"Игры на развитие межполушарного взаимодействия, как способ коррекции познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ ( ОНР)".Учебный материал в разделе " Детский сад".
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данные игры способствуют развитию моторики, мышления, памяти. Способствуют формированию и коррекции слоговой структуры слова на начальных этапах работы с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 255.02 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
города Рубцовска Алтайского края
658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89;
телефон: 4-21-84, 4-45-45
Развитие межполушарного взаимодействия, как способ коррекции познавательной деятельности дошкольников.
Нужно ли развивать у детей межполушарное взаимодействие или межполушарные связи?
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Межполушарное взаимодействие — механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга — залог его слаженной работы, своевременной передачи, обработки данных, сигналов, импульсов.
Известно, что левое и правое полушария работают по-разному:
- правое отвечает за воображение, интуицию, левую сторону тела, эмоции, творческие способности, пространственную ориентацию, креативное мышление, слуховое восприятие информации;
- левое — за запоминание информации, речь, логическое мышление, правую часть тела, аналитику, усвоение вербальной информации, способности к точным наукам.
При нарушениях межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему.
У детей наблюдаются проблемы в развитии, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций.
Работая с детьми с ОНР в своей группе заметила, что одни дети импульсивные, а другие медлительные, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую, слабо развита мелкая и общая моторика.
Воспитанники с ОНР значительно отстают в речевом и интеллектуальном развитии, с трудом устанавливают причинно-следственные связи. У детей прослеживаются проблемы в письме, устной речи, они испытывают трудности в запоминании информации, сложности в счете, как в письменном, так и в устном. Поэтому в работе с дошкольниками активно использую различные упражнения, повышающие двигательную активность и развивающие межполушарное взаимодействие. Изучила соответствующую литературу, познакомилась с опытом работы педагогов, по интересующей меня теме, использую в работе дидактический материал учителя-логопеда
А.Ю. Раписовой.
Развитие межполушарных связей начали с ритмовой гимнастики.
Цель: развитие умения различать и воспроизводить заданные темп и ритм. Предназначено для работы над формированием и коррекцией слоговой структуры слова на начальных этапах работы с детьми с ОНР.
Задания:
1. Перед ребенком расположена любая карта «Зайчики» или «Мячи». Инструкция: «Делай, как я».
Усложнение задания. «Я начну, а ты продолжи». В данном упражнении удары – одинаковой силы.
2. Перед ребенком расположены карты «Зайчики» или «Мячи». Взрослый с одинаковой силой удара отстукивает карандашом (любым твердым предметом) по столу заданный ритмический рисунок любой карты. Ребенок должен найти нужную карту и показать. Усложнение задания. Взрослый за ширмой отстукивает любой заданный ритм. Ребенок воспринимает ритм только на слух, без зрительной опоры на руки взрослого.
3. Взрослый просит ребенка самостоятельно отстучать ритмический рисунок любой карты. Усложнение задания. Карты «Зайчики» и «Мячи» следует перемешать и выполнить упражнения, аналогично п.2 и п.3.
4. Задания к картам «Молоток-молоточек» и «Волк-волчонок» аналогичны предыдущим, но удары различны по силе (громкости).
5. На продвинутом этапе работы, можно использовать игры с использованием персонажа, который пытается «запутать» ребенка, отстукивая ритм, но показывая неправильную карту. Ребенок должен исправить персонажа, указав на правильную карту.
6. Предложите ребенку прослушать 2 (максимум 3) ритмических рисунка, положив перед ним соответствующие карты. Ребенок должен разложить карты в нужной последовательности. Вы можете придумать свои задания! Фантазируйте вместе с детьми
От развития чувства ритма зависит выразительность и интонационная сторона речи. Чувство ритма – сумма пяти простых компонентов: ощущения времени, пространства, веса, объема и мускульной энергии. Если какой-то из этих чувств не развит ,это заметно отражается на общем поведении ребенка и на его речи в частности.
Для развития межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации помогают тренажеры. Они простые и доступные в изготовлении , играют большую помощь для развития детей.
Упражнения с « Ладошками»
Цель: Тренируем моторное планирование, зрительный анализатор, внимание, способствует развитию моторики, внимания
Упражнения со звоночками
Упражнения со звоночками рекомендуется выполнять как детям , так и взрослым. Наиболее эффективны упражнения до 8 лет. Так как у детей формируется основа интеллекта. Поэтому упражнения можно начинать выполнять с 4 лет, продолжительностью 5-10 минут. Упражнения помогают допиться положительной динамики в развитии речи, самоконтроля , памяти и внимания.
Выполняя упражнения с ладошками и звоночками можно включать задания по грамоте : деление слов на слоги, прямой и обратный счет.
Нейродорожки
Данные упражнения эффективны, если у ребенка не сформировано межполушарное взаимодействие:
происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении:
- пишет буквы в зеркальном отражении
- с трудом описывает ситуацию по картинке,
- теряет постоянно основную мысль, непоследователен в пересказе;
- не может адекватно оценивать эмоции других людей;
- может меняться ведущая рука;
- часто говорит сбивчиво и нечетко;
- наблюдается плохая память;
- неловкость движений
- отсутствует познавательная мотивация;
- испытывает трудности в написании текста под диктовку, при списывании
- текста допускает много ошибок;
Упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве
динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности
это может составлять до 25-30 минут в день.
Упражнения с « Носочками».
Чтобы у ребенка не было трудностей ни с чтением, ни с письмом, ни с математикой важно, чтобы сформированы пространственные представления, внимание, зрительная и слуховая память. Для работы с понадобится веревка и прищепки. Ребенок выполняет задания от простых к более сложным. В процессе занятий ориентируйтесь на личностные особенности ребенка, не требуйте от ребенка, больше чем он может. Если выполнение какого-нибудь задания вызывает трудности, упростите его или отложите на потом. Обязательно хвалите вашего ребенка за старания и успехи!
Упражнения с « Пуговицами».
Задания способствуют развитию внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, счете в пределах 5 (при выполнении ребенок учитывает количество отверстий в пуговице), ребенок быстрее запомнит основные цвета.
Цель всех игр:
- улучшать координацию движения, уровень концентрации внимания, скорость реакции;
- развивать крупную моторику, интеллект;
- формировать новые нейронные связи в процессе выполнения игр в движении.
У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее
увереннее в себе.
У некоторых детей появляется готовность и желание выполнять
дополнительные задания.
Речь становится связной.
Ребенок стал выполнять задания требующие классификации, обобщения,
систематизации материала.
Ребенок принимает правила взаимопомощи и сотрудничества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал в раздел "Детский сад".
Данный методический материал будет интересен воспитателям и специалистам дошкольного образовательного учреждения....
Учебный материал в раздел"Детский сад"Сценарий утренника «ДО СВИДАНЬЯ, ДЕТСКИЙ САД»
Выпускной в детском саду "Родничок" -"До свиданья, детский сад"...
конспект интегрированной образовательной деятельности в первой младшей группе. Тема:Волшебное путешествие. Цель:развитие коммуникативных игр(учебный материл в раздел "Детский сад"
Ход образовательной деятельности:Воспитатель:Ребята, давайте поздороваемся с гостями и сегодня с вами отправимся в волшебное путешествие. А поедим мы на автобусе. Присаживайтесь все в автобус (предвар...
Волонтерский проект (учебный материал в раздел "Детский сад")
Волонтерский проект на тему "Протяни руку помощи"...
Лего-турнир (учебный материал в раздел "Детский сад"
Лего-турнир на тему "Есть в России современная авиация военная"...
Дидактический материал к празднованию Дня России (Учебный материал в разделе "Детский сад"
Воспитание у ребёнка любви к своей Родине включает в себе целый комплекс задач. Рзвлечение - это один из видов детской деятельности в решении задачи нравственно-патриотического воститания у детей дошк...
Сборник статей по итогам научно-исследовательской работы студентов и аспирантов ЮУрГГПУ за 2020 – 2021 учебный год «Современные тенденции развития науки и практики в исследованиях молодых" (учебный материал в раздел "детский сад"), стр. 259
Публикация статьи "Психолого-педагогические условия развития физических качеств дошкольников в рамках модификации образовательного процесса" (стр. 259)...
- Мне нравится (1)