах, какая осень» З.Роот, «Осень» М.Еремеевой, «Топ, сапожки, шлёп, сапожки» М.Еремеевой.
- Инсценировка «Мухоморчик» Караваевой.
- Танцы: «Танец осенних листочков», «Хороводная»
- Составление логопедом картотеки для родителей по этим темам и знакомство с ней родителей детей для закрепления полученных знаний в домашних условиях.
Предварительная работа:
- Экскурсии:
- по осеннему городу,
- в рощу,
- с родителями в лес,
- в парк.
- Наблюдения:
- рассматривание, сопоставление фруктов и овощей
- рассматривание картины «Натюрморт»
- рассматривание осенних грибов, цветов.
- Рассматривание деревьев в парке, на улице, узнавание
- Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
- Наблюдение примет осени, листопада, отлета птиц на юг
- Рассматривание картин с изображением перелётных птиц, иллюстраций в книгах
- Рассматривание осенних пейзажей И. Левитана, И. Грабаря, И. Остроухова (учить внимательно, зорко всматриваться, ощущать красоту осеннего пейзажа, замечать отдельные детали)
- Наблюдение изменениями в природе поздней осенью, поведением птиц и животных
- Чтение художественной литературы:
- В Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок»
- Я.Тайц «По ягоды», «По грибы»
- Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»
- Ю.Тувим «Овощи»
- Русские народные сказки «Репка» (с инсценировкой), «Вершки и корешки», «Гуси – лебеди»
- А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»
- И. Соколов – Микитов «Листопадничек», «Улетают журавли»
- П.Н. Плещеев «Осень наступила…»
- Загадки, пословицы, поговорки по вышеуказанным темам
Обеспечение:
- Специальная методическая литература;
- Компьютер, видео-презентации по теме;
- Выставка творческих работ детей и родителей.
- Костюмы, атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, инсценировок, праздника.
- Картинный тематический словарь
- Картотека сюжетных картин (больших) по темам, серий сюжетных картин по темам
- Картинно – графические планы по темам
- Картотека для родителей по лексическим темам
- Индивидуальные рабочие тетради:
Бардышева Т.Ю Тетрадь логопедических заданий.
К.Е.Бухарина Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет.
В.С.Володина Альбом по развитию речи.
Предполагаемые результаты:
- сформировать четкое представление об осени, её признаках
- развить стойкий интерес к получению новых знаний и умений
- свободное оперирование словарем по теме, знаниями и умениями по теме
- сформировать умение связно и последовательно рассказывать на заданную тему
Продукт проектной деятельности:
- Выставка рисунков, поделок по теме
- Проведение открытого занятия логопедом для родителей по теме: «Есть у нас огород – посмотри, что там растет»
Срок реализации: сентябрь – ноябрь
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми средней группы по лексической теме «Есть у нас огород – посмотри, что там растет»
Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи путем составления простого распространенного предложения по схеме.
Коррекционно-образовательные цели: Активизация, уточнение и расширение представлений об овощах. Формирование обобщающего понятия «Овощи». Дифференциация существительных единственного и множественного числа. Учить образованию существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Обучение составлению описательного рассказа путем составления простого распространенного предложения по схеме. Формировать умение отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, памяти, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, активности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: предметные картинки овощей в единственном и множественном числе; корзинки: большая и малая; игрушка зайца и грузовика; сюжетная картина «Огород».
Планируемые результаты: Расширятся и уточнятся представления об овощах. Сформируется обобщающее понятие «Овощи». Дети научаться дифференциации существительных единственного и множественного числа и согласованию существительных с местоимениями в роде и числе. Дети обучатся составлению описательного рассказа путем составления простого распространенного предложения по схеме. Научатся отвечать на вопросы и отгадывать загадки.
Примерный план деятельности:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия для детей 5-6 лет логопедической группы "Осенними лесными тропинками"
Цель: Воспитание чувства гармонии, красоты и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, музыкальных и ритмо-речевых игр. Задачи: 1. Развивать музыкальное восприятие (память, внимание,...
Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в старшей логопедической группе "Осеннее путешествие"
Конспект развлечения в старшей логопедической группе "Осеннее путешествие"....
Логопедическое занятие "Осенний ветерок"
«Осенни...
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы "Осеннее настроение"
На музыкальных занятиях, вечерах-развлечениях и индивидуальной работе я использую новые методики и технологии, которые основываются на триедином направлении:слово-движение-музыка. Это сочетание помога...
Осенний досуг для логопедической группы "Осень в лесу".
Логопедические группы малочисленны, но праздник для детей всегда должен быть интересным, веселым и познавательным....
Осенний праздник в логопедической группе «Осенний сундучок»
Осенний праздник в логопедической группе «Осенний сундучок»...