Психолого-педагогическое сопровождения детей с РАС в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бекчиу Анжела Анатольевна

Установление учебного контроля.

 

- Умение педагога, специалиста или родителя понимать ребенка и управлять его поведением.

- Использование правильной системы поощрения, подкрепление социально-приемлемого поведения и поиск мотивации на постоянной основе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedchasu_23_g.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8

143408 РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, БУЛЬВАР КОСМОНАВТОВ, Д. 3

e-mail: krgr mbdou 8@mosreg.ru; тел.: 8 (495)592-70-97

Психолого-педагогическое сопровождения детей с   РАС в условиях ДОУ

                                                                                   Уч.-дефектолог: Бекчиу А.А.

                                           

                                            г. Красногорск

                              Установление учебного контроля.

- Умение педагога, специалиста или родителя понимать ребенка и управлять его поведением.

- Использование правильной системы поощрения, подкрепление социально-приемлемого поведения и поиск мотивации на постоянной основе.

1 ШАГ

Контроль над стимулами и поощрениями.

- Все поощрения, которые используются на занятиях, выдает только взрослый. Если ребенок нервничает, то нужно просто перетерпеть: он потом поймет. Сам ребенок поощрения не берет! Достали самые крутые мотивашки, позанимались, убрали в шкаф.

- Игрушки лучше убрать в прозрачный контейнер, который хорошо закрывается. У ребенка будет создаваться дополнительный интерес.

- Во время занятия коробка лежит на полке. Если ребенок хочет игрушку, то обращается к Вам.

- Мы убираем не все игрушки из доступа, а только самые интересные (15-20 игрушек оставляем).

-Что может быть мотивацией для ребенка? Любимые игры на взаимодействие, игрушки, сладости.

- Когда интерес к игрушке у ребенка пропадает, уберите ее на полку.

2 ШАГ

Покажите ребенку, что с Вами весело.

- При взаимодействии с ребенком, играя в его интересные игры, делаем это весело и эмоционально.

- Вы включаете музыку и вместе танцуете, прыгаете; когда уходите из комнаты, выключаете музыку.

- Когда играем с ребенком, никаких инструкций не даем. Делаем то, что он любит.

- Фантазируем и придумываем игры, в которые ребенку интересно играть.

- Даже если игра примитивная, показываем, что нам весело и интересно.

3 ШАГ

Покажите, что Вам можно доверять.

- Не бросайте слов на ветер. Если говорим: «Собери игрушки», а ребенок не убирает, то мы вместе их убираем.

- Доводить требования до конца. Если мы не доводим наши требования до конца, то ребенок со временим понимает, что можно их не выполнять, так как мы не настаиваем.

- Упорядоченность учит детей выполнять инструкции с первого раза.

- Не давать не выполнимые инструкции.

- Требования – только в утвердительной форме, не играем в демократию.

- На 1-ом, 2 -ом и 3 -ем шаге требований – всего 25% от общего взаимодействия.

4 ШАГ

Покажите ребенку, что выполнять инструкции выгодно.

- Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно, и поощряйте сотрудничество.

- Даем только такие инструкции, которые мы сами сможем довести до конца.

- Пример: «Выбрось мусор». Ребенок не выполняет, мы идем и помогаем.

- Не давайте много инструкций за короткий интервал (вызывает отказ и нервозность).

- Предоставляйте выбор: «Хочешь машинку или мяч?»

- Предоставляйте вынужденный выбор.

- Давайте трудные задания вперемешку с легкими.

- Предоставляйте поощрение, когда ребенок хорошо себя ведет и Вас слушает. Наша деятельность должна начинаться с приятного и заканчиваться приятным (легким заданием).

5 ШАГ

На начальном этапе установления сотрудничества поощряйте каждую положительную реакцию и постепенно переходите на переменный режим поощрения.

- Когда мы начинаем формировать любой новый навык, мы подкрепляем каждую попытку ребенка выполнить этот навык.

- На этом этапе нужна внимательность взрослого.

- Поощряем все то, что ребенок делает хорошо сам без просьбы.

- Когда навык сформировался, подкрепляем не каждую реакцию.

6 ШАГ

Покажите ребенку, что Вы знаете о его приоритетах не меньше, чем о своих собственных.

- Чем разнообразнее игрушки, развлечения, еда, которые Вы используете для закрепления навыка, тем выше вероятность сотрудничества.

- Поиск поощрений на постоянной основе.

- Иерархия поощрений. За сложный навык самая интересная игрушка.

7 ШАГ

Покажите ребенку, что игнорирование инструкций не приведет его к получению желаемой игрушки или сладости.

- Быть последовательным в требованиях.

- Если ребенок не выполняет инструкцию и плачет, пытаясь вырвать игрушку, не даем игрушку, ждем, пока он успокоится, и потом даем еще раз тоже требование (возможна подсказка с Вашей стороны).

- Не поощряем плохое поведение.

- Если во время крика ребенок добивается своего, то в дальнейшем корректировать его поведение будет еще сложнее.

Пэринг

Пэринг (работа в паре) – это очень важно для установления сотрудничества и повышения эффективности поощрений. Смысл заключается в том, что вы всегда находитесь в паре, с поощрением и со временим сами становитесь поощрением для ребенка, т.к. мотивационная ценность поощрения переходит и на Вас и ребенок будет предпочитать находиться с Вами, чем быть одному.

Например

- Ребенок играет с песком – вы строите интересные интересные башни, посыпаете ручки песком, закапываете машинки и другие фигурки.

- В общем – та же деятельность с Вами должна быть для ребенка веселее и интереснее, чем тоже самое БЕЗ Вас – это будет не всегда, но к этому нужно стремиться.

- Пэринг занимает не менее 75% и свободен от требований – Вы просто весело проводите время (важно видеть, что это действительно нравится ребенку, а не заставлять например его играть в пистолетики, потому что другим детям нравится играть в пистолетики. Тут главное его интересы, какими бы «неинтересными» они Вам не казались).

- Пожалуйста часто используйте комментирование во время Пэринг.

Например

- «Шарик, ух ты классно!» или «Мячик, прыг-скок». Тут не главное -слушает ли нас ребенок или нет, мы описываем, что происходит, чтобы ребенок постоянно наш голос в связи с чем-то приятным. «Иди сюда!»

- «Подними руки!» «Смотри». и т.д. НЕ являются комментированием, а являются инструкциями. Инструкции мы используем не в Пэринг ситуации, а как задание.

- Также следует избегать вопросов на которые мы не получаем ответов. То есть мы спрашиваем, только если ребенок в какой-то форме может дать нам ответ.

- Вместе с поощрением всегда используйте похвалу, чтобы это также приобретало мотивационную ценность.

                   

                      Использование визуального расписания.

Первым этапом использования расписания будет изучение взаимосвязи «сначала…., потом….».

Для этого изготавливаем планшетку (твердая поверхность с липучкой, на которую будут крепиться карточки).

Вместе с ребенком перед выполнением действия приклеиваете карточки (первая карточка какое-то занятие, например, «купаться», вторая – обязательно приз). Показываете на нее пальчиком и озвучиваете «сначала купаться – потом шоколад». Идете купаться, когда закончили – рукой ребенка отрываете карточку «купаться» и проговариваете: «купаться закончили – теперь приз» и выдаете приз ребенку.

На данном этапе ограничиваемся двумя картинками, чтобы обучить тому, что за одним действием следует другое, изображенное на расписании.

Вы можете использовать расписание в обычной жизни для того, которые он затрудняется выполнять самостоятельно. Для более сложных заданий используем более мотивационные поощрения.

                       Просьбы/Манд (Навык коммуникации).

                   Система альтернативной коммуникации ПЕКС.

                                            Первый этап.

Основной целью первого этапа обучения ПЕКС – научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить этот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее учителю, и оставляет картинку в руке учителя.

Важно! На данном этапе обучения присутствует двое взрослых. Один из взрослых – «коммуникативный партнер» сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый – «фея»- сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее «коммуникативному партнеру».

Важно! Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: «Что ты хочешь?» или с инструкциями; «Если хочешь конфету, то дай картинку!» Важно, чтобы оба взрослых молчали. «Коммуникативный партнер» может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый «фея» должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету – направить его руку к карточке, и помочь взять карточку, и протянуть – и все это тоже молча.

Важно! Когда ребенок кладет карточку в руку «ком. партнера» - только тогда «ком. партнер» произносит наименования данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием «ком. партнер» озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова – он сможет сопровождать просьбу словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Существует множество форм и методов взаимодействия с родителями в рамках ФГОС. Для решения задач обучающего плана нужно знать, что хотят родители в общении с педагогом.  Родители хотят быть увере...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закрепле...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...