Игры с детьми с ТНР
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: тренировать детей в различении звуков «С» и «Ш» на вербальном
уровне. Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого
размера, названия которых включают соответствующие звуки.
Ход игры: педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из
«волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука «С»
или «Ш» в ее названии. Победителями являются дети, которые
правильно выполнили задание.
Примечание: усложненный вариант игры может быть связан с тем, что
дети опознают игрушку посредством описания (в «волшебном»
мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим
детям. Затем продолжают выполнение задания.
Игра «Найди ошибку»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.
Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых
слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные
картинки.
Ход игры: педагог знакомит детей с маленьким необычным поездом. У
поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговые схемы
слов). В каждом вагончике «едут» картинки. Однако поезд
отправляется до следующей станции в том случае, если названия
картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Педагог
сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под
руководством взрослого находят ошибки и исправляют их.
Игра «Собери игрушки»
Цель: тренировать детей в определении места звука «С» в слове.
Оборудование: набор игрушек, три коробочки с приклеенными к ним
схемами звукового состава слова.
Ход игры: детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать
набор игрушек. Затем взрослый просит детей разложить игрушки по
трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов,
наклеенными на коробках.
Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух
команд детей.
Игра «Кубики»
Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в слове.
Оборудование. Кубик с разным количеством кружков на гранях.
Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком.
Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на
верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать
такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани
кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в
предложениях. Оборудование: перечень предложений (цветы стоят
на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).
Ход игры. Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные
Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно
употребленный предлог правильным.
Игра «Накорми Великана»
Цель: упражнять детей в образовании существительных мн. числа.
Ход игры. Педагог просит детей помочь Коту В Сапогах накормить
Великана. С этой целью дети образуют существительные
множественного числа от предложенных преподавателем
существительных единственного числа, обозначающих продукты
питания, овощи и фрукты (конфета – конфеты, котлета – котлеты,
сосиска – сосиски, огурец – огурцы, апельсин – апельсины и т.п.).
Игра «Придумай слово»
Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.
Оборудование: Робот (игрушка)
Ход игры. Педагог знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит
слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с
указанным звуком. Если слово подобрано, верно, у Робота на голове
зажигается лампочка.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики.
ЛАДОШКИ.
На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой
странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь,
согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен
максимально точно повторить изображение.
ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.
Дети катают маленькие шарики по
столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные
дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не
должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по
дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и
одним пальчиком (в последующих играх)).
Игры, направленные на развитие и активацию словаря.
Игра «Добавь слово»
Ход игры. Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь
предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое,
третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех
пор, пока кто-нибудь не собьется.
Игры, направленные на развитие связной речи.
Игра «Придумай предложение со словами….»
Ход игры:
Педагог предлагает слово (картинку, а дети составляют с ним
предложение.
Игра «Из чего сделано? »
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры: Педагог. Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
Игра «Чей, чья, чьё? »
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
Игра «Какой бывает? »
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря
прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети
называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое,
кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький,
пушистый, ласковый, добрый»
Игра «Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
Ход игры:
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что
это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но
и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще
какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а
зимой.(холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает,
рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как
голос подает? Петух.(кукарекает, тигр.(рычит), мышь.(пищит),
корова.(мычит) .
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже,
преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет,
что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол…
Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки,
где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо
назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше
предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в
единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Игра «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного
числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом
обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему,
он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
Игра «Сосчитай до пяти»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными
один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.
Лексический материал:
Один город —.
Одна улица —.
Одна страна —.
Одна река —.
Одно поле —.
Одна гора —.
Игра «Какой, какая, какие»
Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от
существительных.
Ход игры: предложите ответить на вопросы.
Лексический материал:
шум города – шум (какой) – (городской);
фонарь на улице – фонарь (какой) – …;
скамейка в парке – скамейка (какая) – …;
гости города – гости (какие) – …;
знак у дороги – знак (какой) - ….
Игра «Есть – нет»
Цель: образовывать существительные в родительном падеже.
Ход игры: предложить образовать слова по образцу.
Лексический материал:
город – нет города аптека — …
вокзал — … дом — …
магазин — … парк — …
улица – … житель — …
горожанин –
Игра «Образуй новое слово»
Цель: образовывать имена прилагательные от существительных,
существительные от прилагательных и глаголов, наречия от
прилагательных.
Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.
Лексический материал:
Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак –
(казачий).
горный – (гора, речной – (река, морской – (море).Печь – пекарь, пахать
– пахарь, плыть – пловец.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с
прилагательными.
Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.
Лексический материал:
Красивая город.
Большие сквер.
Старое памятник.
Новая район.
Привокзальные площадь.
Речевые игры для коррекции звукопроизношения
«Гуси»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: ребенок
должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к
цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным
шипением.
«Помоги Маше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок
помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки
(кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
«Одень ребятишек»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно
подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику
– зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба,
шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
«Слово заблудилось»
Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж –
Ш).
Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен
или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в
том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других
забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с
картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на
определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком.
Например, шуба, шайба, санки, шарф.
«Закончи словечко»
Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги
ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
«Пускаем кораблики»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают
кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения,
необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л
«Магнитофон»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд
слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-ла), (лу-лу-лу и
т.д.).
«Один – много»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном
числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном
числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
«Вещи, которые нас окружают»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: Много есть вещей полезных, Деревянных и железных, Что
помогут нам всегда, Нам без них ни как нельзя. Воспитатель называет
действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешатьвешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).
«Угадай, чего не стало»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из
детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых
встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает
любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку
«Назови, какого цвета»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок
называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет
картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый
салат и т.д.).
«Слово заблудилось»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен
или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в
том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других
забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с
картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на
определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком
(клубок, клумба, лыжник)..
«Будильник»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок –
будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить,
и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время,
будильник начинает трещать: р-р-р.
«Договори словечко»
Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.
Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук
РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).
«Замени звук»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка
заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот,
пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).
«Ру-ру-ру»
Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход: воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку
другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по
очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово
(рубашка, ру-ка, ру-чей и т.д.). «Измени слово» Цель: дифференциация
звуков Л – Р. Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук
в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и
т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов с подвижными игр...
Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.
Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...
Методическая разработка родительского собрания совместно с детьми среднего дошкольного возраста «Играем вместе детьми»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:1 . Формировать понятие родителей о возможности игры как ср...
Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп
Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...
Чем занять ребенка в период самоизоляции. Игры с детьми на отдыхе летом. Мгры с детьми перед сном.
Консультации для родителей дошкольников - подборка игр для родителей с детьми дома, на отдыхе на природе, созданные в период самоизоляции....
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....