Особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников
статья по коррекционной педагогике
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является
многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны
быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого
процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью,
реальное ее использование в условиях общения, является организация
слухоречевой среды в группе детского сада и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_svyaznoy_rechi_slaboslyshashchih_doshkolnikov.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является
многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны
быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого
процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью,
реальное ее использование в условиях общения, является организация
слухоречевой среды в группе детского сада и в семье.
Создание слухоречевой среды предполагает постоянное
мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от
его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании
этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники
дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в
постоянное общение с ребенком.
Основными условиями создания слухоречевой среды являются
следующие:
- мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической
деятельности;
- формирование у детей потребности в речевом общении;
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их
уровень; побуждение детей к активному применению речи;
- использование остаточного слуха как необходимого условия
формирования устной речи и общения;
- контроль за речью детей со стороны взрослых;
- соблюдение единых требований к речи взрослых.
Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их
реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая
среда не только компонент процесса формирования речи, но и то условие,
благодаря которому осознается результативность речевого развития детей.
Развитие речи как многоплановый процесс пронизывает всю жизнь
ребенка в детском саду. Программа по развитию речи предусматривает
различные условия для речевого развития детей. Жизнь ребенка в детском
саду связана с проведением различных режимных моментов (утренняя
гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т. д.). Ежедневная бытовая
деятельность создает условия для общения детей со взрослыми и между
собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между
собой. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей,
использования речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых
действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают
возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно
используемых предметов и действий. На начальных этапах обучения бытовая
деятельность создает условия для формирования предметной отнесенности
значений слов, обеспечения прочной наглядной основы. Слова используются
в различных коммуникативных высказываниях: простых по структуре
вопросах, побуждениях. Пользуясь естественной речью по поводу
выполнения действий, организации детей во время проведения режимных
моментов, воспитатель выделяет слова, нужные для обозначения наиболее
необходимых предметов и действий. Важно предъявление слова в единстве с
демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя ложку,
воспитатель показывает ее форму, правильное удержание в руке, аккуратное
зачерпывание пищи и др.). Условия общения делают необходимым
включение слова в различные тины высказываний («Это ложка», «Ешь
ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала», «Где твоя ложка?»). Речевой
материал предъявляется устно и, в зависимости от этапа обучения,
письменно (на табличках) или устно-дактильно (в детском саду для глухих
детей). Он употребляется в связи с логикой выполняемых действий.
Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с
бытовой деятельностью позволяет запомнить речевой материал,
использовать в привычных ситуациях.
Речевое развитие детей происходит в процессе овладения различными
видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде,
конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, а также в ходе
ознакомления с окружающим миром. На занятиях по видам детской
деятельности дети овладевают различным речевым материалом: во-первых,
специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в
игре это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др; в
изобразительной деятельности — «бумага», «кисточка», «рисовать»,
«лепить», «заштриховать», а также слова, обозначающие название цвета,
пространственные отношения и др.
Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр,
рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной
деятельности получают дальнейшие уточнение и конкретизацию
В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей,
оценкой их деятельности («Лепи аккуратно», «Не мешай», «Помоги Тане»,
«Алеша — молодец» и др.).
В свободной деятельности педагог обсуждает с детьми замысел
рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их
общение между собой, используя разговорную речь. Речевой материал
употребляется в основном в логике данных видов деятельности.
Особое значение в плане развития речи имеет ознакомление с
окружающим миром, так как в процессе познания назначения и свойств
окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирования
представлений об условиях жизни человека дети усваивают и необходимый
речевой материал, который в дальнейшем (в силу идентичности тематики)
будет предметом рассмотрения на занятиях по развитию речи. В процессе
ознакомления с окружающим миром формируется предметная отнесенность
слов, создаются конкретные условия для развития обобщающей функции
слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...
Особенности развития связной речи у дошкольников
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»
Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...
Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР: от фразы к рассказу»
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне....
Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Каждый ребёнок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является услови...
Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей.Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытае...
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...