Коммуникация -это не только слова
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

   Коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые
облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются
все люди, когда процесс коммуникации затруднен, и прибегают к жестикуляции,
письменной речи и символическим изображениям (картинкам, значкам и т.д.).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya.docx97.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Коммуникация – это, не только слова»

Счастье – это когда тебя понимают»
из кф «В поисках радости»
   Коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые
облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются
все люди, когда процесс коммуникации затруднен, и прибегают к жестикуляции,
письменной речи и символическим изображениям (картинкам, значкам и т.д.).
Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с
функциональными проблемами.
Дополнительные знаки жесты, символы, письменные слова облегчают
коммуникацию, делая ее многоканальной (когда задействован, не только слух, но и
зрение, кинестетическое чувство)
    Дополнительная коммуникация также носит название альтернативной,
аугментативной (augmentative - увеличивающий), тотальной. Иногда можно
встретить аббривиатуру AAC - Аугментативная Альтернативная Коммуникация.
ЭТО ВАЖНО! Использование дополнительных знаков помогает развивать
абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом,
способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
   В каких случаях рекомендуется использовать дополнительную
коммуникацию.
• Нарушение слуха. (Дополнительная коммуникация всегда была развита
в среде глухих - это язык жестов).
• Двигательные нарушения создают моторные трудности (дизартрия,
анартрия, апраксия)
• Интеллектуальные проблемы могут влиять на способность усвоения
вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти,
внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость)
• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм)
ограничивают способность к восприятию слов собеседника, а также
способность выразить мысли с помощью абстрактных символов-знаков
(вербальных слов)
• А также специфические органические проблемы артикуляционных
органов, гортани, низкий тонус артикуляционных мышц и т.д.
Все эти нарушения приводят к тому, что способность использовать
звуковою речь, а иногда и понимать ее, резко ограничивается.
В системе дополнительной коммуникации используются разнообразные
символы и знаки - жесты, графические изображения (фотографии,
рисунки, пиктограммы, PCS-символы), а также сами миниатюрные
объекты.
   ЭТО ВАЖНО! Средства дополнительной коммуникации, безусловно,
используется в случаях, когда у человека есть потребность и
возможности выразить свои идеи, но не хватает средств. Но они также
используются и в тех случаях, когда выражение своих потребностей и
коммуникативные способности ограничены в силу интеллектуальных,
эмоциональных, серьезных двигательных проблем. В таких случая есть
риск поддаться искушению ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОЖИДАНИЙ, что человек
хочет и способен вступать в коммуникацию, что в силу его ограничений
невозможно оценить адекватно со стороны. В связи этим мы хотим
предостеречь – никогда не отказывайтесь от ожиданий. Ведь человек
может начать понимать СМЫСЛ коммуникации только в процессе
коммуникации. Есть люди, у которых по разным причинам это понимание
смысла коммуникации занимает очень много времени.

    Как технически происходит общение с помощью графических
символов?
z человек берет картинку в руки и передает ее собеседнику
z
указывает на нее рукой или дотрагивается (пальцем)
z
нажимает на соответствующую кнопку
z при серьезных двигательных ограничениях – показывает с
помощью
указки, прикрепленной к шлему на голове, а также
направлением взгляда.
   РОЛЬ ПОМОЩНИКА
Помощник помогает ребенку, указывая на объект его рукой. Однако,
существует опасность, что у помощника не хватит терпения ждать и
ловить сигналы ребенка и он начнет навязывать ему свои желания.
Поэтому, нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам
ребенка (взгляд, движение головы) и учиться их читать, а потом уже,
помогать ему обозначать их указательным жестом на картинку.
   РЕБЕНКУ ВАЖНО ПОНЯТЬ, ЧТО...
- картинка может ИЗОБРАЖАТЬ, СИМВОЛИЗИРОВАТЬ что-то
(
отсутствующий объект, или находящийся на расстоянии,
планирующуюся деятельность)
- с помощью картинки можно
требовать, ответить на вопрос, рассказать
о себе
и своих желаниях, а также выражать эмоции

   КАКИЕ ПОСОБИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Календарь активности
- расписание, которое помогает структурировать
деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.
Коммуникативная доска
специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются
графические символы
Тематические книги
Альбомы с картинками и фотографиями
Набор коммуникативных карт
в ящике или на брелке
ДА-НЕТ - системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие
СОГЛАСИЕ И НЕСОГЛАСИЕ)
 

ЭТО ВАЖНО! Использование таких систем - трудная и долгая задача. Она
требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребенком,
постоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается
легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы за пределы
занятия и использовать в интерактивном режиме, что, собственно, и является
основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

 Мы должны постоянно помнить о как можно широком выборе, и внимательно
наблюдать за реакциями ребенка, перебирая перед ним картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Конспект непосредственной образовательной деятельности ("Художественное слово" "Коммуникация") ТЕМА "ЕЖАТА"

Конспектнепосредственной образовательной деятельностиинтегрированной направленности(образовательная область "Художественное творчество", "Коммуникация")с использованием интерактивных технол...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Памятка для воспитанников и не только "Словарь вежливых слов"

Данный материал поможет расширить и уточнить знания детей о правилах поведения, хороших манерах, воспитать доброту, вежливость, закреплять правила поведения в обществе....