Консультация для родителей: "Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Данная консультация поможет педагогам успешно провести родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_podgotovka.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Цель: раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников.
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада нашей встрече!
Итак, тема мастер-класса «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.
В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.
Межполушарные связи — что это такое?
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь, т.е. выполняет мыслительные операции. Правое — это наше умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух, фантазия, интуиция. Левополушарных людей в природе большинство. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. Только взаимосвязанная работа двух данных структур мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Функции межполушарных связей
- эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
- координация движений;
- успешное усвоение информации и ее анализ.
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого снижается. Это приводит к тому, что ребенок может испытывать дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате страдает усвоение обучающего материала и становится мнительными.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия
- Зеркальное написание букв и цифр.
- Псевдолеворукость.
- Логопедические отклонения.
- Неловкость движений.
- Агрессия.
- Плохая память.
- Отсутствие познавательной мотивации.
- Инфантильность.
Причины
Причин может быть много, вот несколько из них:
- Болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности).
- Родовые травмы.
- Болезни ребёнка в первый год.
- Длительный стресс.
- Общий наркоз.
- Малоподвижный образ жизни.
Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, постепенно в несколько этапов. Но, по мнению ученых, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет - у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.
Комплексы нейродинамической гимнастики для дошкольников построены на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот
Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.
Практическая часть.
Для начала я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.
- Кинезиологические упражнения.
1. «Кулак – ребро – ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя.
2. «Ухо-нос» Перекрестные телесные движения, упражнения на координацию и ловкость. Например, всем известное упражнение «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот. Вы готовы? Начинаем.
3. Виктория -Коза
Детям очень нравятся упражнения в речевом сопровождении, например сказки с элементами кинезиологии. Когда под каждое слова зашифровано определенное положение рук и пальцев. Ритм речи, особенно ритм стихов способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
Следующее упражнение это Нейротренажер (раздаточный материал)
Большое значение в развитии межполушарных связей уделяют корректурным пробам- это замечательный материал для развития внимания, концентрации и усидчивости. Предлагаю и вам потренироваться. Родителям предлагается поработать с бланками.
Следующее упражнение дает возможность развить направленное внимание. Это наш ресурс, который позволяет следить за мыслями и концентрироваться на необходимом. Именно направленное внимание отвечает за то, что бы вы безопасно управляли автомобилем, вели беседу, не смотря на посторонние звуки и события, происходящие вокруг.
Что необходимо сделать?
- Посмотрите на картинку и назовите все предметы по порядку с лева на право. Можно засечь время, за которое вы выполните задание полностью.
- Теперь вам предстоит назвать те же предметы по порядку НО!
МЫШЬ-КОРАБЛИК
СЫР-НОТА
КОРАБЛИК-МЫШЬ
НОТА- СЫР
Повторять задание необходимо до тех пор, пока не приблизитесь к безошибочному названию картинок за время, зафиксированное в 1м шаге.
Еще одно упражнение для развития межполушарного взаимодействия-зеркальное рисование. Одиниз приёмов правополушарного рисования. Для нас такой вид рисования полезен тем, что способствует развитию взаимодействия правого и левого полушарий мозга малышей и взрослых: упражнение полезно в любом возрасте.
Методы:
Рисование двумя руками одновременно помогает сформироваться чувству симметрии, так же применяется и как метод арт-терапии, снимающий излишнюю тревожность у школьников и взрослых.
Мы начинаем работу с так называемого двойного дудлинга – зеркального рисования обеими руками.
Варианты двойного дудлинга:
- обведение рисунка двумя руками;
- собственно зеркальное рисование.
Начнём с обведения рисунка. Такое рисование можно начинать достаточно рано – в 1,5-2 года.
В заключении хочу вам показать еще одно упражнение, которое помимо всего тренирует чувство ритма. Родители приглашаются на ковер.
Упражнение «Класс! Окей!»
Пожалуйста, оцените представленный материал.
Если вы сегодня узнали что-то новое для себя, покажите жест «Класс!» правой рукой.
Если вам на мастер-классе было психологически комфортно – жест «Окей!» левой рукой.
В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей, пе...
Межполушарное взаимодействие - основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему.Для детей с нарушением межполушарного взаимодействия хар...
Мастер-класс Тема:« Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Мастер-класс Тема:«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителе...
«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур и, следовательно, межполушарных связей и психических процессов.От того, насколько хорошо сформированы и развиты...
«МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое по...
Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...
Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников; повысить мотивацию на использование кинезиологических методов для последующего применения в прак...