Лес.Грибы и ягоды
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей речевой группы старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnoe_zanyatie.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад
Составители: Андреева И.А. учитель-логопед,
Погадаева Ю.А. музыкальный руководитель,
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей речевой группы старшего дошкольного возраста «Лес. Грибы и ягоды»
Цель: создать условия для преодоления речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, обогащение словарного запаса.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить признаки осени;
- дополнить и активизировать словарь по лексической теме «Лес. Грибы и ягоды»;
- учить дифференцировать понятие «съедобные и несъедобные», «ягоды и осенние ягоды»;
- закрепить согласование прилагательного с существительным;
- закрепить образование относительных прилагательных;
- совершенствовать умение петь естественным голосом, без крика и напряжения в доступном диапазоне;
- совершенствовать приемы игры на музыкальном треугольнике;
- совершенствовать музыкальные движения под музыку, согласуя ритм движения с музыкальным сопровождением.
Коррекционные:
- развивать артикуляционную моторику, использую гимнастику для язычка;
- развивать сильную воздушную струю, используя поддувалочки;
- развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- развивать общую, мелкую моторику, используя прием координации речи и движения;
- развивать мышление, используя загадки.
Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- воспитывать желание петь, танцевать и ритмично играть на треугольнике;
- закрепить умение работать в коллективе, в мини подгруппах.
Оборудование: презентация по теме, зеркала-10 шт., поддувалочки-10 шт., осенние листья, загадки про грибы, музыкальные треугольники, осенние листья, краски, поднос с ягодами (рябина черноплодная, обыкновенная, шиповник, калина, клюква ), тарелка, ниточка, грибы- на каждого ребенка.
Литература: М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», Л.Б.Гавришева «Конспекты интегрированной коррекционной образовательной музыкальной деятельности с детьми»
Ход занятия.
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов |
I. Организационный момент | Музыкальный руководитель вместе с детьми поет музыкальное приветствие, сопровождая игрой на фортепиано. | На экране картина осени. Муз.руководитель включает аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года», «Осень». | Дети под музыку заходят в музыкальный зал, в руках осенние листочки, проходят по кругу. Поют музыкальное приветствие. |
II.Введение в тему | Логопед: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? Дети: Осень. Логопед: Как вы догадались, что осень? Дети: Стало холодно, птицы улетели на юг, листья пожелтели, листопад, люди надели теплую одежду, люди убрали урожай, делают осенние заготовки на зиму… Логопед: Я вижу у вас в руках листочки, Продолжите мое предложение. Какого цвета у вас листочки? Дети: У меня желтые листья. Логопед: Какого цвета и какие у вас листочки? Дети: У меня в руках красные кленовые листья. Муз.руководитель: Вот и осень пришла, нас в дорогу позвала. Покажем осенний танец с листочками? | Вопросы, стимулирующие процесс мышления. Муз.руководитель вместе с детьми выполняет танцевальные движения под муз. Г.Вихаревой «Осенний вальс» | Слушают, анализируют, выбирают ответ. Под музыку импровизируют с осенними листочками. |
III.Основная часть. Мимическая разминка | Логопед: Все леса позолотились Мы все с вами Удивились Эти пышные наряды Примерять деревья Рады В небе солнышка не видно Стало нам чуть-чуть Обидно И напрасно… Пусть улыбки ваши дети, Словно лучики всем светят! | Логопед раздает зеркала, читает стихотворение, выполняет соответствующие действия. | Берут зеркала, встают в круг, слушают, выполняют мимические упражнения по тексту. |
Артикуляционная гимнастика | Логопед: Твой язык похож на лист, Что на веточке повис. Он как листок березки, Широкий, мягкий, плоский. («Лопатка») Прыгают по мягким листьям Зайцы, белочки и лисы. («Накажем язычок») Листья высохли, свернулись, Краешки их вверх загнулись. («Чашечка») В лужах листья там и тут, Словно лодочки плывут. (Заносить Чашечку в рот) Берем ниточку с шариком И выполняем под музыку «Часики» нить горизонтально, вертикально. | Логопед читает стихотворение, выполняет соответствующие действия. | Смотрят в зеркало, слушают, выполняют движения язычком по тексту. Берут ниточку с шариком, выполняют под музыку нить горизонтально, вертикально. |
Упражнение на дыхание | Муз.руководитель: Ребята, возьмите поддувалочки, подуем так, чтобы картинка закрутилась, щечки не надуваем. | Муз.руководитель выполняет задание вместе с детьми. | Берут поддувалочки, дуют. |
Развитие общей моторики | Логопед: Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий Долго дождик будет капать, Разведет повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. Дождик капает, давайте сделаем массаж спины | На экране тучка с дождем. Логопед читает стихотворение, идет вместе с детьми по кругу. | Идут по кругу |
Координация речи и движения | Муз.руководитель: Дождик бегает по крыше – БОМ! БОМ!БОМ! По веселой звонкой крыше – (постукивают пальчиками) БОМ!БОМ!БОМ! -Дома, дома посидите,- (поколачивают кулачками) БОМ!БОМ!БОМ! Никуда не выходите,- (растирают ребрами ладоней) БОМ!БОМ!БОМ! Почитайте, поиграйте – (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями). БОМ!БОМ!БОМ! Я уйду – тогда гуляйте…(поглаживание ладонями) БОМ!БОМ!БОМ! | Муз.руководитель поет песню «Дождик» Е.Попляновой, сопровождает пение игрой на ф- но. Логопед выполняет массаж спины вместе с детьми. | Встают в ряд, поют песню, выполняют массаж спины своему соседу. |
Планирование деятельности. Развитие диалогической речи. | Муз.руководитель: Дождик, дождик. Кап-кап-кап! Дождик льет с еловых лап. Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! С крыш, зонтов прохожих Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! -Ребята, а какой инструмент лучше всего изображает капельки дождя? Дети: Треугольник. Муз.руководитель: А хотите попробовать изобразить дождик? Дети: Да. Муз.руководитель: Дождик как начинается? Дети: Медленно, не спеша. Муз.руководитель: А потом? Дети: Капает быстро, шумно. Муз.руководитель: Как узнать, что дождик заканчивается? Дети: Начинает медленно капать и затихает. | Муз.руководитель читает стихотворение. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Слушают, отвечают на вопросы. |
Игра на музыкальных треугольниках. В разных темпах. Развитие чувства ритма и темпа. | Муз.руководитель: Сейчас я буду играть музыку дождя, а вы мне будете помогать игрой на треугольниках. Слушайте внимательно, если дождь начинает сильно лить, музыка становится быстрой, громкой, то и вы играете быстро и громко. Если дождик затихает, то и вы играете тише, медленнее. | Муз.руководитель играет «Дождик» муз. М Парцхаладзе с замедлением и ускорением темпа. | Слушают музыку, играют на треугольниках в такт музыке. |
Мотивация к деятельности | Логопед: После дождика смотри, В лесу выросли грибы. Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай, не мешкай, Это… (сыроежки)
Под осинкой Стоит мальчик-с-пальчик, На нем сер кафтанчик Шляпка красненькая (подосиновик)
На беленькой ножке, Он в шапочке красной, На шапке горошки (мухомор) Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой? (опята)
Посмотрите ка ребята, Тут лисички, там опята Ну, а это на полянке Ядовитые….. (поганки). | Логопед создает мотивационную ситуацию через загадывание загадок. На экране появляются отгадки- грибы. | Слушают, анализируют, выбирают ответ. |
Д/и «Съедобные не съедобные грибы». Развитие мелкой моторики. | Логопед: Ребята, давайте поиграем. У меня на тарелочке лежат съедобные и несъедобные грибы. Наденем на веревочку только съедобные грибочки. | Помогает тем детям, кто затрудняется. | Выбирают нужные грибы, надевают на веревочку. |
Совместное обсуждение. «Открытие» ребенком нового. | Логопед: Грибы стояли строем на полянке. А под листочками спрятались ягоды. А какие ягоды растут в наших лесах? Дети: земляника, лесная клубника, малина, черника, костяника… Логопед: Осенью, в наших лесах есть тоже ягоды. Давайте назовем их? Дети: рябина, калина, клюква, брусника, шиповник… Логопед: А малина и калина, где растут? Правильно, они растут и в саду и в лесу. Как вы думаете на вкус осенние ягоды какие? Давайте попробуем ягоды калины, рябины, клюквы. Дети: горькие, кислые, сладкие. | На экране появляются слайды с картинками ягод. Логопед раздает детям ягоды. | Вспоминают, называют названия ягод. Пробуют ягоды на вкус. Определяют какие ягоды. |
Пальчиковая гимнастика «По ягоды» | Муз.руководитель: По тропинке, по дорожке, (пальчики «бегут» по столу) Я с корзинкой, ты с лукошком, Мы по ягоды идем Под грибным идем дожем. Не пугай нас, дождь грибной, (дробь указ и сред пальцем обеих рук) Обходи нас стороной, обойди, убеги! (ритмичные хлопки) Будем печь мы пироги (показывают «пироги») С черною черникой, (загибают пальцы обеих рук) С алою брусникой, С красною малиной, С горькою калиной, Да еще с морошкой, Что в моем лукошке. (показать лукошко) Н. Нищева | Муз.руководитель проговаривает слова, показывает движения пальчиковой гимнастики. | Выполняют пальчиковую гимнастику.
|
IV. Заключительная часть. Рефлексия. Обобщение. Самоконтроль. | Логопед: У меня есть осенняя веточка. Мы будем передавать ее друг другу и рассказывать о том, что вам понравилось на занятии, что запомнилось. Игра «Волшебная веточка». Муз.руководитель: А теперь споем прощальную песенку. | Логопед передает веточку детям, называет что ему понравилось на занятии. Муз.руководитель поет вместе с детьми прощальную песенку. | Рассказывают о своих впечатлениях. Поют прощальную песенку. Под музыку П. Чайковского «Осень» выходят из зала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы "В лес за грибами и ягодами" с использованием ИКТ
Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами». На занятии дети продолжают знакомиться с лесными грибами и ягодами; их внешним видом и местом произростания....
Презентация к занятию "В лес за грибами и ягодами" для детей старшей группы
Презентация к занятию для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с лесными ягодами и грибами....
Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.
Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...
Содержание тематического планирования по теме "Грибы и ягоды"
Планирование по теме "Грибы. Ягоды" Воспитатели: Цыганова ТИ Плакса Т.Н....
Презентация по теме "Ядовитые грибы и ягоды"для детей старшей группы
Цели: создать у детей представление об экосистеме (лес), рассказать о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод. Научить отличать дико...
«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»
НОД в старшей группе по ОБЖ «Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»...
«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи; закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспит...