Картотека игр
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_emotsiy_perechen_posobiy.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Разноцветные эмоции»

Центр эмоционального  развития детей группы № 14.

Работу выполнили:

воспитатель высшей квалификационной категории

Земцова Наталья Михайловна,

учитель – логопед Швецова Валерия Сергеевна

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста  эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и  неустойчивость.  Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит  освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных  ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.  Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.«Домик тишины» игровая палатка авторское развивающее игровое пособие

Цель: развитие навыка определения эмоционального состояния  и эмоциональной разгрузки ребенка.

2.«Котенок» авторское игровое упражнение (коврик из меха)

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

3.«Секретики» авторское игровое упражнение (мешочки с мелкими предметами)

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

 4.«Гномики» авторское  игровое упражнение ( тканевые игрушки «Гномики»)

Цель: развивать умение различать и называть эмоции.

5.«Моя семья»  авторское игровое упражнение

Цель: совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи по эмоциональным состояниям.

6.«Волшебный мешочек с камешками»  авторское игровое упражнение

(тканевые мешочки с разноцветными и черными камешками)

Цель: формировать осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7.«Камешки – загадки»  авторское игровое упражнение (коллекция полудрагоценных камней)

  Цель: развивать воображение, умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по картинкам, мимическим проявлениям. 

 8.«Мир сквозь разноцветное стеклышко»  авторская игра – забава.

Цель: формировать эмоциональное благополучие детей, развивать образное, ассоциативное мышление.

9.«Коробочка радости» авторское  игровое упражнение (мелкие предметы)

Цель: развитие воображения, умений определять своё эмоциональное состояние и адекватно выражать свои эмоции.

10.«Колючие слова» авторское  игровое упражнение (ролики с колючей лентой)

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, агрессии.

11.«Передай  радость» авторское  игровое упражнение

 Используется  «Коробка радости»

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

12.«Шляпа  эмоций» авторское игровое упражнение (шляпа)

Цель: развитие воображения, выразительных движений, умений отгадывать эмоциональное состояние другого.

13.«Нарядись и улыбнись» авторское игровое упражнение (набор предметов для ряженья)

Цель: развитие воображения, выразительных движений, умение выражать свои чувства и эмоции через совместную театрализованную деятельность, сплочение детского коллектива.

14.«Мирилка» авторское игровое упражнение (коврик)

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

15.«Букет эмоций моего дня»  авторское игровое пособие

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь, устанавливать доброжелательные отношения.

16.«Баночка кричалочка»

Цель: снятие агрессии и психоэмоционального напряжения ребенка.

17.«Чудесный край»  творческая мастерская для детей

Цель: развитие воображения, выразительных движений, умений отгадывать эмоциональное состояние выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

18. «Световой экран»  авторское пособие для рисования песком

Цель: снятие психоэмоционального напряжения ребенка.

 

«Баночка кричалочка»

«Коробочка радости»

«Веселый клоун»

«Нарядись и улыбнись»

«Коробочка спокойствия»

«Волшебный мешочек

 с камешками» 

«Колючие слова»

«Мир сквозь разноцветное стеклышко»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...