Презентация "Особенности развития детей дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике
Данный материал содержит особенности развития детей от трех до семи лет жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 573.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – этап психического развития с 3 до 7 лет В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.
Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; - Формируется готовность к обучению в школе.
Движущие силы развития психики дошкольника: - потребность в общении; - потребность во внешних впечатлениях ; - потребность в движениях.
1. Меняются взаимоотношения со взрослыми; 2. Становится возможным достаточно систематическое обучение; 3. Отношения со сверстниками; 4. Осознание собственного «Я»; 5. Становление личности ребенка; 6. Ведущим средством общения является язык .
Особенности развития детей в возрасте 3-4 лет
Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 3-4 лет
Общая моторика и моторика рук детей в возрасте 3-4 лет
Зрительно-двигательная координация детей 3-4 лет
Восприятие и предметно-игровая деятельность детей 3-4 лет
Речевое развитие детей в возрасте 3-4 лет
Понимание речи детьми в возрасте 3-4 лет
Что должен уметь ребенок 3-4 лет Математика 1 . Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) . 4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов. 6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Развитие мышления. Памяти. Внимания 1 . Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках. 3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор. 4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами. 5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки. 6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. 7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза, 8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета. 9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный. 11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Развитие речи 1 . Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. 2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). 3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д. 4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета. 5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.) 6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки. 7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию. 8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Окружающий мир 1 . Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных. 2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела). 3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза). 4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы. 5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы. 6. Ребенок должен знать части суток - утро, день, вечер, ночь. 7. Ребенок должен уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Навыки обихода 1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек). 2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу. 3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии. 4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки. 5. Ребенок должен знать основные правила гигиены.
Особенности развития детей в возрасте 4-5 лет
Восприятие и предметно-игровая деятельность детей 4-5 лет
Память и внимание детей 4-5 лет
Речь детей 4-5 лет
Математика у детей 4-5 лет
Двигательное развитие и моторика рук детей 4-5 лет
Особенности развития детей в возрасте 5-6 лет
Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет
Общая моторика детей 5-6 лет
Психическое развитие детей в 5-6 лет
Речевое развитие детей 5-6 лет
ВНИМАНИЕ: - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут; - удерживать в поле зрения 6-7 предметов; - находить 5-6 отличий между предметами; - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; - находить 4-5 пар одинаковых предметов; ПАМЯТЬ: - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут; - рассказывать наизусть несколько стихотворений; - пересказать близко к тексту прочитанное произведение; - сравнивать два изображения по памяти;
МЫШЛЕНИЕ: - определять последовательность событий; - складывать разрезанную картинку из 9 частей; - находить и объяснять несоответствия на рисунках; - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор МАТЕМАТИКА Счет в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» Уравнивать неравные группы предметов двумя способами. Сравнивать предметы на глаз(по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения. Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Знаеть некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток. Называть текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Иметь достаточно богатый словарный запас. Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением. ПОЗНАНИЕ Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии. Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений. Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Знать 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называть жанр произведения. Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения. Называть любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; • хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; • способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); • стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче: • тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых . Социальное развитие: дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи, они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут, ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности, они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней, способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. Организация деятельности
Речевое развитие дети способны правильно произносить все звуки родного языка, способны к простейшему звуковому анализу слов, обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов ). грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать, свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль, способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно, способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения
Интеллектуальное развитие дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей, они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания: шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Развитие памяти и объема внимания количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2), преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии, дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения), способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление, доступна логическая форма мышления. Зрительно-пространственное восприятие способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.); способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.), способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого. Слухо -моторные координации: способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок; способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей; способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п .; способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п ., способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п .); способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста
Задания для обследования детей 3-4 лет Поиграй (набор сюжетных игрушек) Коробка форм Разбери и сложи матрешку Группировка игрушек (адаптированный вариант Л.А.Вергера ) Сложи разрезную картинку (из 3-х частей) Достань тележку (со стержнем, адапт . вариант С.Л.Новоселовой ) Найди пару (сравнение картинок) Нарисуй Сюжетные картинки
Задания для обследования детей 4-5 лет Поиграй (набор сюжетных игрушек) Коробка форм Разбери и сложи матрешку (пятисоставную) Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера ) Сложи разрезную картинку (из 4-х частей) Угадай чего нет Посчитай Построй из палочек Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона ) Расскажи
Обследование речевого развития детей 3-4 лет Понимание речи ( Покажи игрушку, Покажи картинку, Спрячь игрушку, Найди картинку) Сформированность фонематического слуха ( Покажи, кто как голос подает, Дай картинку) Предметный и глагольный словарь ( Назови, что покажу, Скажи , что делает, Скажи какой) Уровень развития активной речи ( Повтори за мной, Расскажи стишок, Расскажи) Состояние органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения
Обследование речевого развития детей 4-5 лет Понимание речи ( Покажи картинку, Спрячь игрушку, Покажи картинку) Сформированность фонематического слуха ( Покажи картинку, Будь внимательным, Игра «Эхо»)) Состояние словарного запаса ( Назови , что покажу, Назови одним словом, Скажи наоборот, Назови ласково) Состояние слоговой структуры слов (Повтори, Назови) Уровень развития активной речи ( Беседа, Расскажи стихотворение, Расскажи) Состояние грамматического строя речи (Спрячь игрушку, назови много, Угадай чего нет, Подбери слово) Состояние органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения
Задания для обследования детей 5-6 лет Включение в ряд Коробка форм Построй из палочек (лесенка) Сложи разрезную картинку (из 4-х частей) Сгруппируй картинки (по цвету и форме) Количественные представления и счет Сравни (сюжетные картинки «Лето») Найди время года Нарисуй целое Расскажи
Задания для обследования детей 6-7 лет Сложи разрезную картинку (из 5-х частей) Представление об окружающем (беседа) Представления о временах года Количественные представления и счет Расскажи Дорисуй Звуковой анализ слова Продолжи ряд (письмо) Узнавание фигур (тест Бернштейна)
Обследование речевого развития детей 5-6 лет Понимание смысловой стороны слов (Что означает это слово?, Придумай окончание предложений, Скажи наоборот) Состояние фонематического слуха ( Игра «Эхо», Повтори, Будь внимательным) Овладение словарем ( Назови , что это, Кто как передвигается, Назови животное и его детеныша, Подбери слово) Состояние слоговой структуры слов (Повтори за мной, Назови) Уровень развития активной речи ( Расскажи какой, Составь рассказ, Подумай и скажи) Овладение грамматическим строем речи (Прятки, Угадай, чего нет, Назови ласково, Назови) Овладение звуковой стороной речи (Назови правильно, Повтори правильно, Считалки) Состояние органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения
Обследование речевого развития детей 6-7 лет Уровень понимания смысловых оттенков слов (Найди различия в словах, Подбери слово, Объясни) Состояние фонематического слуха ( Игра «Эхо», Повтори, Будь внимательным, Угадай сколько звуков) Овладение словарем ( Угадай, что это, Кто что делает, Скажи наоборот, Подбери ряд слов, Подбери слово) Состояние слоговой структуры слов (Повтори за мной) Умение самостоятельно составлять связные высказывания ( Расскажи сказку, Составь рассказ по картинке, Перескажи) Уровень сформированности грамматического строя речи (Прятки, Назови правильно, Назови) Состояние звукопроизношения (Назови правильно, Повтори предложение) Состояние органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения
Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста При психологическом обследовании выявляется: актуальный уровень развития, устанавливаются потенциальные возможности ребенка, взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность , интересы и потребности ребенка, адекватность его притязаний, самооценки, критичность по отношению к себе и другим; сформированность коммуникативных функций;
При изучении психических процессов и возможностей обучения детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении : повышенная истощаемость (и как результат – низкая работоспособность ), незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. и гровая деятельность сформирована неполностью . в осприятие характеризуется замедленностью. в мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций . При предъявлении задания в наглядно-действенном плане качество его выполнения значительно улучшается. Для оценки уровня развития мышления при психолого-педагогическом обследовании важно сопоставить результаты работы ребенка со словесным и наглядным материалом.
Дети с нарушениями зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях , производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т.п.), а слабовидящему – соответствующие устные задания, то они их выполняют.
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха - неслышащих (глухих), слабослышащих - сопровождается целым рядом трудностей , связанных со специфическими особенностями их психического развития : непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик .
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход: учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов , эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей ) нужно иметь сведения о семье - состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха . важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии .
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха Можно выделить специфические задачи изучения детей с нарушениями слуха в зависимости от возраста и периода психического развития, в котором находится данный ребенок. 1. В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы , в первую очередь - формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. 2. В подростковом и юношеском возрасте при правильной организации обучения отставание в развитии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, формирование которых зависит от уровня развития словесной речи, - словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения. 3. Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве является наблюдение. В естественной обстановке ведется наблюдение за внешними компонентами поведения – двигательными составляющими практических и гностических действий, движениями тела и его частей , мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций , вокализациями и речевыми актами, их характером, содержанием , направленностью , продолжительностью, фонетическими, грамматическими , лексическими особенностями речи. 4. При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный , обучающий ), направленные на выявление особенностей в развитии восприятия , пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами , психологами , педагогами. Период пребывания ребенка с нарушением зрения в организации для обучающихся с ОВЗ от ясельного до младшего школьного возраста включительно связан для него с несколькими кризисными периодами .
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения 1. Наиболее острым специфическим периодом является период осознания своего отличия от нормально видящих детей, приходящийся на средний и старший дошкольный возраст. 2. Второй критический период связан с переходом от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению. 3. Третий критический период - переход к обучению в средних классах общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...
Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...