Мастер-класс для педагогов "Технология Развивающий диалог"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Что такое развивающий диалог? Основная цель развивающего диалога. Обучающие результаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchiy_dialog.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15«Ладушки»
Мастер – класс для педагогов
Технология «Развивающий диалог»
Подготовила:
Учитель-логопед Никулина Н.Н.
2023 г.
Своё выступление я начну с загадки:
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь - ….диалог
Диалог – это форма устного или письменного обмена репликами между двух человек и более.
Сейчас поговорим о развивающем диалоге.
Каждый ли диалог являются развивающим? Конечно, нет. Большинство разговоров, в которых участвует ребенок, относятся к ситуативно-деловому общению (надень сначала ботиночки, потом куртку), поучительным беседам (не наступай в лужу – ножки промочишь) или обычным вопросам, которые волнуют родителей (что ты кушал в садике).
Примерно в три года дети начинают сами задавать вопросы, которые порой ставят в тупик даже взрослого (где ночуют поезда метро или почему солнце на закате становится красным).
Технология «Развивающий диалог» является одним из важных и сложных компонентов создания Пространства Детской Реализации (ПДР), она позволяет выйти за рамки привычных ребенку ситуаций, где ребенок становится познающим действительность.
Одной из самых эффективных технологий развития мышления, речи, познавательных способностей и творческого начала является развивающий диалог. Он дает возможность ребенку высказаться, аргументировать свой ответ и понять точку зрения оппонента.
Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники , сотрудники . Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Какие задачи стоят перед педагогом?
«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве» Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова
Правило развивающего общения, что оно не должно противоречить тому, что есть в социуме.
Как сделать диалог развивающим?
Педагог – модератор:
- Ставит проблему;
- С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
- Не прерывает и не торопит детей;
- Не даёт готовых ответов;
- Использует противоречия;
- Аргументирует свой ответ.
- Старается не упустить ни одного ребёнка;
- Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).
- Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.
- Место развивающего диалога в программе
- - во время утреннего круга (10-15 мин.);Чем бы вы хотели сегодня заняться?
- - элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах):
Дети, мы после завтрака через пять минут идём на музыкальное занятие. Как вы думаете, мы можем после завтрака брать игрушки и играть?
- на занятии;
- в проектной деятельности;
- в свободной деятельности;
- в игре;
- на прогулке;
- на вечернем круге.
Как поставить проблему?
Диалог не возникнет, если нет проблемы, цепляющей ребенка и заставляющей задуматься (например: педагог приносит в группу кусок льда и спрашивает, как поместить его в бутылку).
Правила ведения диалога:
- вопросы продумайте заранее;
- не давайте готовых ответов;
- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;
- поддерживайте детскую инициативу;
- резюмируйте, время от времени, то, что было сказано, называя детей по именам;
- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;
- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;
- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).
Рассмотрим на примере игры-драматизации по русской народной сказке «Как коза
домик строила» в старшей группе.
Педагог задает вопросы с целью: восстановить последовательность событий; установить
причинно-следственные связи; как понимают ситуацию разные герои. В отличии от простого диалога, «развивающий диалог» предполагает вопросы к детям «открытого типа», т.е., на которые нельзя ответить односложно (да, нет, не знаю).
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
-Откуда взялась коза с козлятами?
-А старуха-говоруха какая была?
-Почему коза решила убежать от старухи-говорухи?
-Как бы вы поступили на месте козы?
-Что коза с козлятами делали в лесу?
-Кого встретила коза в лесу?
-О чем коза говорила при встрече с яблонькой? (осинкой, шиповником, елью, дубом,
березкой)
-Что ответил шиповник козе?
-Почему коза не стала строить избушку под дубом?
-Почему коза построила дом для козлят под березой?
В основе этой технологии лежит переход на новый формат детско-взрослого
взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на
развитие детской инициативы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника».
Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.Развитие интеллектуальной и творческой активности педагого...
Мастер-класс для воспитателей по развивающим играм
Мастер класс по развивающим играм в ДОУ. может быть частью семинара по использованию развивающих игр в детском саду...
Мастер-класс Тема: «Использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию полноценного пространства развития ребенка»
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех ...
Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками».
Конспект мастер-класса для педагогов....
Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича (коврограф «Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками»
Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО также является одним из ключевых умений современного педагога (п.3.3.1. ФГОС ДО).Сегодня мы поговорим о развивающих играх В....
Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков"
Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков" способствует развитию практических умений по...
мастер класс НА ТЕМУ : « Авторский игровой диалог и его театрализованная деятельность как средство обогащения словаря,развития эмоциональной, выразительной , граматически оформленной речи ребенка.»
Обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольн...