Дети с РАС. Как их понять?
статья по коррекционной педагогике

В ходе работы учителем-дефектологом я неоднократно встречалась с детьми с РАС. Для того, чтобы понять их состояние. принять их такими, какие они есть и уметь им помочь, надо знать их особенности. В данной статье я даю информацию об особенностях детей (людей) с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ih_ponyat.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с Рас. Как их понять?

Дети с аутизмом, люди с аутизмом ( а сейчас правильнее называть их люди с РАС) нам кажутся очень странными. С ними тяжело, с ними непонятно. Они не такие. Но давайте попробуем выяснить, почему так происходит.

Существуют различные психологические, нейропсихологические теории, которые объясняют появление аутизма.

Современный прогресс науки и технологий имеет огромный арсенал средств для исследований этого феномена. Тем не менее механизмы развития аутизма до сих пор остаются неясными, хотя большинство исследований говорит о нарушении нормального развития мозга и его функционирования.

 Перечислим некоторые из нейрофизиологических теорий, объясняющих появление аутизма: теория нарушения возбуждения-торможения (эти же нарушения могут встречаться при СДВГ, при эпилепсии), нейроимунная, теория нарушения функционирования зеркальных нейронов (тех самых, которые помогают детям в норме учиться всему через подражание), низкий вес при рождении, преждевременное отнятие от груди, в миндалевидном теле обнаруживается уменьшенный размер нейронов (а это сильно отражается на повышенной тревожности) и многое другое.

Соответственно психологические теории базируются на исследованиях  в области физиологии. Искажения в развитии мозга приводят:

  1. Социальная слепота.

Люди с РАС неспособны понимать чувства, мысли, намерения других. Мы с вами считываем настроение других, их ощущения по выражению лица, позе, интонации. Смею предположить, что в этом нам помогают наши зеркальные нейроны. А у людей (детей) с аутизмом они плохо работают и поэтому они мир воспринимают по-другому.

Они не только не понимают чувства других, но и очень трудно усваивают правила и социальные нормы (могут раздеваться при всех, бегать, съесть продукт прямо в магазине). Наверное, потому что они не могут встать на наше место и понять, что со стороны, то есть нам, обыкновенным людям, это кажется странным и что это неприлично.

  1. Чрезмерная концентрация на деталях

Если мы с вами видим картинку в целом, то дети с РАС чаще обращают на какую-то конкретную деталь (яркий штрих, блестящее), а потом уже картинку в целом. В этом также повинна особенность функционирования мозга. С одной стороны часто такие дети (взрослые) успешны в собирании пазлов, хорошо запоминают цифры, геометрические фигуры. Но бывает так, что они не видят целостный образ и этому надо специально учить. И нужно всегда помнить, что может перевозбуждаться нервная система.

  1. Трудности установления логических связей.

Такие дети (взрослые) очень трудно устанавливают скрытую связь между явлениями. То, что нам кажется очевидным (например, я задавала задачки на развитие мышления мальчику 13 лет: «Девочка посмотрела в окно и сказала «На улице был  ливень» . Что она увидела в окне?» И подросток без моих подсказок не мог мне ответить, что там были огромные лужи,…). И такие дети иногда даже не понимают связи между : «Полез куда-то, ударился, нельзя туда лазать».

  1. Трудности понимания времени  и пространства.

Особенности функционирования мозга приводят к тому, что им трудно ориентироваться во времени (Куда ушла мама, через сколько времени придёт обратно, придёт ли вообще) и пространстве (куда идём, где это находится), что в свою очередь вызывает ещё большую тревожность, которая и так у них повышена. Помочь можно с помощью таймеров, расписаний, метода социальных историй.

  1. Всё понимают в буквальном смысле.

Конечности это опять история про особенности развития логических связей и особенности мышления.

Как слышат, так и понимают: «Вытирай ноги!» - снимают ботинки и вытирают ноги. Не понимают скрытого смысла в пословицах, в крылатых выражениях. Страдает смысловая нагрузка, то есть если попросить такого человека закончить предложение каким-то подходящим по смыслу словом, даже если оно практически будет написано и не хватает только части слова, то чаще всего он вам сможет ответить. В этом случае я в своей практике со взрослым ребёнком вводила крылатые выражения, постоянно их объясняя,  и часто употребляла их в нужное время в нужном контексте. Ну и конечно «терпение и труд всё перетрут», то есть родителям надо много-много объяснять своему ребёнку, то есть быть призмой, которая поможет понять непростой для него мир.

  1. Тревожность.

Откуда у людей с РАС тревожность:

- как я уже говорила у них особенности развития миндалевидного тела, которая отвечает за тревожность не только у людей с аутизмом, но и у нас с вами. Если вы чего-то боитесь или у вас панические атаки, то это всё кроется там, в малюсенькой миндалине (хотя у нас их две),

- особенности развития восприятия (все знают, что у людей с аутизмом встречается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам),

- им тяжело и страшно, поскольку чаще всего они не понимают мир и видят, что как-то у них не так происходит общение с миром. Или, если ещё хуже, они не говорят или не даже не понимают речь. Им плохо, страшно, хочется есть, пить, холодно, а они не могут об этом сообщить. Всё это повышает тревожность.

Приглашаю своих читателей поделиться опытом, рассказать о своих случаях, поскольку являюсь практикующим учителем-дефектологом. Ну и конечно, хотелось бы узнать ваше мнение, если вы не согласны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....