Особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников
статья по коррекционной педагогике

Антонова Светлана Владимировна

Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является

многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны

быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого

процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью,

реальное ее использование в условиях общения, является организация

слухоречевой среды в группе детского сада и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников

Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является

многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны

быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого

процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью,

реальное ее использование в условиях общения, является организация

слухоречевой среды в группе детского сада и в семье.

Создание  слухоречевой среды предполагает постоянное

мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от

его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании

этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники

дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в

постоянное общение с ребенком.

Основными условиями создания слухоречевой среды являются

следующие:

- мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической

деятельности;

- формирование у детей потребности в речевом общении;

- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их

уровень; побуждение детей к активному применению речи;

- использование остаточного слуха как необходимого условия

формирования устной речи и общения;

- контроль за речью детей со стороны взрослых;

- соблюдение единых требований к речи взрослых.

Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их

реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая

среда не только компонент процесса формирования речи, но и то условие,

благодаря которому осознается результативность речевого развития детей.

Развитие речи как многоплановый процесс пронизывает всю жизнь

ребенка в детском саду. Программа по развитию речи предусматривает

различные условия для речевого развития детей. Жизнь ребенка в детском

саду связана с проведением различных режимных моментов (утренняя

гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т. д.). Ежедневная бытовая

деятельность создает условия для общения детей со взрослыми и между

собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между

собой. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей,

использования речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых

действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают

возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно

используемых предметов и действий. На начальных этапах обучения бытовая

деятельность создает условия для формирования предметной отнесенности

значений слов, обеспечения прочной наглядной основы. Слова используются

в различных коммуникативных высказываниях: простых по структуре

вопросах, побуждениях. Пользуясь естественной речью по поводу

выполнения действий, организации детей во время проведения режимных

моментов, воспитатель выделяет слова, нужные для обозначения наиболее

необходимых предметов и действий. Важно предъявление слова в единстве с

демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя ложку,

воспитатель показывает ее форму, правильное удержание в руке, аккуратное

зачерпывание пищи и др.). Условия общения делают необходимым

включение слова в различные тины высказываний («Это ложка», «Ешь

ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала», «Где твоя ложка?»). Речевой

материал предъявляется устно и, в зависимости от этапа обучения,

письменно (на табличках) или устно-дактильно (в детском саду для глухих

детей). Он употребляется в связи с логикой выполняемых действий.

Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с

бытовой деятельностью позволяет запомнить речевой материал,

использовать в привычных ситуациях.

Речевое развитие детей происходит в процессе овладения различными

видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде,

конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, а также в ходе

ознакомления с окружающим миром. На занятиях по видам детской

деятельности дети овладевают различным речевым материалом: во-первых,

специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в

игре это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др; в

изобразительной деятельности — «бумага», «кисточка», «рисовать»,

«лепить», «заштриховать», а также слова, обозначающие название цвета,

пространственные отношения и др.

Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр,

рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной

деятельности получают дальнейшие уточнение и конкретизацию

В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей,

оценкой их деятельности («Лепи аккуратно», «Не мешай», «Помоги Тане»,

«Алеша — молодец» и др.).

В свободной деятельности педагог обсуждает с детьми замысел

рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их

общение между собой, используя разговорную речь. Речевой материал

употребляется в основном в логике данных видов деятельности.

Особое значение в плане развития речи имеет ознакомление с

окружающим миром, так как в процессе познания назначения и свойств

окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирования

представлений об условиях жизни человека дети усваивают и необходимый

речевой материал, который в дальнейшем (в силу идентичности тематики)

будет предметом рассмотрения на занятиях по развитию речи. В процессе

ознакомления с окружающим миром формируется предметная отнесенность

слов, создаются конкретные условия для развития обобщающей функции

слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Особенности развития связной речи у дошкольников

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...

Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР: от фразы к рассказу»

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне....

Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Каждый ребёнок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является услови...

Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей.Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытае...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...