Синдром гипервозбудимости у детей
статья по коррекционной педагогике

Кубонина Анна Александровна

Синдром гипервозбудимости у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sindrom_gipervozbudimosti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Гипервозбудимый ребенок в детском саду.

 Гипервозбудимость( гиперактивность)  - это общий термин для ряда состояний, свойственных как детям, так и взрослым. У детей проявления гипервозбудимости, такие как избыточная подвижность, раздражительность, вспыльчивость, иногда повышенная ранимость, неловкость в движениях, невнимательность, обычно возникают в дошкольном возрасте (3-5 лет).

По отношению к окружающим, гипервозбудимые дети ведут себя достаточно агрессивно и вызывающе. Некоторые из этих симптомов легко спутать с проявлением капризного характера ребенка, а между тем, это неврологическое заболевание, требующее постоянного контроля и своевременного лечения. Для этого необходимо, чтобы родители консультировались у врачей и лечили ребенка, и также, чтобы окружающие его взрослые обращались с ним в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Поскольку, посещая дошкольное учреждение, ребенок находится с воспитателем не меньше времени, чем со своими родителями, воспитатель должен учитывать его индивидуальные особенности в полной мере, в этом ему также пригодятся советы лечащего врача, а получить их воспитатель может, наладив доверительный контакт с родителями ребенка.

 Рассказывая родителям о поведении ребенка в группе, воспитатель помогает выявить полную картину его поведения (не только дома, но и в детском саду). Такая полнота сведений делает наблюдение со стороны врача более глубоким и позволяет более точно подбирать схему лечения. А воспитатель, в свою очередь, имеет возможность пусть и опосредованно, но задать интересующие его вопросы специалисту. Такое консультирование позволяет сформировать представление об основных методах коррекции поведения гипервозбудимого ребенка, которые советуют применять врачи педагогам.

Один из важнейших методов коррекции - создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе - через правильно организованные условия пребывания его в детском саду. Эти условия организуются в соответствии с особенностями функционирования нервной системы ребенка. И первая особенность таких детей в том, что процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Хоть и преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста это физиологическая норма, но у гипервозбудимых детей возбуждение выражено значительно сильнее, причем в коллективе оно начинает расти. Особенно острой становится проблема, если в одной группе находятся два и более таких ребенка, поскольку они взаимно усиливают гипервозбуждение друг друга. В таких случаях родителям следовало бы разводить таких детей по разным группам или посещать ДОУ с малой наполняемостью групп (оздоровительные и т.п.), или повременить с посещением ДОУ. Еще один способ создать таким детям комфортные условия - это давать им послабление режима, то есть гипервозбудимому ребенку желательно проводить  в саду меньше времени, чем другим детям. Послабление режима необходимо для профилактики переутомления нервной системы, к которому ведет ее перевозбуждение, а также недостаточные ее ресурсы.

Следующая особенность  гипервозбудимых детей - "расторможенность". Ребенку трудно приостановить начатую деятельность. Поэтому таких детей не рекомендуется останавливать словами с частицей " не". Надо стараться переключать их на другой вид деятельности. Если излишне часто останавливать гиперактивного ребенка, это может, в конце концов вызвать у него нервный срыв. Меры " сиди на стуле", " стой в углу", то есть лишение двигательной активности, может вызвать нежелательную двигательную активность в другое время. С повышенной активностью ребенка медики предлагают бороться с помощью спокойной атмосферы, отсутствием примеров агрессивного поведения и поводов к агрессии. Неусидчивость на занятиях должна быть компенсирована соблюдением времени занятия, уменьшением интервала, требующего повышенного внимания.

Анализ всех вышеперечисленных рекомендаций показывает, что рекомендации для непосредственного применения в работе воспитателя составляет только половину. Выбрать время поступления в ДОУ, детский сад с небольшой наполняемостью групп - прерогатива родителей. Развести гиперактивных детей по разным группам может только администрация ДОУ по просьбе родителей и при наличии свободных мест. И, как правило, таких возможностей у современных ДОУ нет, так как детей с гипервозбудимостью приходит в детский сад в последние годы все больше. И многим воспитателям приходится работать с группами, где детей с таким диагнозом два и более, то есть в осложненных условиях. Воспитателю нужно учитывать то, что ребенок "расторможен" и ему трудно приостанавливать начатую деятельность, при организации многих ежедневных видов деятельности по общему расписанию. Продумывать, каким образом использовать двигательную активность для исправления допущенной ошибки или негативных последствий совершенного поступка. Не давать повода к агрессивному поведению и, соблюдая общий для группы режим занятий, компенсировать неусидчивость ребенка на них.

Для поиска ответов на вопросы, как выполнить все вышеперечисленные рекомендации, следует обратиться к основам гуманистической педагогики, то есть тому направлению в педагогике, которое ориентируется на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей ребенка в обучении и воспитании. Оказывается что, если возможности гипервозбудимого ребенка учесть во всех его видах деятельности, то рекомендации врачей выполнить совсем не так сложно. А именно: большое внимание следует уделять подвижным играм и упражнениям. Разбив группу на две команды и включив в каждую гиперактивного ребенка дать им возможность сполна выплеснуть двигательную активность в игре. Контролировать такую игру конечно довольно сложно. Но, даже возникающие в игре всплески агрессивности, оценивать и гасить проще, так как это коллективная командная игра. Во время образовательной деятельности, когда ребенок отвлекается и перестает воспринимать происходящее, следует, не акцентируя на нем внимание других детей, позволить ему заняться другим видом деятельности. Но, через некоторое время, постараться вернуть его к начатому виду деятельности, индивидуально доведя работу до конца.

Также можно решить и проблему с дневным сном, режим которого у таких детей часто тоже бывает нарушен. Когда основная часть группы заснула, одному или нескольким неуснувшим детям с диагнозом гиперактивность можно позволить тихонько заняться тихими играми - рисованием или доделыванием других заданий. То есть, если встать на позицию гуманистической педагогики и отнестись к ограниченным возможностям гиперактивного ребенка просто как к уровню его возможностей и развивать их, а не подгонять под некий средний уровень, то и работать с таким ребенком будет гораздо проще.

Сложнее оказывается другое, если родители знают проблему своего ребенка, приведя его в группу, то работать с ребенком и с ними не так сложно, как с родителями, считающими поведение ребенка проявлением его капризного характера. Ведь поведение гиперактивного ребенка выглядит примерно так. Такие дети менее послушны, создают шум и беготню, часто падают и ушибаются, что-то роняют и задевают других, так как их движения менее координированы, а внимание рассеяно. Гиперактивные дети более агрессивны, часто становятся участниками конфликтов, в которых действуют физически. Такая непослушность, часто истеричность, трактуется некоторыми родителями как каприз, который можно и нужно исправлять, но действуют не теми средствами.  Часто такие родители применяют меры физического воздействия, от бессилия. Что, в свою очередь, повышает агрессивность ребенка. Зачастую родителям проще думать, что ребенок невоспитан, чем то, что он болен. И убедить их обратиться к специалисту очень сложно. А именно помощь врача в первую очередь необходима гипервозбудимому ребенку. Поскольку, опираясь только лишь на мощнейшую базу гуманистической педагогики, компенсировать гиперактивного ребенка полностью невозможно. Такой ребенок должен получать лечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром гиперактивности у детей

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности....

Презентация "Синдром Дауна - Солнечные дети"

Информационная презентация для учителей-логопедов, воспитателей и неравнодушных людей....

Синдром гипервозбудимости.

Синдром гипервозбудимости у детей-это заболевание, которое появляется по причине поражения головного мозга ребенка и проявляется в трудностях контроля поведения, а тк же усложняет концентрацию внимани...

Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты» . Как помочь детям?

Что такое «СДВ» и «СГДВ» ?Что отличает детей с СДВГ?Темпераментные малыши.Проблемы,  с которыми сталкиваются родители....

Консультация для родителей "Синдром "весны" у детей дошкольного возраста

консультация о поведении детей дошкольного возраста в весенний период...