Конкурс на лучшую поделку «Волшебство хозяюшки Зимы».
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
В ГБОУ КРОЦ был проведен конкурс на лучшую поделку. Тема конкурса : «Волшебство хозяюшки Зимы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Комплексный реабилитационно-образовательный центр для детей
с нарушениями слуха и зрения» г. Владикавказ
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей - дефектологов _________ Кулова С.К. Протокол № ____ от «___»__________2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по коррекционной работе _________ Макоева И.Т. «___»__________2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________ Карсанова М.М. Приказ № _____ от «___»___________2023 г. |
Протокол № ___ заседания педсовета от ___________ г.
Наименование учебного курса: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи и формирование элементарных математических представлений
(индивидуальные занятия)
Уровень образования: ДО Воспитанники детского сада
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год
Составлена на основе ФГОС НОО глухих обучающихся, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от #1075;. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочую программу составила _______ Байцаева Л.А. Квалиф. категория: высшая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с нарушением слуха ( глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации) ГБОУ КРОЦ детский сад «Солнышко» (далее – АООП ДО) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования (ФГОС), и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО), утв. приказом Министерства просвещения РФ от № 1022» рассчитана примерно на 2-3 года обучения. Возраст ребенка примерно 3-7лет.
Рабочая программа учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» разработана для глухих обучающихся дошкольников в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федерального закона от #1075; №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» )
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» («СанПиН ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от №26)Документ с изменениями, внесенными: постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 ;
- Письма Министерства образования и науки России от г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- Письма Министерства образования и науки России от N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»);
- Требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей ГБОУ КРОЦ.
ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АООП ДО позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования вне зависимости от места проживания».
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ АООП детского сада «СОЛНЫШКО» г. Владикавказ предназначена для детей от 3 до 7 лет.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ АООП ДО включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания, программа коррекционно-развивающей работы, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы».
Глухие дети дошкольного возраста - это неоднородная по составу группа, включающая:
- глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, по уровню общего и речевого развития приближающихся к возрастной норме (дошкольники при раннем начале коррекционного воздействия);
- глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней (в дошкольном или школьном возрасте) при значительной систематической специальной поддержке;
- глухих детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии (комбинации нарушений слуха с ЗПР, легкой умственной отсталостью, нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата, сочетающимися с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающих от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи;
- глухих детей с тяжелыми и множественными нарушениями (в том числе и умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью), развитие которых несопоставимо с возрастной нормой.
Общая характеристика детей дошкольного возраста, перенесших операцию по кохлеарной имплантации
Дети с кохлеарными имплантами представляют из себя новую категорию детей с нарушенным слухом, отличающуюся крайней разнородностью. Во-первых, по времени, когда осуществлена операция КИ – от ее проведения на первом году жизни до ее проведения в 6-7 лет. Во-вторых, по психолого-педагогической характеристике ребенка до проведения КИ:
- как оглохшие дошкольники сохранившие речь, которой они овладели при нормальном слухе, так и дети с распадающейся или распавшейся речью;
- глухие дети, уровень общего и речевого развития которых в результате ранней коррекционной работы близок к возрастной норме;
- глухие дети, еще не владеющие речью или имеющие низкий уровень речевого развития;
- глухие дошкольники с выраженными дополнительными отклонениями в развитии;
- дети раннего возраста, в силу чего еще не владеющие речью.
Эти существенные различия требуют разных программ реабилитации. Кроме того и сам процесс реабилитации отличается своеобразием: в нем выделяется особый период – первоначальный этап, в процессе которого должен быть принципиально изменен путь развития ребенка с КИ – он должен быть переведен на путь естественного развития коммуникации и речи, как это происходит у маленького слышащего ребенка.
Особые образовательные потребности детей с кохлеарными имплантами
Успешное развитие, воспитание и обучение детей с КИ требует учета особых образовательных потребностей данной категории детей. Эти потребности, естественно, отличаются у оглохших детей, у дошкольников, уже владеющих фразовой речью, у еще не говорящих детей, у детей раннего возраста.
Образовательные потребности дошкольников с КИ (в обобщенном виде):
1. Индивидуальный подход к образованию ребенка с КИ на первоначальном и последующем этапах реабилитации с учетом психофизических возможностей ребенка на каждом из них;
2. Коррекционная работа, направленная на активное сенсорно-перцептивное и коммуникативное развитие, а также в целом на амплификацию (обогащение) его развития сразу после выявления проблемы (в дооперационный период) и сразу после КИ;
3. Обеспечение постоянного взаимодействия детей с КИ с нормально слышащими и говорящими дошкольниками и взрослыми;
4. Организация особой предметно-развивающей, пространственной среды, способствующей полноценному усвоению вербальной коммуникации;
5. Использование специальных подходов, методов и приемов при развитии ребенка после КИ;
6. Комплексный подход в сопровождении образования ребенка после КИ, включающий взаимодействие специалистов педагогического и психологического профиля, а также медицинского (аудиологии);
7. Целенаправленная работа по сопровождению семьи ребенка после КИ в образовательном процессе. В тех случаях, когда у детей с КИ отмечаются тяжелые множественные нарушения (наличие умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталости, сочетание трех или более нарушений в развитии, включая выраженную умственную отсталость), и их развитие несопоставимо с возрастной нормой, их образование следует организовывать по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Дошкольник с КИ «может быть переведен на путь естественного развития при определенных условиях - если специально выделяется «запускающий» этап реабилитации и воспроизводится теперь уже на полноценной сенсорной основе логика нормального развития ребенка первого года жизни. Таким образом, при работе с детьми с КИ дошкольным образовательным организациям необходимо использовать особый подход и особые организационные формы.
Цели и задачи программы
Цели: формировать у слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями начальные навыки устной речи; оптимизировать систему коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия; работать над совершенствованием произносительной стороны устной речи. Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.
Основные задачи:
- научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА),
- научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические кореляты дифференцированных признаков фонем «гласный — согласный», «звонкость — глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами,
- накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.
Задачи: развитие остаточного и сниженного слуха у слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями; создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи; закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного и сниженного слуха; обучение учащихся восприятию речи на слух с ЗУА и без ЗУА; конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей развития устной речи и слухового восприятия; дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся; обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.
Программа обеспечивает достижение дошкольниками определенных личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Принципы и подходы к формированию адаптированной программы
Общие дидактические принципы и особенности их применения при реализации АООП.
Общими принципами построения адаптированной программы в соответствии с требованиями Стандарта являются:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- позитивная социализация ребенка;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ГБОУ КРОЦ) и детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество Организации с семьей;
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;
- развивающее вариативное образование;
- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
Специальные принципы и особенности их применения при реализации АООП.
В основу адаптированной программы положены специальные принципы:
– полноценного проживания ребёнком с нарушением слуха всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
– учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей дошкольников с нарушением слуха;
– коррекционно-компенсаторной направленности образовательного процесса;
– целостности содержания образования;
– направленности на формирование деятельности, которая обеспечивает возможность овладения детьми с нарушением слуха всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
– содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничества с семьёй;
– приобщения детей с нарушением слуха к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с нарушением слуха в различных
видах деятельности;
– возрастной адекватности образования дошкольников с нарушением слуха (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
– учёта этнокультурной ситуации развития детей с нарушением слуха.
Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)
- развитие слухового восприятия с помощью кохлеарного импланта (КИ) начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным
- правильный подбор уровеня сложности упражнений для тренировки (чуть выше уровня возможности ребенка),
- ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе,
- ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию,
- занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.
Адаптированная программа для детей с нарушением слуха ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей глухих и слабослышащих дошкольников. Реализация программы создает условия личностного развития дошкольников с нарушением слуха с достижением ими интегративных характеристик, обозначенных Стандартом, на уровне индивидуально-типологических возможностей и возрастных возможностей.
В основе разработки адаптированной программы лежат следующие подходы:
1) дифференцированный подход к построению программы учитывает особые образовательные потребностей детей с нарушением слуха, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития детей разных вариантов образовательной программы. Варианты программы создаются в соответствии с сформулированными в Стандарте требованиями к целевому, содержательному и организационному разделам.
2) деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания детей, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в дошкольном образовании строится на признании того факта, что развитие личности дошкольников с нарушением слуха определяется характером организации доступной им деятельности: предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушением слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия;
3) концентрический подход при изложении содержания программного материала означает, что ознакомление детей с определенной областью действительности от года к году обучения усложняется, то есть содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи. В одних случаях это тематические связи, в других – общность педагогического замысла. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия, например, зрительный, кинестетический;
4) комплексно-тематический подход с учетом интеграции направлений развития позволяет при организации воспитательно-образовательного процесса обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, решать их, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». В качестве «видов тем» выступают «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др. Построение воспитательно-образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей с нарушением слуха. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический подход построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Цикл тем может корректируется в связи с событиями, значимыми для группы / детского сада / города; интересами детей и др. ;
5) коммуникативный подход раскрыт через последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением слуха разных форм словесной речи (устная, письменная, дактильная) в зависимости от этапа обучения. В адаптированной программе учтены специфические требования, относящиеся к организации и содержанию педагогической работы с детьми с нарушением слуха дошкольного возраста. Наиболее важным является формирование словесной речи у детей с нарушением слуха в тесной связи с коррекцией и совершенствованием их познавательной деятельности и социально-личностного развития.
Активное включение родителей в систему работы с детьми с нарушением слуха является важнейшим условием нормализации жизни и обучения ребенка.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Направленность данной программы коррекционно-образовательная. Важнейшей задачей является развитие у глухих обучающихся с интеллектуальными нарушениями умения грамотно и содержательно выражать мысли в устной и письменной форме. Новизна программы заключается в том, что данный курс включает в себя не только коррекцию, но и создает базу для освоения основной образовательной программы. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тенденцией увеличения детей с патологией слуха и необходимостью сурдопедагогического сопровождения детей. Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в необходимости научить детей с патологией слуха взаимодействовать с окружающими.
Данная программа предназначена для обучающихся, которые имеют сложную структуру нарушений (нарушение слуха и интеллекта). Учет особенностей дошкольников требует, чтобы при изучении материала обязательно происходило многократное его повторение.
Структура индивидуального коррекционного занятия:
I часть – Формирование произносительной стороны устной речи.
II часть – Техника речи.
Продолжительность индивидуального занятия - 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия.
Режим и формы занятий. Основной формой организации учебного процесса является занятие, которое проводится 3 раза в неделю с одним ребенком.
Формы контроля усвоения учебного материала. Контроль за состоянием произносительных навыков на каждом занятии и развитием остаточного слуха по годам обучения.
Принципы обучения: целостность и гармоничность; этичное отношение к личности; интеллектуализация учебно-познавательной деятельности; доступность, систематичность и эмоциональная наполненность процесса усвоения материала; дифференцированный подход; принцип коммуникативности.
3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание основ своей гражданской принадлежности;
- сформированность мотивации к обучению;
- развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социальнобытовымиумениями, используемыми в
- повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др);
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности;
- готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты:
Развитие речи: - называет в лепетной форме реальные предметы, игрушки, изображения (картинки);
- произносит в любой форме своё имя, имена детей и работников группы, предметы, действия и явления природы в полной или усечённой форме произносит в словах безударное О как А: ваДА (вода), параХОД (пароход), Мыла (мыло) и т. д., сопряжено.
-подкладывает таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием.
- умеет показать предмет или его изображение по устному называнию.
- находит объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке).
- соблюдает некоторые нормы орфоэпии; воспроизводит безударный «О» как «А», оглушает звонкие согласные звуки перед согласными и в конце слов. Уточняет значения слов.
- выражает свое отношение к игре, к заданию, к событию.
Дети должны уметь:
использовать в самостоятельной речи следующий минимум слов: дядя, бабуля, няня, имена детей группы, педагога и воспитателей, машина, мишка, самолет, собака, кот, пальто, шапка, шуба, туфли, платок, шкаф, лампа, мыло, кофе, каша, болит, идет, пить, помоги, можно, нельзя, хорошо, плохо, голова, рука, нога, горшок, ложка, хочу, не хочу, а также все полные слова из программы преддошкольной группы. Слова могут произноситься детьми точно, с полным составом звуков, приближенно и усеченно;
использовать в самостоятельной речи фразы типа: Тетя Оля, помоги. Мама дома. Вова спит. Петя упал. Что там? Можно? Тетя…, привет! Я хочу пить. Саши нет;
сопряженно проговаривать обращенный к детям речевой материал;
воспроизводить в составе слов не менее четырех гласных и семи согласных звуков: а, о, у, э, м, п(б), н, т(д), с(з), л(l), в(ф)[1].
Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): микрофон, топай(те), хлопай(те), пляши(те), шагай(те), пой(те), играй(те) на барабане (дудке, шарманке и т. п.), сколько, столько, долго, кратко, громко, тихо, быстро, медленно. Что звучало? Как звучало? Вы слышите? Ты слышишь? Ты слушал(а) хорошо. Говорите в микрофон. Говорите) громко (тихо, быстро, медленно).
Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): барабан, бубен, дудка, свисток, гармоника, металлофон, шарманка, пианино, что?, что там?, да, нет, а также звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания и фразы, которые дети учатся различать и опознавать на слух.
Примерный речевой материал (для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы): встань(те), сядь (те), имена детей группы (при выборе из 3 – 6), Ира (…), встань (сядь), иди ко мне, прыгай, беги, сколько?, покажи(те), а также речевой материал, который дети учатся различать и опознавать на слух на индивидуальных занятиях.
Метапредметные результаты:
1)Регулятивные учебные действия:
•ориентироваться в пространстве кабинета (зала, учебного помещения);
•пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свою группу , другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других детей;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
В течение года дети должны научиться:
• правильно надевать и снимать наушники, говорить в мик¬рофон, не прижимая его к губам;
• устанавливать регуляторы громкости на аппаратуре кол¬лективного пользования в положение, соответствующее подоб¬ранному педагогом усилению.
1-е полугодие
Умения:
без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на нере¬чевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, голос;
с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух звучание игрушек при выборе из 3 – 4; источник звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шар¬манка; способ воспроизведения детьми: соответствующие дви¬жения с произнесением слогосочетаний, называние звучащей игрушки;
с аппаратурой коллективного пользования и с индивиду¬альными слуховыми аппаратами различать на слух темп зву¬чания; источник звука: бубен, металлофон, пианино, гармони¬ка, дудка, голос (слогосочетания типа: па-па-па-па и па – • па – • па – •); способ воспроизведения детьми: движение руки с произнесением слогов, голосовая реакция (произнесение слогосочетаний без сопутствующих движений), игра на звуча¬щих игрушках с произнесением слогов;
без звукоусиливающей аппаратуры, с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух количество звучаний: один – много, один – два; источник звука: барабан, бу¬бен, голос (слоги типа: па, па-па-па-па, па, папа); способ воспроизведения детьми: показ соответствующего количества слогов;
со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 4 – 5) и опознавать на слух звукоподражания и слова (полные и * лепетные); речевой материал: см. программу первого года обучения, а также сло¬ва: барабан, юла, * бабуля, дедуля, имена педагога и воспи¬тателей группы (тетя Таня и т.п.).
2-е полугодие
Умения:
• без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на нерече¬вые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (ин¬дивидуально) расстоянии от источника звука; источник звука: см. 1 полугодие;
• с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух звучание игрушек при выборе из четырех; источник звука и способ воспроизведения детьми: см. 1-е полугодие;
• без звукоусиливающей аппаратуры и с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух количество звуча¬ний в пределах трех; источник звука: барабан, бубен, дудка, свисток, пианино, голос (слоги типа: та, та-та, та-та-та); спо¬соб воспроизведения детьми: показ соответствующего количе¬ства предметов, пальцев, произнесение соответствующего количества слогов, отхлопывание, отстукивание количества звучаний с произнесением слогосочетаний;
• с аппаратурой коллективного пользования и с индивиду¬альными слуховыми аппаратами различать на слух громкость звучаний; источники звука: барабан, бубен, пианино, дудка, голос (слоги типа: па и ПА , ту-ту-ту и ТУ-ТУ-ТУ); способ воспроизведения детьми: движение руки с произнесением сло¬госочетаний, голосовая реакция (произнесение слогов без сопутствующих движений), игра на звучащих игрушках с про¬изнесением слогосочетаний;
• со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 5 – 7) и опознавать на слух пол¬ные слова и словосочетания; речевой материал: см. 1-е полу¬годие, а также слова каша, компот, собака, самолет, кукла дом и рыба, мама и папа, мяч и самолет и т.п.;
• со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать на слух фразы при выборе из 3 – 5; речевой мате¬риал: мама (папа) дома, тетя Катя (Юра) тут, рыба плавает, самолет летит, дай дом, убери лопату, дай мяч, убери мяч, дай рыбу (юлу, мяч), убери рыбу (юлу, мяч).
Базовые учебные действия:
1. Регулятивные учебные действия:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- сохранять цель;
- действовать по образцу и заданному правилу;
- видеть указанную ошибку и исправлять ее;
- контролировать свою деятельность;
- понимает оценку взрослого и сверстника;
- умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения);
- формирование основ оптимистического восприятия мира.
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия окружающих.
2. Познавательные учебные действия:
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
3. Коммуникативные учебные действия:
взаимодействие — общение, обмен информацией, получение знаний;
кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу;
- морально-этические качества — способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, вступать в контакт и работать в коллективе использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и взрослыми; обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Целевые ориентиры для обучающегося с КИ к окончанию первоначального периода реабилитации.
Вне зависимости от возраста и от времени, когда была проведена операция, у обучающегося с КИ к окончанию первоначального периода реабилитации должны появиться:
1) яркие эмоции во время игры или в ответ на эмоциональное заражение;
2) длительное эмоциональное взаимодействие с педагогическим работником на новой сенсорной основе и его инициирование;
3) устойчивая потребность в общении со слышащими педагогическими работником, родителями (законными представителями): обучающийся хочет общаться, ищет и инициирует контакты, используя как невербальные, так и доступные ему вербальные средства;
4) интерес к звучаниям окружающего мира, яркие эмоциональные реакции не только на громкие, но и на тихие звуки, источник которых находится на дальнем расстоянии и вне поля зрения;
5) способность самостоятельно искать и находить источник звука в естественных бытовых условиях и адекватно вести себя в ответ на услышанное;
6) способность различать различные звуки, в том числе близкие по звучанию, различать по смыслу схожие источники звука (звонок в дверь, звонок маминого и папиного мобильных телефонов, городского телефона);
7) желание и стремление экспериментировать со звуками, получать от этого видимое удовольствие;
8) естественные реакции на звуки окружающего мира: останавливаться, услышав гудок машины, подбегать ко педагогическому работнику, услышав свое имя, выделять голоса близких в шумной обстановке;
9) активизация голосовых реакций, выраженная интонация;
10) понимание речи не только в узкой, наглядной ситуации, но и вне ее; понимание - с опорой на ситуацию - обращенной к нему развернутой устной речи педагогического работника, родителей (законных представителей);
11) первые спонтанно освоенные в естественной коммуникации слова и фразы, количество которых быстро увеличивается;
12) установившиеся параметры индивидуальной карты стимуляций, достаточных для разборчивого восприятия обучающимся речи и звуков окружающего мира.
При этом уровень общего и слухоречевого развития обучающегося и степень его приближения к возрастной норме может быть различным: близким к возрастной норме, незначительно ниже нее или значительно ниже возрастной нормы.
. Целевые ориентиры для обучающегося с КИ на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы.
1. Обучающийся с КИ, приблизившийся по уровню общего и речевого развития к возрастной норме:
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует другими детьми и педагогическим работником, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
владеет устной речью, хорошо понимает обычную устную речь, самостоятельная речь связная, естественная, интонационно окрашенная, в нормальном темпе, без аграмматизма, речь внятная, могут наблюдаться, как и у слышащих обучающихся, трудности произнесения отдельных звуков, которые не снижают общей внятности речи, может высказывать свои мысли и желания, использовать устную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; владеет грамотой или подготовлен к овладению ею;
умеет рассказывать о себе, семье, пересказывать события из своей жизни и других людей, описывать поведение животных, природные явления, давать позитивную или негативную оценку к предмету и (или) объекту мысли и выражать свое эмоциональное отношение к поступкам, действиям, ситуациям, событиям, состояниям и явлениям окружающего мира;
воспринимает на слух неречевые звучания, речь соответствует возрасту: речевой процессор адекватно настроен - ребенок слышит и реагирует на звуки окружающего мира, голос нормальной разговорной громкости более 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4-6 метров;
слуховое поведение соответствует поведению обучающихся с нормой слуха: проявляет живой интерес к беседе с педагогическим работником, необязательно глядя на собеседников, ведет себя адекватно услышанной беседе, находится в постоянном слуховом внимании к происходящему, изредка может переспросить заданный вопрос, уточняя его, если он был задан на фоне шума и (или) разговора, любит слушать музыку, самостоятельно смотрит фильмы, мультфильмы, слушает аудиокниги;
развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с педагогическим работником и другими детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
проявляет любознательность, задает вопросы педагогическим работникам, родителям (законным представителям), другим детям, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. Обучающийся с КИ без дополнительных отклонений в развитии, отстающий от возрастной нормы по уровню общего и речевого развития (как правило, при проведении кохлеарной имплантации в возрасте 5-6 лет):
демонстрирует установку на положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействует с другими детьми и педагогическим работником, участвует в совместных играх; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
проявляет интерес к игрушкам, желание играть с ними; стремится играть рядом с другими детьми в игровом уголке, принимает участие в разных видах игр (дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных), эмоционально откликается на игру, предложенную педагогическим работником, подражает его действиям, принимает игровую задачу, подчиняет свои действия логике сюжета, умеет взаимодействовать с другими детьми, организовывать своё поведение, в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью;
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живёт, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики;
владеет практическими умениями в области гигиены и самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические процедуры (культура еды, умывание, профилактика зубных заболеваний), владеет навыками самообслуживания (уход за внешним видом, уход за одеждой);
соблюдает усвоенные элементарные правила поведения в Организации, на улице, в транспорте, в общественных местах; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; стремится к самостоятельности, владеет приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом;
восприятие на слух неречевых звучаний соответствует возрасту: речевой процессор адекватно настроен, слышит и реагирует на звуки окружающего мира, голос нормальной разговорной громкости более 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4-6 метров, испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи;
слуховое поведение ребенка близко поведению обучающихся с нормой слуха: проявляет живой интерес к беседе с педагогическим работником, родителями (законными представителями) необязательно глядя на собеседников; находится в постоянном слуховом внимании к происходящему, любит слушать музыку, самостоятельно смотрит фильмы, мультфильмы;
устная речь является основным средством общения со знакомыми и незнакомыми людьми, но уровень развития коммуникации и речи еще отстает (иногда значительно) от возрастной нормы, содержание коммуникации уже выходит за рамки личного опыта, круг общения, его тематика и речевые средства разнообразны, но сами речевые средства еще не соответствуют возрасту, часто встречаются аграмматизмы, ребенок в общении понимает фразовую речь и пользуется ею, но сама речь остается еще специально приспособленной к особенностям его речевого развития, устная речь естественная по звучанию, интонационно окрашенная, в нормальном темпе, но со значительными аграмматизмами, она, как правило, достаточно внятная, но наблюдаются трудности произнесения отдельных звуков, может использовать устную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, но часто встречаются аграмматизмы, владеет грамотой или подготовлен к овладению ею.
3. Обучающийся с КИ с дополнительными нарушениями в развитии, значительно отстающий от возрастной нормы:
развито доброжелательное отношение к педагогическим работникам и другим детям, большую часть практических действий выполняет в совместной с педагогическим работником деятельности или при его постоянной помощи, владеет элементарными формами и средствами взаимодействия с другими детьми;
развивается мышление (наглядно-действенное, образное, элементы логического), внимание, образная и словесная память, происходит формирование основных видов мыслительных операций (анализа, сравнения, классификации, обобщения);
восприятие на слух неречевых звучаний соответствует нормально слышащему ребенку более младшего возраста: речевой процессор адекватно настроен - ребенок слышит и реагирует на звуки окружающего мира, голос нормальной разговорной громкости более 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4-6 метров, испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи;
слуховое поведение ребенка близко поведению обучающихся с нормой слуха более младшего возраста: проявляет живой интерес к звучаниям окружающего мира, может адекватно вести себя в ответ на услышанное звучание, различает различные звуки, в том числе близкие по звучанию, экспериментирует со звуками и получает от этого видимое удовольствие, активно использует разнообразные голосовые реакции с выраженной интонацией, любит слушать музыку;
устная речь является основным средством общения со знакомыми людьми, но широко используются и невербальные средства, уровень развития коммуникации и речи значительно отстает от возрастной нормы, ребенок в общении понимает простую фразу, как правило, связанную с его деятельностью, с определенной ситуацией, в самостоятельной речи использует звукоподражания, лепетные и полные слова и короткие фразы, формируются элементарные навыки связной речи, прежде всего разговорной, устная речь естественная по звучанию, интонационно окрашенная, в нормальном темпе, но со значительными аграмматизмами, она, как правило, недостаточно внятная;
наблюдается развитие сенсорного опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование интереса к красоте окружающего мира, знакомство и освоение разных видов художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной), формирование художественных способностей.
В силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного глухого, слабослышащего, позднооглохшего ребенка, ребенка с КИ могут существенно варьировать степень реального развития этих характеристик и способности ребенка проявлять их к моменту перехода на следующий уровень образования.
По технике речи:
Речевое дыхание: произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папапапа), слов, словосочетаний и фраз в 2-4 слога (первое полугодие ), в 4-6 слогов (второе полугодие ).
Голос: изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и воспитательной интонацией (сопряженно и отраженно).
Звуки и их сочетания: использовать в самостоятельной речи следующий минимум слов: полные – мама, папа имя ребенка, дом, мяч, рыба, лопата, вода, суп, хлеб, привет, пока, на, дай, вот, тут, там, да, нет; лепетные: ляля, бо-бо, а-а; звукоподражания. Слова могут произноситься детьми точно, приближенно, усеченно, в темпе, близком к естественному, слитно, с выраженным ударением;
* использовать в самостоятельной речи фразы типа: Тетя на. Ляля тут. Вот дом. Дай суп. Ав-ав нет;
* воспроизводить в составе слов и фраз не менее трех гласных и четырех согласных звуков. Усвоение звуков детьми не регламентировано. Первыми, предположительно, в их речи могут появиться звуки: а, у, э, м, п, н, т, ф; Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения. Работа по коррекции усвоенных звуков.
Слово: произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен, а также слов со стечением согласных, с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку)
Фраза: произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно). Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно). Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).
3. Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий. | Месяц |
1. | Семья. Люди. (семья, взрослые в детском саду). Имена. | Сентябрь |
2. | Фрукты. Овощи | Октябрь |
3. | Животные. Дикие и домашние. | Ноябрь |
4. | Игрушки. Продукты питания. Посуда. | Декабрь |
5. | Одежда. Обувь | Январь |
6. | Части тела. Предметы гигиены. | Февраль |
7. | Мебель. | Март |
8. | Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина | Апрель |
9. | Времена года. Погода. Транспорт. Обобщение пройденного материала. | Май |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков слуха у детей с нарушением слуха. Осуществляет обследование детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения слуха. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия. Консультирует педагогических работников ДОУ и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с нарушением слуха.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности х детей с нарушением слуха с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и достижения целевых ориентиров.
Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки детей, соответствующий требованиям Стандарта.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог):
- знает дошкольную и специальную педагогику и психологию;
- знает характеристику психофизических особенностей глухих и слабослышащих детей и их особые образовательные потребности;
- владеет современными педагогическими технологиями;
- умеет устанавливать контакты с глухими и слабослышащими детьми раннего и дошкольного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
- обладает высоким уровнем коммуникативной и речевой культуры.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог реализуют следующие профессиональные функции:
- диагностическую: проводят психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха, выявляют и определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики; оформляют диагностическую карту, карту развития ребенка;
- проектную: на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции разрабатывают программу коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка с нарушением слуха и для группы в целом;
- сопровождающую, коррекционно-развивающую: реализуют адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с нарушением слуха;
- мониторинговую, аналитическую: анализируют результаты реализации групповых и индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы и корректируют их содержание на каждом этапе.
Финансовые условия реализации Программы
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования опирается на исполнение расходных обязательств, определяющих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в государственном (муниципальном) задании образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.
Планирование образовательной деятельности.
Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников организации.
.
Наполняемость групп:
- для детей в возрасте как до 3-х лет, так и старше – до 6 человек;
- для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития – до 5 человек;
Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
Январь
- 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
- Февраль
- 8 февраля: День российской науки;
- 21 февраля: Международный день родного языка;
- 23 февраля: День защитника Отечества.
- Март
- 8 марта: Международный женский день;
- 27 марта: Всемирный день театра.
- Апрель
- 12 апреля: День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли.
- 22 апреля: Всемирный день Земли.
- Май
- 1 мая: Праздник Весны и Труда;
- 9 мая: День Победы;
- 19 мая: День Российского кино.
- Июнь
- 1 июня: Международный день защиты обучающихся;
- 5 июня: День эколога;
- 6 июня: день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), День русского языка;
- 12 июня: День России.
- Июль
- 8 июля: День семьи, любви и верности;
- 30 июля: День Военно-морского флота (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно).
- Август
- 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
- 27 августа: День российского кино.
- Сентябрь
- 1 сентября: День знаний;
- 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
- Октябрь
- 1 октября: Международный день пожилых людей.
- 5 октября: День учителя;
- 16 октября: День отца в России.
- Ноябрь
- 4 ноября: День народного единства;
- 27 ноября: День матери в России;
- 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
- Декабрь:
- 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
- 8 декабря: Международный день инвалидов.
- 9 декабря: День Героев Отечества;
- 31 декабря: Новый год.
Календарно-тематическое планирование
по развитию слухового восприятия и обучению произношению (2 год обучения)
105 часов в год, 3часа в неделю
Кол-во часов | Тема | Цели | Виды работ | Речевой материал | Примечания |
6 | Диагностика слуха | Выявить возможности использования остаточного слуха (с ИСА, без ИСА) и предпосылки речевого развития. Определить особенности коммуникации ребенка со сверстниками и взрослыми. | Наблюдение. Игры-упражнения. Беседы. | Будем слушать. Будем говорить. Повтори. Покажи. | Возможности слуховой функции без аппаратов у детей с КИ не обследуется. |
6 | Обнаружение неречевых звучаний. Звуки А, У. Речевое дыхание. | Вырабатывать условно-двигательную реакцию на неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука. Автоматизировать (вызывать) по подражанию звуки А, У. Формировать навык диафрагмального дыхания. | Слухо-зрительное восприятие звучания барабана и восприятие на слух. Выполнение соответствующих движений (ходьба, нанизывание колец пирамиды, перекладывание бусин). Фонетическая ритмика. Дыхательные упражнения. | Это барабан. Слушайте. Есть? Идите. Берите. Нет? Не слышно? Стойте. Играйте на барабане. | На индивидуальных занятиях с детьми, имеющими ИСА, выработка УДР проводится как с ИСА, так и без них. |
6 | Обнаружение неречевых звучаний. Звуки П, М. Речевое дыхание. | Вырабатывать условно-двигательную реакцию на неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука при выборе из двух. Автоматизировать (вызывать) по подражанию звуки П, М. Формировать навык длительного, экономичного выдоха, правильного вдоха. | Слухо-зрительное восприятие звучания барабана, бубна и восприятие на слух. Выполнение соответствующих движений (ходьба, бег, показ соответствующей игрушки, картинки). Упражнение «Кнопка», «Слышу – не слышу». Фонетическая ритмика. Дыхательные упражнения. | Это бубен. Слушайте. Есть? Бегите! Нет? Стойте! Тут барабан и бубен. Па-па-па! Ля-ля-ля! Будем слушать. Что звучало? Идите. Стойте. Бегите. Вдох, выдох. Быстро. Долго. Дуйте. Ах, как долго! | |
6 | Обнаружение речевых звучаний. Звуки О, Т. Выделение слога из ряда слогов. | Вырабатывать условно-двигательную реакцию на речевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука. Вызывать (автоматизировать) по подражанию звуки О,Т. | Слухо-зрительное восприятие речевых звучаний (слогосочетаний) и восприятие на слух. Выполнение соответствующих движений (хлопок, нанизывание колец пирамиды, перекладывание бусин). Упражнение «Кнопка» Выполнение элементарных артикуляционных упражнений Дыхательные упражнения. | Слушайте: па-па-па, (ля-ля-ля, си-си-си и т.п.). Берите. Положите сюда. Хлопайте. | |
6 | Громкость звучаний. Звук Б. Слитность - прерывистость произношения. | Учить различать звучания по громкости. Вызывать и автоматизировать звук Б. Упражнять в слитном и прерывистом произношении ряда гласных звуков и однородных слоговых рядов. | Слухо-зрительное восприятие и восприятие на слух речевые и неречевые звучания, резко противопоставленных по громкости. Упражнение «Большой барабан – маленький барабан». Артикуляционные упражнения. Фонационные упражнения (с тактильным контролем участия голоса). Слитное и прывистое произношение ряда гласных звуков, а затем слоговых рядов. | Слушайте. Громко. Тихо! Пойте громко. Пойте тихо. Большой барабан играет громко: ПА ПА ПА. Маленький барабан играет тихо: па па па. А________ , А А А А__О__У, А О У Па__па__па, ПА ПА ПА | |
6 | Длительность звучаний. Звук Н. Сила голоса. | Учить различать длинные и короткие звучания при выборе из двух резко противопоставленных звучаний. Вызывать (автоматизировать) звук Н. Учить произвольно изменять силу голоса. | Восприятие с последующим воспроизведением длинных и коротких звучаний (дудка). Упражнение с машинкой (едет долго в случае с долгим звучанием). Вызывание звука Н с использованием тактильного контроля вибрации крыльев носа и упражнений фонетической ритмики. Громкое и тихое произнесение отдельных гласных звуков, звукосочетаний и слогов. | Машина едет долго. Слушайте. Как? Долго. Дорожка длинная. А сейчас. Быстро. Дорожка короткая. Стоп! Покажите. Н_______ Дай! На! | |
6 | Количество звучаний. Звук Л. Ритм в слоговых рядах из одинаковых слогов. | Учить различать количество речевых и неречевых звучаний по количеству (один – много). Вызывать и автоматизировать звук Л. Учить воспроизводить по подражанию ритм в слоговых рядах. | Восприятие слухо-зрительно и на слух одного или нескольких звучаний. Упражнение «Зайка прыгает» Фонетическая ритмика. Вызывание по подражанию звука Л в сопровождении соответствующих движений. Выделение голосом ударного слога. Дирижирование. Отстукивание. Отхлопывание ритмов. | Слушайте. Сколько? Один. Прыг! А сейчас? Прыг, прыг, прыг. Много. Слоги и слоговые ряды со звуком Л. Слушате: ПА па па ПА па па ПА | |
6 | Темп звучаний. Звук Ф. Темп произношения слоговых рядов. | Учить различать резко противопоставленные речевые и неречевые звучания по темпу Вызывать и автоматизировать звук Ф. Упражнять в быстром и медленном произношении слоговых рядов | Слухо-зрительное восприятие и восприятие на слух быстрых и медленных речевые и неречевых звучаний, резко противопоставленных по темпу. Восприятие с последующим воспроизведением. Вызывание и автоматизация с помощью движений фонетической ритмики звука Ф. Восприятие с последующим воспроизведением быстрого и медленного сопряженного произнесения слоговых рядов, состоящих из одинаковых слогов. | Слушайте. Как звучало? Быстро. Долго. Играй быстро. Играй долго. Слоги и слоговые ряды со звуком Ф. Слова. Фразы. | |
6 | Локализация звучаний. Звук В. Ритм в слоговых рядах из разных слогов. | Учить определять место источника звучания. Вызывать и автоматизировать звук В. Учить воспроизводить сопряженно ритм в слоговых рядах, состоящих из разных слогов. | Определение удаленности источника звука. Артикуляционные и дыхательные упражнения. Вызывание и автоматизация звука в слогах и словах на основе движений фонетической ритмики. Сопряженное и отраженное проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога. Дирижирование, отхлопывание, отстукивание ритма. | Где звучало? Там. Тут. Далеко. Близко. Покажите. | Детьми с одним слуховым аппаратом звук воспринимается со стороны аппарата. |
6 | Звукоподражания, относящиеся к существительным. Звук И. Интонация вопроса. | Учить различать в ситуации ограниченного наглядного выбора на постоянно увеличивающемся расстоянии звукоподражания, относящиеся к существительным. Вызывать и автоматизировать звук И. Учить воспроизводить интонацию вопроса (по подражанию, сопряженно – отраженно). | Слухо-зрительное и слуховое восприятие звукоподражаний при выборе из 2-4. Показ картинок или игрушек. Фонетическая ритмика. Вызывание звука И. Тактильный контроль. Упражнение в изменении интонации и подражании изменениям мимики. | Что это? Это машина: Би-би. Слушай: Би-би. Покажи. Ту-ту (Это поезд). В___ (Это самолет). Где самолет? Покажи. Слушайте: В______. Вот самолет. Что? Спроси. Да? Да! | В случае удачного выполнения задания следует повторять с разной громкостью и интонацией. |
6 | Звукоподражания, относящиеся к глаголам. Звук Б. Интонация восклицания. | Учить различать на увеличивающемся расстоянии звукоподражания, относящиеся к глаголам при выборе из 2-3. | Слухо-зрительное и слуховое восприятие звукоподражаний при выборе из 2-3. Показ картинок или соответствующих действий. Упражнения: «Ляля прыгает – ляля спит». Фонетическая ритмика. Вызывание звука И. Тактильный контроль. | Ходит: Топ-топ. Покажите. Прыгает: Прыг-скок. Где? Покажите. Бах! (упал). Бай-бай (спит). Ам-ам (кушает). Ура! Все! Да? Да! | |
6 | Звуки дома. Звук Д. Высота голоса. | Знакомить со звуками окружающего мира (звуками, издаваемыми окружающими предметами) и учить различать их в ситуации ограниченного наглядного выбора при выборе из 2. Вызывать и автоматизировать звук Д. Учить произвольно изменять высоту голоса. | Знакомить в специально созданных ситуациях и с помощью компьютерной программы с бытовыми шумами: стуком в дверь, звонком телефона, звучанием пылесоса. Показ источника звучания. Вызывание и автоматизация в слогах и коротки словах и фразах звука Д. упражнения в изменении высоты голоса «Большая дудка - маленькая дудка» | Стучат «Тук-тук». Слушайте; «Тук-тук» Где? Беги. Открой. Это часы: Тик-Так. Где? Покажите. УУУУ (пылесос). Кап-кап (вода). Где? Покажи. Вот! | |
6 | Звуки улицы. Звук К. Ритм в двухсложных словах. | Знакомить со звуками улицы и учить различать их при выборе из 2. Вызывать и автоматизировать звук К. Учить выделять голосом ударный слог в двухсложных словах. | С использованием компьютерной программы восприятие звуков улицы слухо-зрительно и на слух. Показ соответствующих картинок. Упражнение «Соедини верно», «Капля капает». Вызывание по подражанию на основе фонетической ритмики звука К. | Это ветер: У___ . Это дождь: Кап-кап. Лист падает: «Ш___». | |
6 | Звуки животного мира. Звук С. Высота голоса. | Знакомить со звуками животного мира и учить различать их при выборе из 2-3. Вызывать и автоматизировать звук С. Закреплять навык произвольного изменения высоты голоса. | С использованием компьютерной программы восприятие голосов животных слухо-зрительно и на слух. Показ соответствующих картинок. Упражнение «Покажи игрушку (картинку). Упражнение в изменении высоты голоса «Большой мишка – маленький мишка», «Большая собака – маленькая собака». | УУУУ (Это волк). Мяу, Муррр (Это кошка). Гав-гав (Это собака). Га-га-га (Это гусь). Это мишка: «О-О». Ко-ко-ко (курица). Где кошка? Вот. Слушай: Ав-ав. Где? Вот собака. | |
6 | Односложные слова. Звук Г. Слитность, интонация | Учить различать односложные слова при выборе из 2-4. Вызывать с опорой на тактильные ощущения звук Г. Формировать навык слитного произнесения и воспроизведения интонации. | Слухо-зрительное и на слух восприятие односложных слов. Упражнения «Там и тут», «Послушай и обведи пальчиком». Фонетическая ритмика. Сопряженное и отраженное повторение слогов и слоговых пар. Упражнения в воспроизведении интонации вопроса и восклицания. | Дом, кот, суп, мяч. Спи, ешь. Тут, там. Гуси, гуси! Га-га-га! Гагагага. Га Га Га Кто там? Я!!! Мама? Мама! | Начинается работа с резко отличающихся по звуковому составу слов. |
6 | Многосложные слова. Звук Х. Ритм в двухсложных слова. | Учить различать многосложные слова с разной и одинаковой слого-ритмической структурой. Вызывать и автоматизировать звук Х. Учить выделять голосом ударный слог в двухсложных словах. | Слухо-зрительное и на слух восприятие многосложных слов. Показ соответствующих картинок. Фонетическая ритмика. Упражнение «Погрей ручки». Восприятие с последующим воспроизведением слогов и слоговых рядов со звуком Х. | Папа, мама, дядя, тетя, бабушка, зайка, рыба, мишка, кукла, машина, самолет. Послушайте и покажите. Ах___!Ух___! Ох___! Х__а. Хи-Хи. Громко! | Начинать слов, отличающихся местом ударного слога и звуковой наполняемостью. |
6 | Фразы. Звук Ш. Ритм и интонация в двухсложной фразе. | Учить различать элементарные фразы из двух слов. Вызывать звук Ш. Учить выделять голосом ударный слог и изменять интонацию во фразе из 2 слов. | Слухо-зрительное и слух восприятие элементарных фраз на постоянно увеличивающемся расстоянии (из ранее усвоенного материала ФЭМП). Выполнение инструкций на слух. | Дай один. Дай много. Покажи большой. Покажи маленький. Покажи круг. Покажи квадрат. | |
3 | Диагностика слуха. | Выявить уровень усвоения навыков слухового восприятия и речевых навыков, предусмотренных программой. | Игры-упражнения, беседы с фиксацией результатов. | Будем слушать. Будем говорить. Послушай и покажи. | Дети, имеющие ИСА, обследуются и без них. |
Учебно-тематическое планирование по ФЭМП.
1 час в неделю, 34 часа
Тема | Кол-во | Речевой материал | Компетентность воспитанников | |||
Соотнесение предметов по форме, величине, количеству (до 3). | 5 | Делай так. | Уметь соотносить предметы по форме, величине, количеству (до 3), пространственному расположению. Дидактические игрушки: геометрическое лото, матрешки, «киевская елочка», наборы кубиков, шариков и т. п. | |||
Круг, квадрат, треугольник, овал | 5 | Круг, квадрат, треугольник, овал. Что это? Где круг (квадрат, прямоугольник, треугольник)? Вот... Тут... Там... | Уметь показывать ту или иную форму (круг, прямоугольник, треугольник), соответствующим обрисовывающим жестом. Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим фигурам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение) | |||
Ориентировка в реальном пространстве. | 5 | Там -тут, далеко- близко. Иди прямо. Иди туда (показ направления). Иди сюда. Где ? | Уметь ориентироваться в реальном пространстве (находить свое место за столом, знакомые предметы в групповой комнате и т. п.). | |||
2полугодие | Противопоставление пары предметов по величине. | 4 | Большой- маленький. Вот круг большой. Вот круг маленький. Вот мишка большой. Вот мишка маленький и т.д. | Уметь противопоставлять пары предметов по величине, различая из них большой и маленький. Обращать внимание детей на соотношение предметов по размеру (куклы и кроватки, кроватки и стульчики, размеры одежды, посуды и т. п.). Учить фиксировать количество предметов на пальцах (до 3 – 5 предметов). | ||
Составление групп однородных предметов. | 5 | Тут гриб. Еще гриб... Много. Дай яблоки всем. Сколько флажков? Вот столько. Положи круги. Вот столько. Убери столько. Тут и тут одинаково. Сделай одинаково. | Уметь составлять группы однородных предметов (множества). Уметь выполнять простейшие операции соединения и разъединения групп предметов. | |||
Составление целого из частей. | 5 | Один. Где один? Вот один... Возьми одно целое яблоко. | Уметь на конкретных предметах из частей составлять целое. Как из группы однородных предметов и их частей найти один предмет и при этом показать один палец (например, на тарелке, где лежат целые яблоки и их половинки или четвертинки, должно быть взято одно (целое) яблоко – любое, в том числе и составленное из частей). | |||
Соотнесение количества предметов | 5 | Принеси флажки, всем ребятам. Точно. Надо еще (не хватает, меньше). Осталось (лишнее, больше). Сколько? Столько? Вот столько. | Уметь без пересчета и элементарного соотнесения набирать необходимое количество предметов (ложки, карандаши, флажки). Уметь разными способами выравнивать количество двух групп предметов (путем добавления и убавления). |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий. | Месяц |
1. | Семья. Люди. (семья, взрослые в детском саду). Имена. | Сентябрь |
2. | Фрукты. Овощи | Октябрь |
3. | Животные. Дикие и домашние. | Ноябрь |
4. | Игрушки. Продукты питания. Посуда. | Декабрь |
5. | Одежда. Обувь | Январь |
6. | Части тела. Предметы гигиены. | Февраль |
7. | Мебель. | Март |
8. | Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина | Апрель |
9. | Времена года. Погода. Транспорт. Обобщение пройденного материала. | Май |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематическое планирование по развитию речи.
Тема | Кол-во | По план у | Речевой материал | Компетентность воспитанников | ||||
Обучение подражательным движениям. | 4 | Сентябрь 6 | Встаньте, сядьте. Привет, пока. Делай так. Кто это? | *Уметь выполнять действия вслед за педагогом. | ||||
Знакомство с именами. Семья. Люди. (семья, взрослые в детском саду). Имена. | 1 | Сентябрь 13 20 27 | (Имена детей) Кто это? Это Эдик. Это Кристина. Это Хадижа. Это Кира. Это Хасан. Тётя, дядя, , деда, мальчик, девочка, мама, папа. Кто это? Где …? Вот…. | Уметь подкладывать таблички. Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку). | ||||
Фрукты. Овощи | 4 | Октябрь 4 11 18 25 | Морковь, помидор, картофель, лук, капуста. Что это? Дай….На…. Яблоко, груша, банан, Что это? Дай…. На…. Дом, мяч, кошка, машина, кукла. Дай….На….Играй…. | *Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение) *Уметь показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой *Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку). *Обозначать предмет самостоятельно выбранной табличкой. *Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно. Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку). | ||||
Дикие и домашние животные | 4 | Ноябрь 8 15 22 29 | Кошка, собака, корова. Волк, лиса, заяц, медведь. Кто это? Где…? Вот…. | |||||
Игрушки. Продукты питания. Посуда. | 4 | Декабрь 6 13 20 27 | Дом, мяч, кошка, машина, кукла. Дай….На….Играй…. Хлеб, суп, каша, чай. Что это? Дай…. Чашка, тарелка, ложка. Дай…. На…. Что это? | |||||
Одежда. Обувь | 4 | Январь 10 17 24 31 | Кофта, платье, штаны, туфли, пальто, шапка, шарф. Что это? Дай…. На…. | Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение) | ||||
Части тела. Предметы гигиены. | 4 | Февраль 7 14 21 28 | Глаза, нос, рука, нога, лицо. Что это? Где …? Вот…. | *Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение) *Уметь показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой | ||||
Мебель | 3 | Март 6 13 20 | Стол, стул, шкаф, кровать. Что это? Дай…. На…. | Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение) | ||||
Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина | 4 | Апрель 3 10 17 24 | Бумага, карандаш, клей, кисточка, ручка. Что это? Дай….На…. Убери…. | *Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку). | ||||
Времена года. Погода. Транспорт. Обобщение пройденного материала. | 4 | Май 8 15 22 29 | Зима, холодно, снег, горка. Весна, тепло, солнце, дождь, листья, трава. Машина, самолет, поезд, автобус. Что это? Где …? Вот…. | Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно. *Уметь подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок
Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных уголков. Материал о смотре со...
положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок
Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также содержатся цель, со...
Конкурс на лучшую осеннюю поделку
Как прекрасна осень - «золотое» время года! Золотая красавица Осень в самом разгаре богата урожаем овощей и фруктов, которые очень любят наши дети. В рамках проекта «Овощи, фрукты» мы решили на группе...
Конкурс на лучшую поделку из природных материалов "Краски осени".
Цель: Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников в свете введения ФГОС ДО. Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры, воспитания дух...
Сводный протокол Муниципальной выставки - конкурса детских рисунков "Нарисую волшебство"
Выставка -конкурс детских рисунков рисунков "Нарисую волшебство"...
Муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья – Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов» в дошкольных образовательных организациях, начальных классах школ и др. учреждениях.
В МАУДО «Детский эколого-биологический центр» с 20 апреля по 20 мая 2022г. прошел муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья – Эколята за раздельны...
Городской конкурс на лучший рисунок , лучшую поделку о профессии родителей – 2023, номинация «Лучшая поделка о профессии родителей» , 2023 год
Использование нетрадиционных художественных техник изобразительного искусств пластилинографии при создании композиции «КОСМОНАВТЫ-ГОРДОСТЬ РОССИИ!»....