Конкурс на лучшую поделку «Волшебство хозяюшки Зимы».
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Комплексный реабилитационно-образовательный центр для детей

с нарушениями слуха и зрения» г. Владикавказ

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей - дефектологов

_________ Кулова С.К.

Протокол № ____ от

«___»__________2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по коррекционной работе

_________ Макоева И.Т.

«___»__________2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_________ Карсанова М.М.

Приказ № _____ от

«___»___________2023 г.

Протокол № ___ заседания педсовета от ___________ г.

Наименование учебного курса: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи и формирование элементарных математических представлений

(индивидуальные занятия)

Уровень образования: ДО Воспитанники детского сада

Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год

Составлена на основе ФГОС НОО глухих обучающихся, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от #1075;. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочую программу составила _______ Байцаева Л.А. Квалиф. категория: высшая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с нарушением слуха ( глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации) ГБОУ КРОЦ детский сад «Солнышко» (далее – АООП ДО) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования (ФГОС), и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО), утв. приказом Министерства просвещения РФ от № 1022» рассчитана примерно на 2-3 года обучения. Возраст ребенка примерно 3-7лет.

Рабочая программа учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» разработана для глухих обучающихся дошкольников в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федерального закона от #1075; №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Конвенции о правах ребенка;
  • Конституции Российской Федерации;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» )

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» («СанПиН ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от №26)Документ с изменениями, внесенными: постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 ;
  • Письма Министерства образования и науки России от г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
  • Письма Министерства образования и науки России от N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»);
  • Требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей ГБОУ КРОЦ.

ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АООП ДО позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:

- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования вне зависимости от места проживания».

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ АООП детского сада «СОЛНЫШКО» г. Владикавказ предназначена для детей от 3 до 7 лет.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ АООП ДО включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания, программа коррекционно-развивающей работы, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы».

Глухие дети дошкольного возраста - это неоднородная по составу группа, включающая:

- глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, по уровню общего и речевого развития приближающихся к возрастной норме (дошкольники при раннем начале коррекционного воздействия);

- глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней (в дошкольном или школьном возрасте) при значительной систематической специальной поддержке;

- глухих детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии (комбинации нарушений слуха с ЗПР, легкой умственной отсталостью, нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата, сочетающимися с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающих от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи;

- глухих детей с тяжелыми и множественными нарушениями (в том числе и умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью), развитие которых несопоставимо с возрастной нормой.

Общая характеристика детей дошкольного возраста, перенесших операцию по кохлеарной имплантации

Дети с кохлеарными имплантами представляют из себя новую категорию детей с нарушенным слухом, отличающуюся крайней разнородностью. Во-первых, по времени, когда осуществлена операция КИ – от ее проведения на первом году жизни до ее проведения в 6-7 лет. Во-вторых, по психолого-педагогической характеристике ребенка до проведения КИ:

- как оглохшие дошкольники сохранившие речь, которой они овладели при нормальном слухе, так и дети с распадающейся или распавшейся речью;

- глухие дети, уровень общего и речевого развития которых в результате ранней коррекционной работы близок к возрастной норме;

- глухие дети, еще не владеющие речью или имеющие низкий уровень речевого развития;

- глухие дошкольники с выраженными дополнительными отклонениями в развитии;

- дети раннего возраста, в силу чего еще не владеющие речью.

Эти существенные различия требуют разных программ реабилитации. Кроме того и сам процесс реабилитации отличается своеобразием: в нем выделяется особый период – первоначальный этап, в процессе которого должен быть принципиально изменен путь развития ребенка с КИ – он должен быть переведен на путь естественного развития коммуникации и речи, как это происходит у маленького слышащего ребенка.

Особые образовательные потребности детей с кохлеарными имплантами

Успешное развитие, воспитание и обучение детей с КИ требует учета особых образовательных потребностей данной категории детей. Эти потребности, естественно, отличаются у оглохших детей, у дошкольников, уже владеющих фразовой речью, у еще не говорящих детей, у детей раннего возраста.

Образовательные потребности дошкольников с КИ (в обобщенном виде):

1. Индивидуальный подход к образованию ребенка с КИ на первоначальном и последующем этапах реабилитации с учетом психофизических возможностей ребенка на каждом из них;

2. Коррекционная работа, направленная на активное сенсорно-перцептивное и коммуникативное развитие, а также в целом на амплификацию (обогащение) его развития сразу после выявления проблемы (в дооперационный период) и сразу после КИ;

3. Обеспечение постоянного взаимодействия детей с КИ с нормально слышащими и говорящими дошкольниками и взрослыми;

4. Организация особой предметно-развивающей, пространственной среды, способствующей полноценному усвоению вербальной коммуникации;

5. Использование специальных подходов, методов и приемов при развитии ребенка после КИ;

6. Комплексный подход в сопровождении образования ребенка после КИ, включающий взаимодействие специалистов педагогического и психологического профиля, а также медицинского (аудиологии);

7. Целенаправленная работа по сопровождению семьи ребенка после КИ в образовательном процессе. В тех случаях, когда у детей с КИ отмечаются тяжелые множественные нарушения (наличие умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталости, сочетание трех или более нарушений в развитии, включая выраженную умственную отсталость), и их развитие несопоставимо с возрастной нормой, их образование следует организовывать по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Дошкольник с КИ «может быть переведен на путь естественного развития при определенных условиях - если специально выделяется «запускающий» этап реабилитации и воспроизводится теперь уже на полноценной сенсорной основе логика нормального развития ребенка первого года жизни. Таким образом, при работе с детьми с КИ дошкольным образовательным организациям необходимо использовать особый подход и особые организационные формы.

Цели и задачи программы

Цели: формировать у слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями начальные навыки устной речи; оптимизировать систему коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия; работать над совершенствованием произносительной стороны устной речи. Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.

Основные задачи:

  • научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА),
  • научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические кореляты дифференцированных признаков фонем «гласный — согласный», «звонкость — глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами,
  • накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.

Задачи: развитие остаточного и сниженного слуха у слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями; создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи; закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного и сниженного слуха; обучение учащихся восприятию речи на слух с ЗУА и без ЗУА; конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей развития устной речи и слухового восприятия; дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся; обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.

Программа обеспечивает достижение дошкольниками определенных личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.

Принципы и подходы к формированию адаптированной программы

Общие дидактические принципы и особенности их применения при реализации АООП.

Общими принципами построения адаптированной программы в соответствии с требованиями Стандарта являются:

- поддержка разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

- позитивная социализация ребенка;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ГБОУ КРОЦ) и детей;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество Организации с семьей;

- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;

- развивающее вариативное образование;

- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

Специальные принципы и особенности их применения при реализации АООП.

В основу адаптированной программы положены специальные принципы:

– полноценного проживания ребёнком с нарушением слуха всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

– учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей дошкольников с нарушением слуха;

– коррекционно-компенсаторной направленности образовательного процесса;

– целостности содержания образования;

– направленности на формирование деятельности, которая обеспечивает возможность овладения детьми с нарушением слуха всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

– содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничества с семьёй;

– приобщения детей с нарушением слуха к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с нарушением слуха в различных

видах деятельности;

– возрастной адекватности образования дошкольников с нарушением слуха (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

– учёта этнокультурной ситуации развития детей с нарушением слуха.

Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)

  • развитие слухового восприятия с помощью кохлеарного импланта (КИ) начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным
  • правильный подбор уровеня сложности упражнений для тренировки (чуть выше уровня возможности ребенка),
  • ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе,
  • ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию,
  • занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.

Адаптированная программа для детей с нарушением слуха ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей глухих и слабослышащих дошкольников. Реализация программы создает условия личностного развития дошкольников с нарушением слуха с достижением ими интегративных характеристик, обозначенных Стандартом, на уровне индивидуально-типологических возможностей и возрастных возможностей.

В основе разработки адаптированной программы лежат следующие подходы:

1) дифференцированный подход к построению программы учитывает особые образовательные потребностей детей с нарушением слуха, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития детей разных вариантов образовательной программы. Варианты программы создаются в соответствии с сформулированными в Стандарте требованиями к целевому, содержательному и организационному разделам.

2) деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания детей, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в дошкольном образовании строится на признании того факта, что развитие личности дошкольников с нарушением слуха определяется характером организации доступной им деятельности: предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушением слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия;

3) концентрический подход при изложении содержания программного материала означает, что ознакомление детей с определенной областью действительности от года к году обучения усложняется, то есть содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи. В одних случаях это тематические связи, в других – общность педагогического замысла. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия, например, зрительный, кинестетический;

4) комплексно-тематический подход с учетом интеграции направлений развития позволяет при организации воспитательно-образовательного процесса обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, решать их, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». В качестве «видов тем» выступают «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др. Построение воспитательно-образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей с нарушением слуха. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический подход построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Цикл тем может корректируется в связи с событиями, значимыми для группы / детского сада / города; интересами детей и др. ;

5) коммуникативный подход раскрыт через последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением слуха разных форм словесной речи (устная, письменная, дактильная) в зависимости от этапа обучения. В адаптированной программе учтены специфические требования, относящиеся к организации и содержанию педагогической работы с детьми с нарушением слуха дошкольного возраста. Наиболее важным является формирование словесной речи у детей с нарушением слуха в тесной связи с коррекцией и совершенствованием их познавательной деятельности и социально-личностного развития.

Активное включение родителей в систему работы с детьми с нарушением слуха является важнейшим условием нормализации жизни и обучения ребенка.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Направленность данной программы коррекционно-образовательная. Важнейшей задачей является развитие у глухих обучающихся с интеллектуальными нарушениями умения грамотно и содержательно выражать мысли в устной и письменной форме. Новизна программы заключается в том, что данный курс включает в себя не только коррекцию, но и создает базу для освоения основной образовательной программы. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тенденцией увеличения детей с патологией слуха и необходимостью сурдопедагогического сопровождения детей. Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в необходимости научить детей с патологией слуха взаимодействовать с окружающими.

Данная программа предназначена для обучающихся, которые имеют сложную структуру нарушений (нарушение слуха и интеллекта). Учет особенностей дошкольников требует, чтобы при изучении материала обязательно происходило многократное его повторение.

Структура индивидуального коррекционного занятия:

I часть – Формирование произносительной стороны устной речи.

II часть – Техника речи.

Продолжительность индивидуального занятия - 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия.

Режим и формы занятий. Основной формой организации учебного процесса является занятие, которое проводится 3 раза в неделю с одним ребенком.

Формы контроля усвоения учебного материала. Контроль за состоянием произносительных навыков на каждом занятии и развитием остаточного слуха по годам обучения.

Принципы обучения: целостность и гармоничность; этичное отношение к личности; интеллектуализация учебно-познавательной деятельности; доступность, систематичность и эмоциональная наполненность процесса усвоения материала; дифференцированный подход; принцип коммуникативности.

3. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • понимание основ своей гражданской принадлежности;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально­бытовымиумениями, используемыми в
  • повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др);
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • развитие положительных свойств и качеств личности;
  • готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты:

Развитие речи: - называет в лепетной форме реальные предметы, игрушки, изображения (картинки);

- произносит в любой форме своё имя, имена детей и работников группы, предметы, действия и явления природы в полной или усечённой форме произносит в словах безударное О как А: ваДА (вода), параХОД (пароход), Мыла (мыло) и т. д., сопряжено.

-подкладывает таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием.

- умеет показать предмет или его изображение по устному называнию.

- находит объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке).

- соблюдает некоторые нормы орфоэпии; воспроизводит безударный «О» как «А», оглушает звонкие согласные звуки перед согласными и в конце слов. Уточняет значения слов.

- выражает свое отношение к игре, к заданию, к событию.

Дети должны уметь:

использовать в самостоятельной речи следующий минимум слов: дядя, бабуля, няня, имена детей группы, педагога и воспитателей, машина, мишка, самолет, собака, кот, пальто, шапка, шуба, туфли, платок, шкаф, лампа, мыло, кофе, каша, болит, идет, пить, помоги, можно, нельзя, хорошо, плохо, голова, рука, нога, горшок, ложка, хочу, не хочу, а также все полные слова из программы преддошкольной группы. Слова могут произноситься детьми точно, с полным составом звуков, приближенно и усеченно;

использовать в самостоятельной речи фразы типа: Тетя Оля, помоги. Мама дома. Вова спит. Петя упал. Что там? Можно? Тетя…, привет! Я хочу пить. Саши нет;

сопряженно проговаривать обращенный к детям речевой материал;

воспроизводить в составе слов не менее четырех гласных и семи согласных звуков: а, о, у, э, м, п(б), н, т(д), с(з), л(l), в(ф)[1].

Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): микрофон, топай(те), хлопай(те), пляши(те), шагай(те), пой(те), играй(те) на барабане (дудке, шарманке и т. п.), сколько, столько, долго, кратко, громко, тихо, быстро, медленно. Что звучало? Как звучало? Вы слышите? Ты слышишь? Ты слушал(а) хорошо. Говорите в микрофон. Говорите) громко (тихо, быстро, медленно).

Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): барабан, бубен, дудка, свисток, гармоника, металлофон, шарманка, пианино, что?, что там?, да, нет, а также звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания и фразы, которые дети учатся различать и опознавать на слух.

Примерный речевой материал (для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы): встань(те), сядь (те), имена детей группы (при выборе из 3 – 6), Ира (…), встань (сядь), иди ко мне, прыгай, беги, сколько?, покажи(те), а также речевой материал, который дети учатся различать и опознавать на слух на индивидуальных занятиях.

Метапредметные результаты:

1)Регулятивные учебные действия:

•ориентироваться в пространстве кабинета (зала, учебного помещения);

•пользоваться учебной мебелью;

•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

•передвигаться по школе, находить свою группу , другие необходимые помещения;

•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других детей;

•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

В течение года дети должны научиться:

• правильно надевать и снимать наушники, говорить в мик¬рофон, не прижимая его к губам;

• устанавливать регуляторы громкости на аппаратуре кол¬лективного пользования в положение, соответствующее подоб¬ранному педагогом усилению.

1-е полугодие

Умения:

без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на нере¬чевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, голос;

с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух звучание игрушек при выборе из 3 – 4; источник звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шар¬манка; способ воспроизведения детьми: соответствующие дви¬жения с произнесением слогосочетаний, называние звучащей игрушки;

с аппаратурой коллективного пользования и с индивиду¬альными слуховыми аппаратами различать на слух темп зву¬чания; источник звука: бубен, металлофон, пианино, гармони¬ка, дудка, голос (слогосочетания типа: па-па-па-па и па – • па – • па – •); способ воспроизведения детьми: движение руки с произнесением слогов, голосовая реакция (произнесение слогосочетаний без сопутствующих движений), игра на звуча¬щих игрушках с произнесением слогов;

без звукоусиливающей аппаратуры, с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух количество звучаний: один – много, один – два; источник звука: барабан, бу¬бен, голос (слоги типа: па, па-па-па-па, па, папа); способ воспроизведения детьми: показ соответствующего количества слогов;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 4 – 5) и опознавать на слух звукоподражания и слова (полные и * лепетные); речевой материал: см. программу первого года обучения, а также сло¬ва: барабан, юла, * бабуля, дедуля, имена педагога и воспи¬тателей группы (тетя Таня и т.п.).

2-е полугодие

Умения:

• без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на нерече¬вые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (ин¬дивидуально) расстоянии от источника звука; источник звука: см. 1 полугодие;

• с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух звучание игрушек при выборе из четырех; источник звука и способ воспроизведения детьми: см. 1-е полугодие;

• без звукоусиливающей аппаратуры и с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух количество звуча¬ний в пределах трех; источник звука: барабан, бубен, дудка, свисток, пианино, голос (слоги типа: та, та-та, та-та-та); спо¬соб воспроизведения детьми: показ соответствующего количе¬ства предметов, пальцев, произнесение соответствующего количества слогов, отхлопывание, отстукивание количества звучаний с произнесением слогосочетаний;

• с аппаратурой коллективного пользования и с индивиду¬альными слуховыми аппаратами различать на слух громкость звучаний; источники звука: барабан, бубен, пианино, дудка, голос (слоги типа: па и ПА , ту-ту-ту и ТУ-ТУ-ТУ); способ воспроизведения детьми: движение руки с произнесением сло¬госочетаний, голосовая реакция (произнесение слогов без сопутствующих движений), игра на звучащих игрушках с про¬изнесением слогосочетаний;

• со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 5 – 7) и опознавать на слух пол¬ные слова и словосочетания; речевой материал: см. 1-е полу¬годие, а также слова каша, компот, собака, самолет, кукла дом и рыба, мама и папа, мяч и самолет и т.п.;

• со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать на слух фразы при выборе из 3 – 5; речевой мате¬риал: мама (папа) дома, тетя Катя (Юра) тут, рыба плавает, самолет летит, дай дом, убери лопату, дай мяч, убери мяч, дай рыбу (юлу, мяч), убери рыбу (юлу, мяч).

Базовые учебные действия:

1. Регулятивные учебные действия:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • сохранять цель;
  • действовать по образцу и заданному правилу;
  • видеть указанную ошибку и исправлять ее;
  • контролировать свою деятельность;
  • понимает оценку взрослого и сверстника;
  • умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения);
  • формирование основ оптимистического восприятия мира.
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия окружающих.

2. Познавательные учебные действия:

  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

3. Коммуникативные учебные действия:

взаимодействие — общение, обмен информацией, получение знаний;

кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу;

  • морально-этические качества — способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, вступать в контакт и работать в коллективе использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и взрослыми; обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Целевые ориентиры для обучающегося с КИ к окончанию первоначального периода реабилитации.

Вне зависимости от возраста и от времени, когда была проведена операция, у обучающегося с КИ к окончанию первоначального периода реабилитации должны появиться:

1) яркие эмоции во время игры или в ответ на эмоциональное заражение;

2) длительное эмоциональное взаимодействие с педагогическим работником на новой сенсорной основе и его инициирование;

3) устойчивая потребность в общении со слышащими педагогическими работником, родителями (законными представителями): обучающийся хочет общаться, ищет и инициирует контакты, используя как невербальные, так и доступные ему вербальные средства;

4) интерес к звучаниям окружающего мира, яркие эмоциональные реакции не только на громкие, но и на тихие звуки, источник которых находится на дальнем расстоянии и вне поля зрения;

5) способность самостоятельно искать и находить источник звука в естественных бытовых условиях и адекватно вести себя в ответ на услышанное;

6) способность различать различные звуки, в том числе близкие по звучанию, различать по смыслу схожие источники звука (звонок в дверь, звонок маминого и папиного мобильных телефонов, городского телефона);

7) желание и стремление экспериментировать со звуками, получать от этого видимое удовольствие;

8) естественные реакции на звуки окружающего мира: останавливаться, услышав гудок машины, подбегать ко педагогическому работнику, услышав свое имя, выделять голоса близких в шумной обстановке;

9) активизация голосовых реакций, выраженная интонация;

10) понимание речи не только в узкой, наглядной ситуации, но и вне ее; понимание - с опорой на ситуацию - обращенной к нему развернутой устной речи педагогического работника, родителей (законных представителей);

11) первые спонтанно освоенные в естественной коммуникации слова и фразы, количество которых быстро увеличивается;

12) установившиеся параметры индивидуальной карты стимуляций, достаточных для разборчивого восприятия обучающимся речи и звуков окружающего мира.

При этом уровень общего и слухоречевого развития обучающегося и степень его приближения к возрастной норме может быть различным: близким к возрастной норме, незначительно ниже нее или значительно ниже возрастной нормы.

. Целевые ориентиры для обучающегося с КИ на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы.

1. Обучающийся с КИ, приблизившийся по уровню общего и речевого развития к возрастной норме:

овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует другими детьми и педагогическим работником, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

владеет устной речью, хорошо понимает обычную устную речь, самостоятельная речь связная, естественная, интонационно окрашенная, в нормальном темпе, без аграмматизма, речь внятная, могут наблюдаться, как и у слышащих обучающихся, трудности произнесения отдельных звуков, которые не снижают общей внятности речи, может высказывать свои мысли и желания, использовать устную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; владеет грамотой или подготовлен к овладению ею;

умеет рассказывать о себе, семье, пересказывать события из своей жизни и других людей, описывать поведение животных, природные явления, давать позитивную или негативную оценку к предмету и (или) объекту мысли и выражать свое эмоциональное отношение к поступкам, действиям, ситуациям, событиям, состояниям и явлениям окружающего мира;

воспринимает на слух неречевые звучания, речь соответствует возрасту: речевой процессор адекватно настроен - ребенок слышит и реагирует на звуки окружающего мира, голос нормальной разговорной громкости более 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4-6 метров;

слуховое поведение соответствует поведению обучающихся с нормой слуха: проявляет живой интерес к беседе с педагогическим работником, необязательно глядя на собеседников, ведет себя адекватно услышанной беседе, находится в постоянном слуховом внимании к происходящему, изредка может переспросить заданный вопрос, уточняя его, если он был задан на фоне шума и (или) разговора, любит слушать музыку, самостоятельно смотрит фильмы, мультфильмы, слушает аудиокниги;

развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с педагогическим работником и другими детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

проявляет любознательность, задает вопросы педагогическим работникам, родителям (законным представителям), другим детям, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. Обучающийся с КИ без дополнительных отклонений в развитии, отстающий от возрастной нормы по уровню общего и речевого развития (как правило, при проведении кохлеарной имплантации в возрасте 5-6 лет):

демонстрирует установку на положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействует с другими детьми и педагогическим работником, участвует в совместных играх; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

проявляет интерес к игрушкам, желание играть с ними; стремится играть рядом с другими детьми в игровом уголке, принимает участие в разных видах игр (дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных), эмоционально откликается на игру, предложенную педагогическим работником, подражает его действиям, принимает игровую задачу, подчиняет свои действия логике сюжета, умеет взаимодействовать с другими детьми, организовывать своё поведение, в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью;

владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живёт, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики;

владеет практическими умениями в области гигиены и самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические процедуры (культура еды, умывание, профилактика зубных заболеваний), владеет навыками самообслуживания (уход за внешним видом, уход за одеждой);

соблюдает усвоенные элементарные правила поведения в Организации, на улице, в транспорте, в общественных местах; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; стремится к самостоятельности, владеет приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом;

восприятие на слух неречевых звучаний соответствует возрасту: речевой процессор адекватно настроен, слышит и реагирует на звуки окружающего мира, голос нормальной разговорной громкости более 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4-6 метров, испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи;

слуховое поведение ребенка близко поведению обучающихся с нормой слуха: проявляет живой интерес к беседе с педагогическим работником, родителями (законными представителями) необязательно глядя на собеседников; находится в постоянном слуховом внимании к происходящему, любит слушать музыку, самостоятельно смотрит фильмы, мультфильмы;

устная речь является основным средством общения со знакомыми и незнакомыми людьми, но уровень развития коммуникации и речи еще отстает (иногда значительно) от возрастной нормы, содержание коммуникации уже выходит за рамки личного опыта, круг общения, его тематика и речевые средства разнообразны, но сами речевые средства еще не соответствуют возрасту, часто встречаются аграмматизмы, ребенок в общении понимает фразовую речь и пользуется ею, но сама речь остается еще специально приспособленной к особенностям его речевого развития, устная речь естественная по звучанию, интонационно окрашенная, в нормальном темпе, но со значительными аграмматизмами, она, как правило, достаточно внятная, но наблюдаются трудности произнесения отдельных звуков, может использовать устную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, но часто встречаются аграмматизмы, владеет грамотой или подготовлен к овладению ею.

3. Обучающийся с КИ с дополнительными нарушениями в развитии, значительно отстающий от возрастной нормы:

развито доброжелательное отношение к педагогическим работникам и другим детям, большую часть практических действий выполняет в совместной с педагогическим работником деятельности или при его постоянной помощи, владеет элементарными формами и средствами взаимодействия с другими детьми;

развивается мышление (наглядно-действенное, образное, элементы логического), внимание, образная и словесная память, происходит формирование основных видов мыслительных операций (анализа, сравнения, классификации, обобщения);

восприятие на слух неречевых звучаний соответствует нормально слышащему ребенку более младшего возраста: речевой процессор адекватно настроен - ребенок слышит и реагирует на звуки окружающего мира, голос нормальной разговорной громкости более 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4-6 метров, испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи;

слуховое поведение ребенка близко поведению обучающихся с нормой слуха более младшего возраста: проявляет живой интерес к звучаниям окружающего мира, может адекватно вести себя в ответ на услышанное звучание, различает различные звуки, в том числе близкие по звучанию, экспериментирует со звуками и получает от этого видимое удовольствие, активно использует разнообразные голосовые реакции с выраженной интонацией, любит слушать музыку;

устная речь является основным средством общения со знакомыми людьми, но широко используются и невербальные средства, уровень развития коммуникации и речи значительно отстает от возрастной нормы, ребенок в общении понимает простую фразу, как правило, связанную с его деятельностью, с определенной ситуацией, в самостоятельной речи использует звукоподражания, лепетные и полные слова и короткие фразы, формируются элементарные навыки связной речи, прежде всего разговорной, устная речь естественная по звучанию, интонационно окрашенная, в нормальном темпе, но со значительными аграмматизмами, она, как правило, недостаточно внятная;

наблюдается развитие сенсорного опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование интереса к красоте окружающего мира, знакомство и освоение разных видов художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной), формирование художественных способностей.

В силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного глухого, слабослышащего, позднооглохшего ребенка, ребенка с КИ могут существенно варьировать степень реального развития этих характеристик и способности ребенка проявлять их к моменту перехода на следующий уровень образования.

По технике речи:

Речевое дыхание: произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папапапа), слов, словосочетаний и фраз в 2-4 слога (первое полугодие ), в 4-6 слогов (второе полугодие ).

Голос: изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и воспитательной интонацией (сопряженно и отраженно).

Звуки и их сочетания: использовать в самостоятельной речи следующий минимум слов: полные – мама, папа имя ребенка, дом, мяч, рыба, лопата, вода, суп, хлеб, привет, пока, на, дай, вот, тут, там, да, нет; лепетные: ляля, бо-бо, а-а; звукоподражания. Слова могут произноситься детьми точно, приближенно, усеченно, в темпе, близком к естественному, слитно, с выраженным ударением;

* использовать в самостоятельной речи фразы типа: Тетя на. Ляля тут. Вот дом. Дай суп. Ав-ав нет;

* воспроизводить в составе слов и фраз не менее трех гласных и четырех согласных звуков. Усвоение звуков детьми не регламентировано. Первыми, предположительно, в их речи могут появиться звуки: а, у, э, м, п, н, т, ф; Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения. Работа по коррекции усвоенных звуков.

Слово: произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен, а также слов со стечением согласных, с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку)

Фраза: произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно). Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно). Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

3. Тематическое планирование

п/п

Темы занятий.

Месяц

1.

Семья. Люди. (семья, взрослые в детском саду). Имена.

Сентябрь

2.

Фрукты. Овощи

Октябрь

3.

Животные. Дикие и домашние.

Ноябрь

4.

Игрушки. Продукты питания. Посуда.

Декабрь

5.

Одежда. Обувь

Январь

6.

Части тела. Предметы гигиены.

Февраль

7.

Мебель.

Март

8.

Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина

Апрель

9.

Времена года. Погода. Транспорт. Обобщение пройденного материала.

Май

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков слуха у детей с нарушением слуха. Осуществляет обследование детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения слуха. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия. Консультирует педагогических работников ДОУ и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с нарушением слуха.

Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности х детей с нарушением слуха с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и достижения целевых ориентиров.

Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки детей, соответствующий требованиям Стандарта.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог):

- знает дошкольную и специальную педагогику и психологию;

- знает характеристику психофизических особенностей глухих и слабослышащих детей и их особые образовательные потребности;

- владеет современными педагогическими технологиями;

- умеет устанавливать контакты с глухими и слабослышащими детьми раннего и дошкольного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;

- обладает высоким уровнем коммуникативной и речевой культуры.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог реализуют следующие профессиональные функции:

- диагностическую: проводят психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха, выявляют и определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики; оформляют диагностическую карту, карту развития ребенка;

- проектную: на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции разрабатывают программу коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка с нарушением слуха и для группы в целом;

- сопровождающую, коррекционно-развивающую: реализуют адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с нарушением слуха;

- мониторинговую, аналитическую: анализируют результаты реализации групповых и индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы и корректируют их содержание на каждом этапе.

Финансовые условия реализации Программы

Финансовое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования опирается на исполнение расходных обязательств, определяющих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в государственном (муниципальном) задании образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.

Планирование образовательной деятельности.

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников организации.

.

Наполняемость групп:

  • для детей в возрасте как до 3-х лет, так и старше – до 6 человек;
  • для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития – до 5 человек;

Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы

Январь

  • 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
  • Февраль
  • 8 февраля: День российской науки;
  • 21 февраля: Международный день родного языка;
  • 23 февраля: День защитника Отечества.
  • Март
  • 8 марта: Международный женский день;
  • 27 марта: Всемирный день театра.
  • Апрель
  • 12 апреля: День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли.
  • 22 апреля: Всемирный день Земли.
  • Май
  • 1 мая: Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая: День Победы;
  • 19 мая: День Российского кино.
  • Июнь
  • 1 июня: Международный день защиты обучающихся;
  • 5 июня: День эколога;
  • 6 июня: день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), День русского языка;
  • 12 июня: День России.
  • Июль
  • 8 июля: День семьи, любви и верности;
  • 30 июля: День Военно-морского флота (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно).
  • Август
  • 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
  • 27 августа: День российского кино.
  • Сентябрь
  • 1 сентября: День знаний;
  • 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
  • Октябрь
  • 1 октября: Международный день пожилых людей.
  • 5 октября: День учителя;
  • 16 октября: День отца в России.
  • Ноябрь
  • 4 ноября: День народного единства;
  • 27 ноября: День матери в России;
  • 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
  • Декабрь:
  • 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
  • 8 декабря: Международный день инвалидов.
  • 9 декабря: День Героев Отечества;
  • 31 декабря: Новый год.

Календарно-тематическое планирование

по развитию слухового восприятия и обучению произношению (2 год обучения)

105 часов в год, 3часа в неделю

Кол-во часов

Тема

Цели

Виды работ

Речевой материал

Примечания

6

Диагностика слуха

Выявить возможности использования остаточного слуха (с ИСА, без ИСА) и предпосылки речевого развития. Определить особенности коммуникации ребенка со сверстниками и взрослыми.

Наблюдение.

Игры-упражнения.

Беседы.

Будем слушать. Будем говорить. Повтори. Покажи.

Возможности слуховой функции без аппаратов у детей с КИ не обследуется.

6

Обнаружение неречевых звучаний.

Звуки А, У.

Речевое дыхание.

Вырабатывать условно-двигательную реакцию на неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука.

Автоматизировать (вызывать) по подражанию звуки А, У.

Формировать навык диафрагмального дыхания.

Слухо-зрительное восприятие звучания барабана и восприятие на слух.

Выполнение соответствующих движений (ходьба, нанизывание колец пирамиды, перекладывание бусин).

Фонетическая ритмика.

Дыхательные упражнения.

Это барабан. Слушайте. Есть? Идите. Берите. Нет? Не слышно? Стойте.

Играйте на барабане.

На индивидуальных занятиях с детьми, имеющими ИСА, выработка УДР проводится как с ИСА, так и без них.

6

Обнаружение неречевых звучаний.

Звуки П, М.

Речевое дыхание.

Вырабатывать условно-двигательную реакцию на неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука при выборе из двух.

Автоматизировать (вызывать) по подражанию звуки П, М.

Формировать навык длительного, экономичного выдоха, правильного вдоха.

Слухо-зрительное восприятие звучания барабана, бубна и восприятие на слух.

Выполнение соответствующих движений (ходьба, бег, показ соответствующей игрушки, картинки). Упражнение «Кнопка», «Слышу – не слышу».

Фонетическая ритмика.

Дыхательные упражнения.

Это бубен. Слушайте. Есть? Бегите! Нет? Стойте!

Тут барабан и бубен. Па-па-па! Ля-ля-ля! Будем слушать. Что звучало? Идите. Стойте. Бегите.

Вдох, выдох. Быстро. Долго. Дуйте. Ах, как долго!

6

Обнаружение речевых звучаний.

Звуки О, Т.

Выделение слога из ряда слогов.

Вырабатывать условно-двигательную реакцию на речевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука.

Вызывать (автоматизировать) по подражанию звуки О,Т.

Слухо-зрительное восприятие речевых звучаний (слогосочетаний) и восприятие на слух.

Выполнение соответствующих движений (хлопок, нанизывание колец пирамиды, перекладывание бусин). Упражнение «Кнопка»

Выполнение элементарных артикуляционных упражнений

Дыхательные упражнения.

Слушайте: па-па-па, (ля-ля-ля, си-си-си и т.п.). Берите. Положите сюда. Хлопайте.

6

Громкость звучаний.

Звук Б.

Слитность - прерывистость произношения.

Учить различать звучания по громкости.

Вызывать и автоматизировать звук Б.

Упражнять в слитном и прерывистом произношении ряда гласных звуков и однородных слоговых рядов.

Слухо-зрительное восприятие и восприятие на слух речевые и неречевые звучания, резко противопоставленных по громкости. Упражнение «Большой барабан – маленький барабан».

Артикуляционные упражнения. Фонационные упражнения (с тактильным контролем участия голоса).

Слитное и прывистое произношение ряда гласных звуков, а затем слоговых рядов.

Слушайте. Громко. Тихо! Пойте громко. Пойте тихо.

Большой барабан играет громко: ПА ПА ПА.

Маленький барабан играет тихо: па па па.

А________ ,

А А А

А__О__У, А О У

Па__па__па,

ПА ПА ПА

6

Длительность звучаний.

Звук Н.

Сила голоса.

Учить различать длинные и короткие звучания при выборе из двух резко противопоставленных звучаний.

Вызывать (автоматизировать) звук Н.

Учить произвольно изменять силу голоса.

Восприятие с последующим воспроизведением длинных и коротких звучаний (дудка). Упражнение с машинкой (едет долго в случае с долгим звучанием). Вызывание звука Н с использованием тактильного контроля вибрации крыльев носа и упражнений фонетической ритмики.

Громкое и тихое произнесение отдельных гласных звуков, звукосочетаний и слогов.

Машина едет долго. Слушайте. Как? Долго. Дорожка длинная. А сейчас. Быстро. Дорожка короткая. Стоп! Покажите.

Н_______

Дай! На!

6

Количество звучаний.

Звук Л.

Ритм в слоговых рядах из одинаковых слогов.

Учить различать количество речевых и неречевых звучаний по количеству (один – много).

Вызывать и автоматизировать звук Л.

Учить воспроизводить по подражанию ритм в слоговых рядах.

Восприятие слухо-зрительно и на слух одного или нескольких звучаний. Упражнение «Зайка прыгает»

Фонетическая ритмика.

Вызывание по подражанию звука Л в сопровождении соответствующих движений.

Выделение голосом ударного слога. Дирижирование. Отстукивание. Отхлопывание ритмов.

Слушайте. Сколько? Один. Прыг! А сейчас? Прыг, прыг, прыг. Много.

Слоги и слоговые ряды со звуком Л.

Слушате:

ПА па

па ПА

па па ПА

6

Темп звучаний.

Звук Ф.

Темп произношения слоговых рядов.

Учить различать резко противопоставленные речевые и неречевые звучания по темпу

Вызывать и автоматизировать звук Ф.

Упражнять в быстром и медленном произношении слоговых рядов

Слухо-зрительное восприятие и восприятие на слух быстрых и медленных речевые и неречевых звучаний, резко противопоставленных по темпу. Восприятие с последующим воспроизведением. Вызывание и автоматизация с помощью движений фонетической ритмики звука Ф. Восприятие с последующим воспроизведением быстрого и медленного сопряженного произнесения слоговых рядов, состоящих из одинаковых слогов.

Слушайте. Как звучало? Быстро. Долго. Играй быстро. Играй долго. Слоги и слоговые ряды со звуком Ф. Слова. Фразы.

6

Локализация звучаний.

Звук В.

Ритм в слоговых рядах из разных слогов.

Учить определять место источника звучания.

Вызывать и автоматизировать звук В.

Учить воспроизводить сопряженно ритм в слоговых рядах, состоящих из разных слогов.

Определение удаленности источника звука.

Артикуляционные и дыхательные упражнения. Вызывание и автоматизация звука в слогах и словах на основе движений фонетической ритмики. Сопряженное и отраженное проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога. Дирижирование, отхлопывание, отстукивание ритма.

Где звучало? Там. Тут. Далеко. Близко. Покажите.

Детьми с одним слуховым аппаратом звук воспринимается со стороны аппарата.

6

Звукоподражания, относящиеся к существительным.

Звук И.

Интонация вопроса.

Учить различать в ситуации ограниченного наглядного выбора на постоянно увеличивающемся расстоянии звукоподражания, относящиеся к существительным.

Вызывать и автоматизировать звук И.

Учить воспроизводить интонацию вопроса (по подражанию, сопряженно – отраженно).

Слухо-зрительное и слуховое восприятие звукоподражаний при выборе из 2-4. Показ картинок или игрушек. Фонетическая ритмика. Вызывание звука И. Тактильный контроль. Упражнение в изменении интонации и подражании изменениям мимики.

Что это? Это машина: Би-би. Слушай: Би-би. Покажи. Ту-ту (Это поезд). В___ (Это самолет).

Где самолет? Покажи. Слушайте: В______. Вот самолет.

Что? Спроси. Да? Да!

В случае удачного выполнения задания следует повторять с разной громкостью и интонацией.

6

Звукоподражания, относящиеся к глаголам.

Звук Б.

Интонация восклицания.

Учить различать на увеличивающемся расстоянии звукоподражания, относящиеся к глаголам при выборе из 2-3.

Слухо-зрительное и слуховое восприятие звукоподражаний при выборе из 2-3. Показ картинок или соответствующих действий. Упражнения: «Ляля прыгает – ляля спит». Фонетическая ритмика. Вызывание звука И. Тактильный контроль.

Ходит: Топ-топ. Покажите. Прыгает: Прыг-скок. Где? Покажите. Бах! (упал). Бай-бай (спит). Ам-ам (кушает).

Ура! Все! Да? Да!

6

Звуки дома.

Звук Д.

Высота голоса.

Знакомить со звуками окружающего мира (звуками, издаваемыми окружающими предметами) и учить различать их в ситуации ограниченного наглядного выбора при выборе из 2.

Вызывать и автоматизировать звук Д.

Учить произвольно изменять высоту голоса.

Знакомить в специально созданных ситуациях и с помощью компьютерной программы с бытовыми шумами: стуком в дверь, звонком телефона, звучанием пылесоса. Показ источника звучания. Вызывание и автоматизация в слогах и коротки словах и фразах звука Д. упражнения в изменении высоты голоса «Большая дудка - маленькая дудка»

Стучат «Тук-тук». Слушайте; «Тук-тук» Где? Беги. Открой. Это часы: Тик-Так. Где? Покажите.

УУУУ (пылесос).

Кап-кап (вода).

Где? Покажи. Вот!

6

Звуки улицы.

Звук К.

Ритм в двухсложных словах.

Знакомить со звуками улицы и учить различать их при выборе из 2.

Вызывать и автоматизировать звук К.

Учить выделять голосом ударный слог в двухсложных словах.

С использованием компьютерной программы восприятие звуков улицы слухо-зрительно и на слух. Показ соответствующих картинок. Упражнение «Соедини верно», «Капля капает».

Вызывание по подражанию на основе фонетической ритмики звука К.

Это ветер: У___ .

Это дождь: Кап-кап. Лист падает: «Ш___».

6

Звуки животного мира.

Звук С.

Высота голоса.

Знакомить со звуками животного мира и учить различать их при выборе из 2-3.

Вызывать и автоматизировать звук С.

Закреплять навык произвольного изменения высоты голоса.

С использованием компьютерной программы восприятие голосов животных слухо-зрительно и на слух. Показ соответствующих картинок. Упражнение «Покажи игрушку (картинку).

Упражнение в изменении высоты голоса «Большой мишка – маленький мишка», «Большая собака – маленькая собака».

УУУУ (Это волк).

Мяу, Муррр (Это кошка). Гав-гав (Это собака). Га-га-га (Это гусь). Это мишка: «О-О». Ко-ко-ко (курица). Где кошка? Вот. Слушай: Ав-ав. Где? Вот собака.

6

Односложные слова.

Звук Г.

Слитность, интонация

Учить различать односложные слова при выборе из 2-4.

Вызывать с опорой на тактильные ощущения звук Г.

Формировать навык слитного произнесения и воспроизведения интонации.

Слухо-зрительное и на слух восприятие односложных слов. Упражнения «Там и тут», «Послушай и обведи пальчиком». Фонетическая ритмика. Сопряженное и отраженное повторение слогов и слоговых пар.

Упражнения в воспроизведении интонации вопроса и восклицания.

Дом, кот, суп, мяч. Спи, ешь. Тут, там.

Гуси, гуси! Га-га-га!

Гагагага. Га Га Га

Кто там? Я!!!

Мама? Мама!

Начинается работа с резко отличающихся по звуковому составу слов.

6

Многосложные слова.

Звук Х.

Ритм в двухсложных слова.

Учить различать многосложные слова с разной и одинаковой слого-ритмической структурой.

Вызывать и автоматизировать звук Х.

Учить выделять голосом ударный слог в двухсложных словах.

Слухо-зрительное и на слух восприятие многосложных слов. Показ соответствующих картинок.

Фонетическая ритмика. Упражнение «Погрей ручки».

Восприятие с последующим воспроизведением слогов и слоговых рядов со звуком Х.

Папа, мама, дядя, тетя, бабушка, зайка, рыба, мишка, кукла, машина, самолет. Послушайте и покажите.

Ах___!Ух___! Ох___! Х__а. Хи-Хи.

Громко!

Начинать слов, отличающихся местом ударного слога и звуковой наполняемостью.

6

Фразы.

Звук Ш.

Ритм и интонация в двухсложной фразе.

Учить различать элементарные фразы из двух слов.

Вызывать звук Ш.

Учить выделять голосом ударный слог и изменять интонацию во фразе из 2 слов.

Слухо-зрительное и слух восприятие элементарных фраз на постоянно увеличивающемся расстоянии (из ранее усвоенного материала ФЭМП). Выполнение инструкций на слух.

Дай один. Дай много. Покажи большой. Покажи маленький. Покажи круг. Покажи квадрат.

3

Диагностика слуха.

Выявить уровень усвоения навыков слухового восприятия и речевых навыков, предусмотренных программой.

Игры-упражнения, беседы с фиксацией результатов.

Будем слушать. Будем говорить. Послушай и покажи.

Дети, имеющие ИСА, обследуются и без них.

Учебно-тематическое планирование по ФЭМП.

1 час в неделю, 34 часа

Тема

Кол-во

Речевой материал

Компетентность воспитанников

Соотнесение предметов по форме, величине, количеству (до 3).

5

Делай так.

Уметь соотносить предметы по форме, величине, количеству (до 3), пространственному расположению. Дидактические игрушки: геометрическое лото, матрешки, «киевская елочка», наборы кубиков, шариков и т. п.

Круг, квадрат,

треугольник, овал

5

Круг, квадрат, треугольник, овал.

Что это? Где круг (квадрат, прямоугольник, треугольник)?

Вот... Тут... Там...

Уметь показывать ту или иную форму (круг, прямоугольник, треугольник), соответствующим обрисовывающим жестом. Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим фигурам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение)

Ориентировка в реальном пространстве.

5

Там -тут, далеко- близко.

Иди прямо. Иди туда (показ направления). Иди сюда. Где ?

Уметь ориентироваться в реальном пространстве (находить свое место за столом, знакомые предметы в групповой комнате и т. п.).

2полугодие

Противопоставление пары предметов по величине.

4

Большой- маленький. Вот круг большой. Вот круг маленький. Вот мишка большой. Вот мишка маленький и т.д.

Уметь противопоставлять пары предметов по величине, различая из них большой и маленький. Обращать внимание детей на соотношение предметов по размеру (куклы и кроватки, кроватки и стульчики, размеры одежды, посуды и т. п.). Учить фиксировать количество предметов на пальцах (до 3 – 5 предметов).

Составление групп однородных предметов.

5

Тут гриб. Еще гриб... Много. Дай яблоки всем. Сколько флажков? Вот столько. Положи круги. Вот столько. Убери столько. Тут и тут одинаково. Сделай одинаково.

Уметь составлять группы однородных предметов (множества). Уметь выполнять простейшие операции соединения и разъединения групп предметов.

Составление целого из частей.

5

Один.

Где один? Вот один...

Возьми одно целое яблоко.

Уметь на конкретных предметах из частей составлять целое. Как из группы однородных предметов и их частей найти один предмет и при этом показать один палец (например, на тарелке, где лежат целые яблоки и их половинки или четвертинки, должно быть взято одно (целое) яблоко – любое, в том числе и составленное из частей).

Соотнесение количества предметов

5

Принеси флажки, всем ребятам. Точно. Надо еще (не хватает, меньше).

Осталось (лишнее, больше). Сколько? Столько? Вот столько.

Уметь без пересчета и элементарного соотнесения набирать необходимое количество предметов (ложки, карандаши, флажки). Уметь разными способами выравнивать количество двух групп предметов (путем добавления и убавления).

3. Тематическое планирование

п/п

Темы занятий.

Месяц

1.

Семья. Люди. (семья, взрослые в детском саду). Имена.

Сентябрь

2.

Фрукты. Овощи

Октябрь

3.

Животные. Дикие и домашние.

Ноябрь

4.

Игрушки. Продукты питания. Посуда.

Декабрь

5.

Одежда. Обувь

Январь

6.

Части тела. Предметы гигиены.

Февраль

7.

Мебель.

Март

8.

Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина

Апрель

9.

Времена года. Погода. Транспорт. Обобщение пройденного материала.

Май

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематическое планирование по развитию речи.

Тема

Кол-во

По план у

Речевой материал

Компетентность воспитанников

Обучение подражательным движениям.

4

Сентябрь

6

Встаньте, сядьте. Привет, пока. Делай так. Кто это?

*Уметь выполнять действия вслед за педагогом.

Знакомство с именами.

Семья. Люди. (семья, взрослые в детском саду). Имена.

1

Сентябрь

13

20

27

(Имена детей) Кто это? Это Эдик. Это Кристина. Это Хадижа. Это Кира. Это Хасан.

Тётя, дядя, , деда, мальчик, девочка, мама, папа. Кто это? Где …? Вот….

Уметь подкладывать таблички.

Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).

Фрукты. Овощи

4

Октябрь

4

11

18

25

Морковь, помидор, картофель, лук, капуста. Что это? Дай….На….

Яблоко, груша, банан,

Что это? Дай…. На….

Дом, мяч, кошка, машина, кукла. Дай….На….Играй….

*Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение)

*Уметь показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой

*Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).

*Обозначать предмет самостоятельно выбранной табличкой.

*Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно.

Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).

Дикие и домашние животные

4

Ноябрь

8

15

22

29

Кошка, собака, корова.

Волк, лиса, заяц, медведь.

Кто это?

Где…? Вот….

Игрушки. Продукты питания. Посуда.

4

Декабрь

6

13

20

27

Дом, мяч, кошка, машина, кукла. Дай….На….Играй….

Хлеб, суп, каша, чай.

Что это?

Дай….

Чашка, тарелка, ложка.

Дай….

На….

Что это?

Одежда. Обувь

4

Январь

10

17

24

31

Кофта, платье, штаны, туфли, пальто, шапка, шарф.

Что это?

Дай….

На….

Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение)

Части тела. Предметы гигиены.

4

Февраль

7

14

21

28

Глаза, нос, рука, нога, лицо.

Что это? Где …? Вот….

*Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение)

*Уметь показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой

Мебель

3

Март

6

13

20

Стол, стул, шкаф, кровать.

Что это?

Дай….

На….

Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение)

Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина

4

Апрель

3

10

17

24

Бумага, карандаш, клей, кисточка, ручка. Что это? Дай….На….

Убери….

*Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).

Времена года. Погода. Транспорт. Обобщение пройденного материала.

4

Май

8

15

22

29

Зима, холодно, снег, горка.

Весна, тепло, солнце, дождь, листья, трава.

Машина, самолет, поезд, автобус. Что это? Где …? Вот….

Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно.

*Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных  уголков. Материал о смотре  со...

положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами.  В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также  содержатся цель, со...

Конкурс на лучшую осеннюю поделку

Как прекрасна осень - «золотое» время года! Золотая красавица Осень в самом разгаре богата урожаем овощей и фруктов, которые очень любят наши дети. В рамках проекта «Овощи, фрукты» мы решили на группе...

Конкурс на лучшую поделку из природных материалов "Краски осени".

Цель: Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников в свете введения ФГОС ДО. Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры, воспитания дух...

Сводный протокол Муниципальной выставки - конкурса детских рисунков "Нарисую волшебство"

Выставка -конкурс детских рисунков рисунков "Нарисую волшебство"...

Муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья – Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов» в дошкольных образовательных организациях, начальных классах школ и др. учреждениях.

В МАУДО «Детский эколого-биологический центр» с 20 апреля по 20 мая 2022г. прошел муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья – Эколята за раздельны...

Городской конкурс на лучший рисунок , лучшую поделку о профессии родителей – 2023, номинация «Лучшая поделка о профессии родителей» , 2023 год

Использование нетрадиционных художественных техник изобразительного искусств пластилинографии при создании композиции «КОСМОНАВТЫ-ГОРДОСТЬ РОССИИ!»....