Особенности детей с ЗПР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
особенности развития детей с задержкой психического развития и логопедическая работа с ними
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности детей с ЗПР | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детей-логопатов с ЗПР и работа с ними в ДОУ.
Ведущим психопатологическим синдромом у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является незрелость эмоционально-волевой сферы. У дошкольников с ЗПР отмечаются отсутствие познавательного интереса к учебе. Им трудно подчинить свои эмоциональные реакции социальным требованиям. Очень активные, целенаправленные и неутомимые в игре, эти дети быстро устают во время занятий, отвлекаются. Они либо растормаживаются, либо становятся пассивными, вялыми. Учебная деятельность у них характеризуется импульсивностью, хаотичностью, неравномерностью.
Наибольшие трудности детей с ЗПР испытывают при выполнении заданий, связанных с развитием мелкой моторики: неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.
У детей с ЗПР при работе не задействованы обе руки, они затрудняются работать одновременно синхронно двумя руками, в работе не участвуют все пять пальцев, что очень важно в том случае, когда мы хотим, чтобы движение развивало мозг. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. У детей с задержкой психического развития снижается активность левого полушария.
Полноценного развития таких детей можно достичь только в том случае, когда создаются адекватные комплексные условия обучения и воспитания.
Особенности личности ребенка с нарушением речевого развития связаны с нарушениями центральной нервной системы и как следствие нарушениями в развитии высших психических функций (ВПФ). Так речевой дефект у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза, а также развитием эмоционально-волевой сферы. В связи с этим реализуется комплексная коррекционно-развивающая программа, в которую включены, в том числе и задачи, направленные на решение основных проблем детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: развитие и коррекция речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей, звуковой стороны речи.
Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития:
- Активизация познавательной деятельности.
- Повышение уровня умственного развития.
- Коррекция речевых нарушений.
- Развитие различных видов мышления.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
В логопедической работе с детьми, страдающими ЗПР, учитываются их психологические особенности, и проводится коррекционно-развивающая работа по следующим направлениям:
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
- коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
- развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
- формирование морфологической и синтаксической системы языка;
- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
- формирование анализа структуры предложений;
- развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная....
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...