Картотека пальчиковых игр
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Буянова Наталья Владимировна

Пальчиковые игры развивают речь детей. В группе детей с ТНР - пальчиковые игры должны быть всегда под рукой. Предлагаю готовый к использованию материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра «Прятки».

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

Игра «Юла».

 Быстро кружится, поет        

И гудит, как самолет:

У-у-у…

Сжать правую руку в кулак, вытянуть указательный палец. Опустить указательный палец кончиком вниз и быстро-быстро им вращать.

Игра «Мячик».

Мой веселый круглый мяч,  

Щеки круглые не прячь!  

Я тебя поймаю,  

В ручках покатаю!  

На первую строчку - одной рукой бить по воображаемому мячу, на вторую – поменять руки, на третью - двумя руками, соединив одноименные пальцы,

показать мяч, на четвертую - покатать воображаемый мяч между ладоней.

Игра «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с собой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. На предпоследней строчке соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, на последней – соединять, начиная с мизинца.

«Вышли пальчики гулять».

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

На первые строчки -  поочередно разгибать пальчики из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки – поочередно сгибать пальчики в кулачки, начиная с мизинца.

«Прогулка».

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжать в кулачки. На первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу, на вторую строчку по столу двигаются указательные, на третью –движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленно движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопнуть обоими кулачками по поверхности стола.

«Барабанщики».

Твои пальчики – барабанщики,

Там-там-там!

Тук-тук-тук!

Раздается звонкий стук.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как в игре на пианино.

«Бинокль».

Капитан корабля

Охраняет берега.

Он видит издали врага.

Сложить пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля. Поднести «бинокль» к глазам. Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

«Играем на пианино».

Ножки вместе, ровно спину,

Мы садимся к пианино.

Мы играем для гостей,

Чтобы было веселей.

Поочередно дотрагиваться до поверхности стола пальцами обеих рук, изображая игру на пианино – сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и наконец мизинцами.

«Стул».

Без молотка и без гвоздей,

Стул смастерим мы для гостей!

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставить кулачок. Менять положение рук.

«Стол».

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опустить ладошку. Менять положение рук.

Игра «Цветы».

Расцвели у нас цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Игра «Киска».

Как проснется наша киска,

Суп не станет есть из миски,

А зарядку потихоньку

Будет делать кошка Пронька.

То прогнет, то выгнет спинку.

Ножку вытянет вперед.

За ушком себя почешет,

Помурлычет и зевнет.

Игра «Ладошки».

Я ладошку покажу,

А потом другую

Сперва быстро побегу,

А потом пойду я.

На первую строчку – вытянуть одну руку ладонью вперед; на вторую – другую; на третью строчку – «бежать» пальцами по столу; на четвертую – «шагать» пальцами.

Массаж ладоней и пальцев камушками.

Я рукою камушки катаю,

По подносу их перемещаю.

Будут пальчики мои быстрые и смелые,

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Игра «Осень».

Вышла осень погулять,

Стала листья собирать.

На первую строчку «идти» указательным и средним пальцами одной руки, на вторую строчку – одной рукой «подбирать» листья и «класть» в другую.

Игра «Деревья».

Высокие красивые деревья в лесу растут,

А корни под землею для них водичку пьют.

На первую строчку расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. На вторую строчку ладони опустить вниз и прижать друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

Игра «Елка».

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропустить между собой и выставить вперед. Локотки к корпусу не прижимать.

Массаж ладоней и пальцев орехами.

Орехом я круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Игра «Лимон».

Желтый-желтый наш лимон,

Кислым соком брызжет он.

В чай его положим

Вместе с желтой кожей.

На первую строчку одноименные пальцы соединить подушечками – показать лимон, на вторую – пальцы резко развести в стороны, на третью строчку соединять большой, указательный, средний пальцы одной руки и «опускать лимон в чай», на четвертую – пальцы в том же положении, делать вращательные движения – «помешивать чай».

Игра «Фрукты».

Я не бью баклуши –

Собираю груши!

Яблоки сорву –

Друга позову.

Чищу я банан –

Другу тоже дам!

На первые две строчки – левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину». На вторые две – смена рук, на предпоследнюю – левая рука «держит банан», правая – «чистит», на последнюю – протянуть вперед руку с «бананом».

Игра «Капуста».

Я – зеленая капуста,

Без меня в кастрюле пусто.

        Листья снимете с меня,        

И останусь только я!

На первую строчку руками перед собой образовать круг, на вторую -  наклонить голову – «заглянуть в кастрюлю», на последние две строчки – развести руки в стороны.

Игра «Котик».

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Игра «Солим капусту».

Мы капусту рубим!

Мы капусту рубим!

Мы капусту режем!

Мы капусту режем!

Мы капусту солим!

Мы капусту солим!

Мы капусту жмем!

Мы капусту жмем!

Мы морковку трем!

Мы морковку трем!

На первые две строчки прямыми, напряженными ладонями имитировать движения топора вверх – вниз, на вторые две  - энергичные движения прямыми ладонями вперед – назад, на третьи две – пальцы собраны «щепотью», «солить капусту», на четвертые две строчки энергично сжимать пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно, на пятые – пальцы одной руки сжать в кулак и совершать ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки. Затем поменять руки.

Игра «Зайка».

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики сжать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Массаж пальчиков «Вырос у нас чесночок».

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

«Ежик».

Маленький колючий еж.

До чего же он хорош!

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Игра «Урожай».

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох –

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

«Грибы».

Красный-красный мухомор –

Белых крапинок узор.

Ты красивый, но не рвем!

И в корзинку не берем!

На первую строчку соединить кончики пальцев – изобразить шляпку гриба, на вторую – одна рука-«шляпка гриба», указательным пальцем другой показать «крапинки», на третью строчку – погрозить пальчиком, на четвертую – прямая ладонь от себя - отодвигающий жест.

«Этот пальчик в лес пошел…»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца.

 «Заяц и ежик».

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.

Быстро бежали – поди догони!

На первые две строчки указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу, на третью – стукнуть кулачками, на четвертую – пальцы снова «идут», но теперь в разные стороны.

Массаж ладоней и пальчиков «Ежи» (с массажной щеткой).

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

«Лиса».

Лиса по лесочку петляла,

Хвостом следы заметала.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.

«На лужок».

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

«Коза».

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает –

Сейчас забодает.

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» - «коза» начинает двигаться вперед.

«Кошка».

У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упереть в большой. Указательный и мизинец поднять вверх.

«Зима».

Снег ложится на дома,

Улицы и крыши.

Тихо к нам идет зима,

Мы ее не слышим…

На первую строчку руки развести в стороны, ладонями вниз, на вторую – руки «домиком», на третью – «идти» указательным и средним пальцами одной руки, на четвертую – рука за ухом.

«Шарики».

На глазах у детворы

Елка наряжается.

Разноцветные шары

На ветвях качаются.

Руки согнуть в локтях и, подняв их вверх, соединить пальцы. Вращать кистями рук.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре –

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем.

На первую строчку – загибать пальчики, начиная с большого; на вторую – лепить, меняя положение ладоней; на третью – показать круг, сжать ладони вместе, погладить одной рукой другую; на четвертую – погрозить пальчиком: на пятую строчку – подбросить воображаемый снежок; на шестую – присесть, поймать воображаемый снежок; на предпоследнюю – встать, уронить воображаемый снежок, на последнюю – сломать.

«Лапки».

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Шипеть несколько раз. Продолжать игру второй рукой. Затем провести игру двумя руками.

«Кошка».

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

Руки лежат на столе. Попеременно менять положения рук на счет «раз – два». «Раз»: левая рука – кулачок, правая рука – ладошка.  «Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок. Повторить несколько раз.

«Петушок».

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

«Курочка».

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

«Зерна курочка клюет…»

Зерна курочка клюет,

И цыплятки тут как тут.

В воду уточка нырнет,

А цыплятки не нырнут.

На первую строчку - обе ладони вместе, отклоняются от себя, на вторую – обе руки поочередно «клюют» всеми пальцами, собранными вместе, на третью строчку – руки, соединенные указательными пальцами, «ныряют» от себя, на четвертую – погрозить указательным пальцем.

«Дятел».

Дятел дерево долбит:

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит:

Стук-стук-стук.

На первые две строчки – левая ладонь прямая – это «дерево», правая – все пальцы собраны в кулачок – это «дятел», правая стучит в левую. На вторые две строчки – смена рук, левая стучит в правую.

Массаж «Гусенок».

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

«Рыбки».

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

«Лодочка».

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставить на ребро, большие пальцы прижать к ладоням (как ковшик).

«Пароход».

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать (как ковшик), а большие пальцы поднять вверх.

«Одежда».

Я надену сапоги, курточку и шапку.

И на руку каждую

Натяну перчатку.

На первую строчку показать на ноги, туловище, голову, на вторую – поднять руку выпрямленными пальцами вверх, другой – провести по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток, на третью – поменять руки.

«Стираем одежду».

Пена мылится в корыте,

Я стираю – посмотрите!

Мы сегодня так старались:

Всю одежду постирали,

Все теперь мы отожмем,

Жмем, жмем, жмем, жмем.

Ох, устали – отдохнем!

На первые две строки потереть кулаками друг о друга, на следующие строчки, кроме последней – прижать кулаки друг к другу и с усилием вращать ими, словно отжимая одежду, на последнюю строчку – встряхнуть расслабленными кистями.

«Посуда».

Из тарелок, как один,

Суп мы ложками едим.

Вилкой кушаем котлеты,

Ножик режет нам котлеты.

На первую строчку - ладони вместе перед собой – «тарелка», на вторую – вращательные движения рукой с воображаемой ложкой, на третью строчку – указательный и средний пальцы выпрямить, большой палец придерживает безымянный и мизинец, на четвертую – «резать» прямой ладонью взад-вперед.

«Чашка».

На столе она стоит,

Чай горячий в ней налит.

Сложить округленные ладони вместе.

«Чайник».

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела».

Сжать правую руку в кулак, оттопырив большой палец – это «носик чайника». Наливая чай, произносить «с-с-с», имитируя звук льющейся из чайника воды.

«Ватрушки».

Мы для милого Ванюшки

Испекли бы три ватрушки.

Только нет у нас пока

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно. Со слов: «Только нет у нас пока…» - поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.

«Колокольчик».

Колокольчик все звенит.

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрестить. Средний палец правой руки опустить вниз и свободно вращать им.

Массаж ладоней и пальцев шишками.

Шишкой я круги катаю,

Взад-вперед ее гоняю.

Я сожму ее немножко,

Как сжимает лапу кошка.

«Птичка пьет водичку».

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

«Снежный ком».

Взяли дети белый ком,

Лепить будем снежный дом.

Мы польем его водой,

Домик будет ледяной.

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом.

На первые две строчки – имитировать движения, изображающие лепку стежков; на третью, четвертую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик.

«Птичка летит».

Птички летели,

Крыльями махали.

Сели – посидели,

Дальше полетели.

Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими на первые две строчки, на третью – прижать ладони к груди, на четвертую – махать «крыльями».

Пальчиковый бассейн с фасолью.

В ведре не соль, совсем не соль,

А веселая фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

«Зайка и барабан».

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.

Пальчики сжать в кулачок. Указательный и средний поднять вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу.

«Зайцы».

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки выпрямить, остальные согнуть и соединить. На вторую строчку – ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы развести в стороны. На третью строчку ладонь правой руки поднять вертикально вверх. На последнюю строчку указательный и средний пальцы левой руки выпрямить, остальные согнуть и соединить.

 «Санки».

Обе ладони положить на стол вплотную друг к другу, и совершать синхронные движения вперед-назад.

«Лыжи».

Ладонями поочередно скользить вперед-назад по столу.

«Коньки».

Выполнять те же движения, что в упражнении «Лыжи», но не ладонями, а ребрами ладоней.

«Фонарики».

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Поочередно сжимать и разжимать пальцы на счет «раз – два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Сначала упражнение выполнять медленно, затем ускорить темп. Можно выполнять упражнение сначала на счет, потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками.

«Лыжник».

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Поставить указательный и средний пальцы на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах». Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», «ехать» скользящими движениями по столу.

Пальчиковый бассейн с горохом.

Мы насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Медведь».

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«Здравствуй, рыжая лисичка,

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. То же самое проделать левой рукой.

«Прогулка».

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжать в кулачки. На первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу, на вторую строчку по столу двигаются указательные, на третью –движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленно движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопнуть обоими кулачками по поверхности стола.

«Волна».

Светит полная луна –

За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море.

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками.

«Дождик».

Дождик-дождик,

Не дожди!

Не дожди! Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко –

Золотое донышко.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как в игре на пианино.

«Речка и рыбка».

Рыбка-малютка по речке плывет,

Рыбка-малютка хвостиком бьет.

Выпрямленные ладони прижать друг к другу, пальцы направить в сторону от себя. Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Массаж «Кусается сильно котенок-глупыш…»

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

«Кошка».

Маленькая кошка

Села у окошка.

Хвостиком играет,

Мышку поджидает.

Большой палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы прижать к ладони.

«Коготки».

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Массаж «Котята Тим и Том» (используется массажный мячик).

Смотри-ка: два котенка!

Их Тим и Том зовут.

Они сейчас по крыше

Тихонечко идут.

Идут до края крыши,

Идут, идут, идут.

«Весна».

Вот уж две недели

Капают капели.

Снег на солнце тает

И ручьем стекает.

На первые две строчки опустить по очереди руки вниз, пальцы вместе, на третью строчку – руки ладонями вниз разведены в стороны, на четвертую – обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

«Мамин день».

Мамочка хорошая,

Мамочка любимая!

Очень я ее люблю,

Поцелуй ей дарю!

На первую строчку – воздушный поцелуй над ладонью, на вторую – поцелуй над другой ладонью, на третью строчку – сдуть с ладони поцелуй, на четвертую – сдуть поцелуй с другой ладони.

«Листочки».

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, затем разжать их.

Игра «Лесная зарядка».

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули,

Кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут –

Тоже покажем –

Крылья сложили назад.

На первые две строчки плавно покачивать поднятыми вверх руками, на следующие три строчки – встряхивать руки перед собой, на предпоследние три – горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево (2 раза), на последние три строчки – присесть, руки отвести назад.

«Солнышко».

Солнышко в глазки

Светит ребяткам.

Мы поиграем

С солнышком в прятки!

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

«Лодочка».

Маленькая лодочка в ручейке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Обе ладони поставить на ребро и соединить «ковшиком», большие пальцы прижать к ладоням.

«Возвращение птиц».

Только мухи оживут –

Птицы их клюют, клюют.

На первую строчку – махать пальцами обеих рук, на вторую строчку – «клевать» щепотками рук.

«Птенчики».

Приносила пташка

Птенчикам букашек.

Птенчики ждали –

Рты открывали,

Громко кричали.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

«Цветок».

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

Солнышко садится –

Цветочек спать ложится.

Ладони поднять вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: развести одновременно пальцы рук в стороны, а потом свести пальцы вместе.

«Нарисую я цветок».

Нарисую я кружок,

Длинный, тонкий стебелек.

Раз – мазок, два – мазок,

Получается цветок!

На первую строчку «нарисовать» указательным пальцем в воздухе или на столе круг, на вторую – «нарисовать» под наклоном к стеблю два овала – листочки.

«Сидит белка на тележке…»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сетсричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки ритмично сгибать пальцы обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки поочередно сгибать пальчики, начиная с большого.

«Зайчик».

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

«Белочка».

В дупле живет

Да орешки грызет.

Средний и безымянный пальцы соединить с большим так, чтобы получилось колечко – это «мордочка» белки. Указательный палец и мизинец поднять вверх – это «ушки». Быстро соединять и разъединять пальцы, показывая, как белка грызет орешки.

«Шел медведь…»

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я за зиму накопил», -

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки.

На первые две строчки «медведь» - указательный и средний пальцы правой руки «идут» по столу, на вторые две – «медведь» отдыхает, на предпоследние две строчки – снова «шагают» указательный и средний пальцы правой руки, на последние две – шагают указательный и средний пальцы левой руки.

«Жук».

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте-ка сами

Пошевелить усами!

Сжать кулак. Большой палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

«Улитка».

Выставив крутые рожки,

Ползет улитка по дорожке.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

«Бабочка».

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала –

Пыльцу собирала.

Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

«Цветы».

На лугу цветут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Синхронно двигать кистями обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

«Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижать друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку развести пальчики. На третью – ритмичное движение пальцами вместе - врозь. На четвертую – ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

«Солнышко».

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка,

Яблочков немножко.

На первую строчку – нарисовать в воздухе ладонями круг, на вторую – еще один, на третью и четвертую – хлопать в ладоши, на следующие – загибать пальчики поочередно.

«Воспитатель».

Воспитатель помогает

Нам картинки рисовать,

С нами в игры он играет

И укладывает спать.

На первую строчку показать указательными пальцами обеих рук лист бумаги, на вторую – соединить большой, указательный и средний пальцы одной руки – держать «кисточку» и делать произвольные движения – «рисовать», на третью строчку – руки перед собой, вращать кистями, на четвертую - руки под щеку.

«Моем, подметаем…»

Кран с водою мы открыли

И посуду пермыли.

Терли, терли, мыли, мыли,

Все кругом в воде и мыле!

Скручен, связан,

По полу пляшет,

Тут и там машет.

На первые две строчки – положить одну ладонь на другую и делать круговые движения, на следующие две строчки – развести руки в стороны, выражая недоумение, на последние строчки – кончиками растопыренных пальцев водить по столу слева направо и справа налево.

«Части тела».

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

При чтении стихотворения указывать на соответствующие части тела.

«Город».

В городах людей немало;

Много окон

И дверей,

Много улиц и каналов,

Мало водится зверей!

На первую строчку водить рукой, как в считалке, на вторую – указательными пальцами «рисовать» окно, на третью – «открыть дверь», на четвертую строчку – ладони параллельно друг другу движутся вперед, на последнюю – развести руки в стороны.

«Дом».

Мы построим новый дом!

Дружно в дома заживем.

В нашем домике – окошко.

Загляни туда, Антошка!

Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает по табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

И ушел.

Газон засох.

 Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая—   с большого пальца. Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук. «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу. Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу. Часто и ритмично бьют в Ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...