Использование игр в работе с детьми с ТНР.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_igr_s_detmi_tnr.docx | 13.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр в работе с детьми с ТНР.
. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями, формируют произвольное запоминание текстов и движений. С.А. Миронова рекомендует для детей дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи, в ходе нее ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя и за нее. В процессе игры осуществляется коммуникация со взрослыми и сверстниками, таким образом развивается речевая активность детей. Первоначально игровая деятельность детей с ТНР носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. С.А. Миронова рекомендует начинать обучение сюжетно-ролевым играм детей с ТНР с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия с игрушками. Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно. При обучении детей сюжетно-ролевым играм необходимо выполнять следующие рекомендации: - Обучение детей сюжетно-ролевым играм необходимо сопровождать рассказом о содержании действий. - Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а педагог сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка.
- При обучении сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания.
- Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой.
- Для успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре необходим подбор разнообразных игрушек. Наряду с игрушками, изображающими реальные предметы, следует постепенно вводить в игру предметы-заменители.
- Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы: «Поезд», «Магазин» и др.
Игры с правилами.
1. Дидактические игры. Дидактические игры занимают особое место в работе с детьми с ТНР. Эти игры расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия, развивают внимание, память, сообразительность. С.А. Миронова рекомендует следующие дидактические игры для детей с ТНР.
- Игры на различение неречевых звуков.
- Игры на различение и называние цвета, формы, величины предметов.
- Игры на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше).
- Игры для развития мелкой моторики.
- Лото, разрезные картинки. В ходе игры педагог развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. Дидактические игры могут проводиться со всей группой, с подгруппой или индивидуально. Усвоив на занятиях определенную последовательность действий с дидактическими игрушками, дети должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать матрешку и т.д.
1. Подвижные игры.
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, организованность. Наличие в подвижных играх правил воспитывает у детей волевые качества. В играх с мячом, обручем, скакалкой дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и др. В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве. При ТНР с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения, соответствующие тексту. Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. Для детей дошкольного возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. Поэтому в играх можно прибегать к сравнениям типа «Побежим тихо, как мышки». В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Опыт работы по теме: «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
опыт работы...
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта проблема становится особенно значимой. Главной и о...
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".
Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...
Из опыта работы "Использование лэпбука в работе с детьми"
В консультации расскрываются варианты работы с лэпбуком....
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...