Консультация учителя-дефектолога. Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к письму. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Сдерживается развитие осязания, недостаточно формируется предметно - практическая деятельность и моторная готовность руки к письму. . Детей необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.В процессе коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения, следует подбирать игры и упражнения, которые улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, вырабатывают навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-дефектолога.
Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к письму.
Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Сдерживается развитие осязания, недостаточно формируется предметно - практическая деятельность и моторная готовность руки к письму. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, систематически провожу специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения учу приёмам осязательного восприятия объектов, формирую у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.
В процессе коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения, подбираю игры и упражнения, которые улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, вырабатывают навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения использую разные методики.
Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность
Лепка -полезно влияет на развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность, координацию «глаза-руки»
Аппликация. Вырезание ножницами. Работа с бумагой.
(выполняя поделки из бумаги, самостоятельно владея ножницами, составляя узоры, выполняя аппликации, мы с детьми стимулируем мелкую моторику, оцениваем насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков).
Рисование, раскрашивание.
Любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук, обращаю внимание на разнообразие рисунков детей и используемые техники рисования. Моя многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Графические упражнения.
В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения применяем и выполняем:
- рисование по трафаретам( использую в коррекционной работе трафареты разной тематики, создаём с детьми как предметные так и сюжетные композиции)
- штриховку в разных направлениях (Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. В работе с детьми использую различные инструменты: шариковую, гелевую ручки, цветные или простые карандаши, фломастеры, восковые мелки и др.- это позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки).
- рисование по фигурным линейкам
- дорисовывание изображений
- обводим рисунки по контуру, обводим по контуру через кальку с помощью фломастера, рисуем по опорным точкам
- интересные графические задания и игры по лексическим темам, работу с занимательными прописями
- выполняем разлиновку
- графические диктанты
Детям очень нравится заниматься ниткографией и лоскутографией (выкладывание по образцу, памяти, произвольно).
Конструирование. В работе использую конструирование из строителя, счётных палочек, геометрических фигур, природного материала, мелких камушек, бусинок, по образцу, по памяти, произвольно; раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок различной величины, чашей-вкладышей, рваная аппликация (мозаичное конструирование), "бумажный конструктор",различные виды мозаики, конструкторов, пазлы, плетение на станках с созданием различных узоров.
Игры с предметами.
- игры с мелкими предметами с бусинками, пуговицами, мелкими камешками, ракушками, косточками, орехами, каштанами
- свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, кнопки
наборы веревочек и лент разной длины, ширины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов
- наборы пластмассовых или деревянных палочек разной длины, толщины
- разноцветные прищепки;
- закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков
- "чудесный мешочек", "коробка сюрпризов", в которых мы с детьми проводим обследование предмета с двух сторон
- познавательные игры с предметами различной фактуры, где дети обследуют предметы осязательно-двигательным путём (дерево, металл, пластмасса, керамика, стекло, ткани, бумага)
Игры с прищепками так же развивают мелкую моторику рук. В работе с детьми постоянно использую игры с прищепками. Эти игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Занимаемся последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходим от простого к сложному.
Шнуровки— использую в работе дощечки и игрушки-шнуровки для сшивания и вышивания шнуром; нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек.
Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика.
На каждом занятии, в индивидуальной коррекционной работе провожу пальчиковые игры.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр 1. Перед игрой с ребенком обсуждаю ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения.
2 Перед началом упражнений с детьми разогреваем ладони легкими поглаживаниями.
3 Все упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе, вовлекаем, по возможности, все пальцы руки.
4 Слежу за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Добиваюсь, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Пальчиковые игры с предметами: карандаши, орехи, каштаны, косточки.
Массаж кистей и пальцев
Массаж улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, при этом активизирует центры головного мозга. В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения массаж провожу в игровой форме, чтобы привлечь внимание ребенка ( «Пила», «Пироги», «Утюг». Имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки, пальчики танцуют). Для получения максимального эффекта, тренируем с детьми каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать предметы, например, предложить ребенку покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую. Хорошо укрепляют мышцы рук, развивают мышечную силу сжимания резиновой губки, теннисного мячика, массажного мячика. Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-Джок терапия.
В процессе применения всех этих методик развиваются мелкие мышцы рук, совершенствуются двигательные навыки пальцев рук, развивается ручная умелость, тактильного ощущения, осязательное восприятие, происходит стимуляция умственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по теме: "Развитие осязательной чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. "
Способы развития мелкой моторики рук и осязания, используя подручные материалы....
Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...
Мастер - класс «Особенности формирования осязания и мелкой моторики руки у детей с нарушениями зрения»
Дети с нарушением зрения характеризуются низким уровнем развития руки. Они не осознают роли осязания – как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения остроты зрения дети ...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей с нарушением зрения Тема: «В гостях у бабушки».
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей с нарушение зрения через занимательные игры и упражнения....
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения в домашних услових.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения способствует развитию двигательной и речевой области коры головного мозга, развитию психических функций....
Оригами как метод развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Опыт работы...
Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и у...