Лексико-грамматические упражнения по теме "Насекомые"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Лексико-грамматические упражнения по теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико – грамматические упражнения по теме «Насекомые»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пчела – пчелка и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.
4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.
5. «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей ИС в ед. числе.
Муравей сидел около … .
Божья коровка ползла по … .
Жук спрятался под … .
Муха села на … .
Гусеница сидела на … .
Муха ползла по … .
6. «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.
7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.
Майский жук
Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков.
Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей?
б) А для растений?
в) Как появляется на свет майский жук?
8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану:
Кто это?
Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?
Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)?
Где живет?
Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?
«Назови насекомых». - Кто это? (рассматриваем картинки и называем)
Игра «Поймай звук» развитие фонематического восприятия. Взрослый предлагает ребенку «поймать звук» ребенок должен хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть.
Например: Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.
Звук [к]: гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей. «Подбери слово».
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
Например: - Бабочки (что делают?) летают, порхают... - шмели (что делают?) жужжат, собирают нектар... «Кто как передвигается». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
∙ Муравей ползает, а бабочка…
∙ Гусеница ползает, а кузнечик…
∙ Бабочка летает, а улитка…
∙ Жук ползает, а стрекоза…
∙ Оса летает, а червяк…
∙ Улитка ползает, а стрекоза…
∙ Кузнечик прыгает, а комар…
∙ Бабочка порхает, а муха…
«Насекомые- великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками.
Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а тараканище.
Игра «Четвёртый лишний» -
Жук, пчела, муравей, кошка;
- муравей, муха, грач, пчела;
- стрекоза, , собака, жук, гусеница;
- комар, кузнечик, бабочка, белка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- кузнечик, жук, комар, паук;
(Вместо паука затем добавить гусеницу, божью коровку, пчелу). - стрекоза, бабочка, муха, муравей.
Игра «Угадай, кто?» (подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу)
Стрекочет (кто) – кузнечик
Бегает (кто) – муравей
Ползает (кто) – гусеница
Звенит (кто) – комар
Собирает нектар (кто) – пчела
Жужжит (кто) – жук
Порхает (кто) – бабочка.
Игра «Назови ласково» (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
Муравей - …
гусеница - …
комар - …
пчела - …
жук - …
стрекоза - ..
муха - …
Игра «Один – много» (образование существительных в форме множественного числа)
Кузнечик – много кузнечиков;
Муравей – много муравьѐв;
Гусеница – много гусениц;
Комар – много комаров;
Стрекоза – много стрекоз;
Пчела – много пчѐл;
Жук – много жуков;
Бабочка – много бабочек;
Муха – много мух.
Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными) Посчитай, сколько бабочек? – Одна бабочка, две бабочки, … пять бабочек. Посчитай, сколько гусениц? – Одна гусеница, две гусеницы, … пять гусениц. Посчитай, сколько комаров? – Один комар, два комара, … пять комаров. Посчитай, сколько шмелей? – Один шмель, два шмеля, … пять шмелей.
Игра «Подбери признаки»
Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…
Муха – вредная, надоедливая
Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная
Кузнечик – зелѐный, стремительный, быстрый, музыкальный.
Муравей – шустрый, быстрый, работящий.
Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.
Комар – звонкий, надоедливый.
Проговаривание чистоговорок
РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары
РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров
ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза
ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы
УК – УК – УК - проползает жук
КИ – КИ – КИ - рогатые жуки
КИ – КИ – КИ - ползают жуки
ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк
ЛА – ЛА – ЛА - мохнатая пчела
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела
ЦУ – ЦУ – ЦУ – пчела собирает пыльцу
ЛА – ЛА – ЛА – меня ужалила пчела
СА – СА – СА - полосатая оса
СЫ – СЫ – СЫ - у осы усы
СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу
ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей
ОЛ – ОЛ – ОЛ - длинноногий богомол
ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол
ЧИ – ЧИ – ЧИ – тараканы усачи
ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ – у бабочек крылья большие
ТОК – ТОК – ТОК – села бабочка на цветок
УХА – УХА – УХА – прилетела муха
УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух
ПЫ – ПЫ – ПЫ – забавные клопы
ЛИ – ЛИ – ЛИ – мохнатые шмели
ИВЫ – ИВЫ – ИВЫ – насекомые красивы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"
Многозначные слова - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей 5-7 лет с ОНР».
Данный материал - результат многолетней логопедической практики, предназначен для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников и проводится по следующим напр...
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /сентябрь - декабрь/
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".
Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....