Лексико-грамматические упражнения по теме "Насекомые"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чурбанова Татьяна Вячеславовна

Лексико-грамматические упражнения по теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико – грамматические упражнения по теме «Насекомые»

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).

 

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пчела – пчелка и т.д.

 

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.

 

4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.

 

5. «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей ИС в ед. числе.

Муравей сидел около …  .

Божья коровка ползла по …  .

Жук спрятался под …  .

Муха села на …  .

Гусеница сидела на … .

Муха ползла по …  .

 

6. «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.Хочу такой сайт

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

 

7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.

 

Майский жук

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков.

 

Вопросы:   а) Опасен ли майский жук для людей?

                   б) А для растений?

                   в) Как появляется на свет майский жук?

 

8. Составить описательный  рассказ  про  насекомых (по выбору), по плану:

Кто это?

Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)?

Где живет?

Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?

«Назови насекомых». - Кто это? (рассматриваем картинки и называем)

 Игра «Поймай звук» развитие фонематического восприятия. Взрослый предлагает ребенку «поймать звук» ребенок должен хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть.

 Например: Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.

Звук [к]: гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей. «Подбери слово». 

Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

Например: - Бабочки (что делают?) летают, порхают... - шмели (что делают?) жужжат, собирают нектар... «Кто как передвигается». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

  Муравей ползает, а бабочка…

  Гусеница ползает, а кузнечик…

  Бабочка летает, а улитка…

  Жук ползает, а стрекоза…

  Оса летает, а червяк…

  Улитка ползает, а стрекоза…

  Кузнечик прыгает, а комар…

  Бабочка порхает, а муха…

 «Насекомые- великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.

Это не жук, а жучище.

 Это не муравей, а муравьище.

Это не комар, а комарище.

Это не червяк, а червячище.

Это не шмель, а шмелище.

 Это не клоп, а клопище.

 Это не таракан, а тараканище.

 Игра «Четвёртый лишний» -

Жук, пчела, муравей, кошка;

- муравей, муха, грач, пчела;

 - стрекоза, , собака, жук, гусеница;

- комар, кузнечик, бабочка, белка;

 - слон, бабочка, шмель, гусеница;

- кузнечик, жук, комар, паук;

 (Вместо паука затем добавить гусеницу, божью коровку, пчелу). - стрекоза, бабочка, муха, муравей.

 Игра «Угадай, кто?» (подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу)

 Стрекочет (кто) – кузнечик

 Бегает (кто) – муравей

 Ползает (кто) – гусеница

Звенит (кто) – комар

Собирает нектар (кто) – пчела

 Жужжит (кто) – жук

Порхает (кто) – бабочка.

 Игра «Назови ласково» (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Муравей - …

 гусеница - …

 комар - …

 пчела - …

жук - …

 стрекоза - ..

 муха - …

Игра «Один – много» (образование существительных в форме множественного числа)

 Кузнечик – много кузнечиков;

Муравей – много муравьѐв;

 Гусеница – много гусениц;

Комар – много комаров;

 Стрекоза – много стрекоз;

Пчела – много пчѐл;

Жук – много жуков;

Бабочка – много бабочек;

 Муха – много мух.

Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными) Посчитай, сколько бабочек? – Одна бабочка, две бабочки, … пять бабочек. Посчитай, сколько гусениц? – Одна гусеница, две гусеницы, … пять гусениц. Посчитай, сколько комаров? – Один комар, два комара, … пять комаров. Посчитай, сколько шмелей? – Один шмель, два шмеля, … пять шмелей.

Игра «Подбери признаки»

 Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…

 Муха – вредная, надоедливая

Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная

Кузнечик – зелѐный, стремительный, быстрый, музыкальный.

 Муравей – шустрый, быстрый, работящий.

Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.

 Комар – звонкий, надоедливый.

Проговаривание чистоговорок

РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары

 РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров

ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза

 ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы

УК – УК – УК - проползает жук

КИ – КИ – КИ - рогатые жуки

 КИ – КИ – КИ - ползают жуки

ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк

 ЛА – ЛА – ЛА - мохнатая пчела

ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела

 ЦУ – ЦУ – ЦУ – пчела собирает пыльцу

 ЛА – ЛА – ЛА – меня ужалила пчела

СА – СА – СА - полосатая оса

 СЫ – СЫ – СЫ - у осы усы

СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу

ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей

ОЛ – ОЛ – ОЛ - длинноногий богомол

 ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол

ЧИ – ЧИ – ЧИ – тараканы усачи

ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ – у бабочек крылья большие

ТОК – ТОК – ТОК – села бабочка на цветок

УХА – УХА – УХА – прилетела муха

УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух

ПЫ – ПЫ – ПЫ – забавные клопы

ЛИ – ЛИ – ЛИ – мохнатые шмели

ИВЫ – ИВЫ – ИВЫ – насекомые красивы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"

Многозначные слова  - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей 5-7 лет с ОНР».

Данный материал -  результат многолетней логопедической практики, предназначен для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников и  проводится по следующим напр...

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /сентябрь - декабрь/

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...

Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".

Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....