Мастер-класс для педагогов "Технология Развивающий диалог"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Никулина Наталья Николаевна

Что такое развивающий диалог? Основная цель развивающего диалога. Обучающие результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_dialog.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15«Ладушки»

Мастер – класс для педагогов

Технология «Развивающий диалог»

                                               

Подготовила:

Учитель-логопед Никулина Н.Н.

2023 г.

Своё выступление я начну с загадки:

Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь - ….диалог

Диалог – это форма устного или письменного обмена репликами между двух человек и более.

Сейчас поговорим о развивающем диалоге.

Каждый ли диалог являются развивающим? Конечно, нет. Большинство разговоров, в которых участвует ребенок, относятся к ситуативно-деловому общению (надень сначала ботиночки, потом куртку), поучительным беседам (не наступай в лужу – ножки промочишь) или обычным вопросам, которые волнуют родителей (что ты кушал в садике).

Примерно в три года дети начинают сами задавать вопросы, которые порой ставят в тупик даже взрослого (где ночуют поезда метро или почему солнце на закате становится красным).

Технология «Развивающий диалог» является одним из важных и сложных компонентов создания Пространства Детской Реализации (ПДР), она позволяет выйти за рамки привычных ребенку ситуаций, где ребенок становится познающим действительность.

Одной из самых эффективных технологий развития мышления, речи, познавательных способностей и творческого начала является развивающий диалог. Он дает возможность ребенку высказаться, аргументировать свой ответ и понять точку зрения оппонента.

Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники , сотрудники . Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)

Какие задачи стоят перед педагогом?

 «Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве» Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова

Правило развивающего общения, что оно не должно противоречить тому, что есть в социуме.

Как сделать диалог развивающим?

 Педагог – модератор:

  • Ставит проблему;
  • С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
  • Не прерывает и не торопит детей;
  • Не даёт готовых ответов;
  • Использует противоречия;
  • Аргументирует свой ответ.
  • Старается не упустить ни одного ребёнка;
  • Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).
  • Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.

  • Место развивающего диалога в программе 
  • - во время утреннего круга (10-15 мин.);Чем бы вы хотели сегодня заняться?
  • - элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах):

Дети, мы после завтрака через пять минут идём на музыкальное занятие. Как вы думаете, мы можем после завтрака брать игрушки и играть?

  • на занятии;
  • в проектной деятельности;
  • в свободной деятельности;
  • в игре;
  • на прогулке;
  • на вечернем круге.

Как поставить проблему?

Диалог не возникнет, если нет проблемы, цепляющей ребенка и заставляющей задуматься (например: педагог приносит в группу кусок льда и спрашивает, как поместить его в бутылку).

Правила ведения диалога:

- вопросы продумайте заранее;

- не давайте готовых ответов;

- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;

- поддерживайте детскую инициативу;

- резюмируйте, время от времени, то, что было сказано, называя детей по именам;

- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;

- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;

- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).

Рассмотрим на примере игры-драматизации по русской народной сказке «Как коза

домик строила» в старшей группе.

Педагог задает вопросы с целью: восстановить последовательность событий; установить

причинно-следственные связи; как понимают ситуацию разные герои. В отличии от простого диалога, «развивающий диалог» предполагает вопросы к детям «открытого типа», т.е., на которые нельзя ответить односложно (да, нет, не знаю).

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

-Откуда взялась коза с козлятами?

-А старуха-говоруха какая была?

-Почему коза решила убежать от старухи-говорухи?

-Как бы вы поступили на месте козы?

-Что коза с козлятами делали в лесу?

-Кого встретила коза в лесу?

-О чем коза говорила при встрече с яблонькой? (осинкой, шиповником, елью, дубом,

березкой)

-Что ответил шиповник козе?

-Почему коза не стала строить избушку под дубом?

-Почему коза построила дом для козлят под березой?

В основе этой технологии лежит переход на новый формат детско-взрослого

взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на

развитие детской инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника».

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.Развитие интеллектуальной и творческой активности педагого...

Мастер-класс для воспитателей по развивающим играм

Мастер класс по развивающим играм в ДОУ. может быть частью семинара по использованию развивающих игр в детском саду...

Мастер-класс Тема: «Использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию полноценного пространства развития ребенка»

Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех ...

Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича (коврограф «Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками»

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО также является одним из ключевых умений современного педагога (п.3.3.1. ФГОС ДО).Сегодня мы поговорим о развивающих играх В....

Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков"

Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков" способствует развитию  практических умений  по...

мастер класс НА ТЕМУ : « Авторский игровой диалог и его театрализованная деятельность как средство обогащения словаря,развития эмоциональной, выразительной , граматически оформленной речи ребенка.»

Обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольн...