Особенности мышления
презентация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышление это высшая форма человеческого познания, представляющего собой процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности, выполняющего регулирующую функцию по отношению к поведению, социально обусловленного по происхождению приемов и операции, а также в силу использования знаний, добытых в ходе человеческой истории.
Основные функции мышления: установление всеобщих взаимосвязей; ; обобщение свойств однородной группы явлений. понимание сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений;
Выделяют следующие виды мышления , которые объединяются по определенным признакам
По форме: НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.
По степени новизны и оригинальности: РЕПРОДУКТИВНОЕ (воспроизводящее) ПРОДУКТИВНОЕ (творческое)
По характеристике решаемых задач: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ По структуре: ДИСКУРСИВНОЕ ИНТУИТИВНОЕ
Мышление включает операции: абстрагирование (отвлечение существенных свойств от несущественных) анализ (мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и определение составляющих элементов, частей, моментов, сторон) синтез (соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами)
Мышление включает операции: сравнение (соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного) обобщение (соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях) конкретизация (выражение мысли словами)
Формы мышления :
М Ы Ш Л Е Н Е ориентировка в условиях задачи, анализ входящих компонентов, выделение признаков и связей; выработка стратегии; нахождение ответа; поиск соответствующих способов выполнения; сопоставление результатов с исходными условиями.
Этапы выражения мысли словами:
Для исследования мышления используют различные методы:
Патология мышления проявляется в нарушении его темпа, структуры и содержания. Одним из самых трудных является вопрос о первичности речи и мышления , об оценке структуры мышления у лиц с речевыми расстройствами. Особенно это касается системных речевых расстройств – алалии и афазии .
Онтогенез мышления Развитие мышления начинается в младенческом возрасте в течение первого года жизни, формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы
Наглядно-действенное мышление (начиная с конца 1 года до 3х лет) это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.
Наглядно-образное мышление (от 4 до 7 лет) Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату.
Словесно-логическое мышление Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств.
Итог : Активное взаимодействие , преобразование предметов , различные действия человека являются существенной особенностью мышления , ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного , познаваемого в ощущениях и восприятии , и ненаблюдаемого , скрытого .
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста
В связи с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования наиболее актуальным стал вопрос о гендерном подходе к воспитанию дошкольников....
Особенности мышления детей с ЗПР и ОНР
Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающего мира....
Межполушарная асимметрия и особенности мышления.
Два типа мышления, две стратегии полушарий. В нормальных условиях между ними нет антагонизма, нет конкуренции. Они тесно сотрудничают, взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга....
Особенности мышления у детей дошкольного возраста
В статье описаны возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста и приведены примеры игр на развитие мыслительных процессов....
Особенности мышления детей дошкольного возраста
Особенности мышления детей дошкольного возраста...
Статья: "Особенности мышления детей дошкольного возраста"
Особенности мышления детей дошкольного возраста....
Особенности мышления у детей с задержкой психического развития
Особенности мышления у детей с задержкой психического развития...