Психолого-педагогическое сопровождения детей с РАС в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Установление учебного контроля.
- Умение педагога, специалиста или родителя понимать ребенка и управлять его поведением.
- Использование правильной системы поощрения, подкрепление социально-приемлемого поведения и поиск мотивации на постоянной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedchasu_23_g.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 8
143408 РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, БУЛЬВАР КОСМОНАВТОВ, Д. 3
e-mail: krgr mbdou 8@mosreg.ru; тел.: 8 (495)592-70-97
Психолого-педагогическое сопровождения детей с РАС в условиях ДОУ
Уч.-дефектолог: Бекчиу А.А.
г. Красногорск
Установление учебного контроля.
- Умение педагога, специалиста или родителя понимать ребенка и управлять его поведением.
- Использование правильной системы поощрения, подкрепление социально-приемлемого поведения и поиск мотивации на постоянной основе.
1 ШАГ
Контроль над стимулами и поощрениями.
- Все поощрения, которые используются на занятиях, выдает только взрослый. Если ребенок нервничает, то нужно просто перетерпеть: он потом поймет. Сам ребенок поощрения не берет! Достали самые крутые мотивашки, позанимались, убрали в шкаф.
- Игрушки лучше убрать в прозрачный контейнер, который хорошо закрывается. У ребенка будет создаваться дополнительный интерес.
- Во время занятия коробка лежит на полке. Если ребенок хочет игрушку, то обращается к Вам.
- Мы убираем не все игрушки из доступа, а только самые интересные (15-20 игрушек оставляем).
-Что может быть мотивацией для ребенка? Любимые игры на взаимодействие, игрушки, сладости.
- Когда интерес к игрушке у ребенка пропадает, уберите ее на полку.
2 ШАГ
Покажите ребенку, что с Вами весело.
- При взаимодействии с ребенком, играя в его интересные игры, делаем это весело и эмоционально.
- Вы включаете музыку и вместе танцуете, прыгаете; когда уходите из комнаты, выключаете музыку.
- Когда играем с ребенком, никаких инструкций не даем. Делаем то, что он любит.
- Фантазируем и придумываем игры, в которые ребенку интересно играть.
- Даже если игра примитивная, показываем, что нам весело и интересно.
3 ШАГ
Покажите, что Вам можно доверять.
- Не бросайте слов на ветер. Если говорим: «Собери игрушки», а ребенок не убирает, то мы вместе их убираем.
- Доводить требования до конца. Если мы не доводим наши требования до конца, то ребенок со временим понимает, что можно их не выполнять, так как мы не настаиваем.
- Упорядоченность учит детей выполнять инструкции с первого раза.
- Не давать не выполнимые инструкции.
- Требования – только в утвердительной форме, не играем в демократию.
- На 1-ом, 2 -ом и 3 -ем шаге требований – всего 25% от общего взаимодействия.
4 ШАГ
Покажите ребенку, что выполнять инструкции выгодно.
- Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно, и поощряйте сотрудничество.
- Даем только такие инструкции, которые мы сами сможем довести до конца.
- Пример: «Выбрось мусор». Ребенок не выполняет, мы идем и помогаем.
- Не давайте много инструкций за короткий интервал (вызывает отказ и нервозность).
- Предоставляйте выбор: «Хочешь машинку или мяч?»
- Предоставляйте вынужденный выбор.
- Давайте трудные задания вперемешку с легкими.
- Предоставляйте поощрение, когда ребенок хорошо себя ведет и Вас слушает. Наша деятельность должна начинаться с приятного и заканчиваться приятным (легким заданием).
5 ШАГ
На начальном этапе установления сотрудничества поощряйте каждую положительную реакцию и постепенно переходите на переменный режим поощрения.
- Когда мы начинаем формировать любой новый навык, мы подкрепляем каждую попытку ребенка выполнить этот навык.
- На этом этапе нужна внимательность взрослого.
- Поощряем все то, что ребенок делает хорошо сам без просьбы.
- Когда навык сформировался, подкрепляем не каждую реакцию.
6 ШАГ
Покажите ребенку, что Вы знаете о его приоритетах не меньше, чем о своих собственных.
- Чем разнообразнее игрушки, развлечения, еда, которые Вы используете для закрепления навыка, тем выше вероятность сотрудничества.
- Поиск поощрений на постоянной основе.
- Иерархия поощрений. За сложный навык самая интересная игрушка.
7 ШАГ
Покажите ребенку, что игнорирование инструкций не приведет его к получению желаемой игрушки или сладости.
- Быть последовательным в требованиях.
- Если ребенок не выполняет инструкцию и плачет, пытаясь вырвать игрушку, не даем игрушку, ждем, пока он успокоится, и потом даем еще раз тоже требование (возможна подсказка с Вашей стороны).
- Не поощряем плохое поведение.
- Если во время крика ребенок добивается своего, то в дальнейшем корректировать его поведение будет еще сложнее.
Пэринг
Пэринг (работа в паре) – это очень важно для установления сотрудничества и повышения эффективности поощрений. Смысл заключается в том, что вы всегда находитесь в паре, с поощрением и со временим сами становитесь поощрением для ребенка, т.к. мотивационная ценность поощрения переходит и на Вас и ребенок будет предпочитать находиться с Вами, чем быть одному.
Например
- Ребенок играет с песком – вы строите интересные интересные башни, посыпаете ручки песком, закапываете машинки и другие фигурки.
- В общем – та же деятельность с Вами должна быть для ребенка веселее и интереснее, чем тоже самое БЕЗ Вас – это будет не всегда, но к этому нужно стремиться.
- Пэринг занимает не менее 75% и свободен от требований – Вы просто весело проводите время (важно видеть, что это действительно нравится ребенку, а не заставлять например его играть в пистолетики, потому что другим детям нравится играть в пистолетики. Тут главное его интересы, какими бы «неинтересными» они Вам не казались).
- Пожалуйста часто используйте комментирование во время Пэринг.
Например
- «Шарик, ух ты классно!» или «Мячик, прыг-скок». Тут не главное -слушает ли нас ребенок или нет, мы описываем, что происходит, чтобы ребенок постоянно наш голос в связи с чем-то приятным. «Иди сюда!»
- «Подними руки!» «Смотри». и т.д. НЕ являются комментированием, а являются инструкциями. Инструкции мы используем не в Пэринг ситуации, а как задание.
- Также следует избегать вопросов на которые мы не получаем ответов. То есть мы спрашиваем, только если ребенок в какой-то форме может дать нам ответ.
- Вместе с поощрением всегда используйте похвалу, чтобы это также приобретало мотивационную ценность.
Использование визуального расписания.
Первым этапом использования расписания будет изучение взаимосвязи «сначала…., потом….».
Для этого изготавливаем планшетку (твердая поверхность с липучкой, на которую будут крепиться карточки).
Вместе с ребенком перед выполнением действия приклеиваете карточки (первая карточка какое-то занятие, например, «купаться», вторая – обязательно приз). Показываете на нее пальчиком и озвучиваете «сначала купаться – потом шоколад». Идете купаться, когда закончили – рукой ребенка отрываете карточку «купаться» и проговариваете: «купаться закончили – теперь приз» и выдаете приз ребенку.
На данном этапе ограничиваемся двумя картинками, чтобы обучить тому, что за одним действием следует другое, изображенное на расписании.
Вы можете использовать расписание в обычной жизни для того, которые он затрудняется выполнять самостоятельно. Для более сложных заданий используем более мотивационные поощрения.
Просьбы/Манд (Навык коммуникации).
Система альтернативной коммуникации ПЕКС.
Первый этап.
Основной целью первого этапа обучения ПЕКС – научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить этот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее учителю, и оставляет картинку в руке учителя.
Важно! На данном этапе обучения присутствует двое взрослых. Один из взрослых – «коммуникативный партнер» сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый – «фея»- сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее «коммуникативному партнеру».
Важно! Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: «Что ты хочешь?» или с инструкциями; «Если хочешь конфету, то дай картинку!» Важно, чтобы оба взрослых молчали. «Коммуникативный партнер» может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый «фея» должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету – направить его руку к карточке, и помочь взять карточку, и протянуть – и все это тоже молча.
Важно! Когда ребенок кладет карточку в руку «ком. партнера» - только тогда «ком. партнер» произносит наименования данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием «ком. партнер» озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова – он сможет сопровождать просьбу словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Консультация для воспитателей ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Существует множество форм и методов взаимодействия с родителями в рамках ФГОС. Для решения задач обучающего плана нужно знать, что хотят родители в общении с педагогом. Родители хотят быть увере...
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
В системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закрепле...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...