рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа по коррекционной педагогике
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- с учетом Образовательной программы дошкольного образования «Детский сад №4 «Айылгы» городского округа «город Якутск».
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития МБДОУ «Д/с №4 «Айылгы» ГО «город Якутск».
Данная программа создает условия взаимодействия педагога и воспитанника, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением воспитанника в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания ребенком возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов ДОО и других образовательных учреждений для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год. Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_defektologa_2023-24.docx | 98.22 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учителя – дефектолога разработана для воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР).
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- с учетом Образовательной программы дошкольного образования «Детский сад №4 «Айылгы» городского округа «город Якутск».
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития МБДОУ «Д/с №4 «Айылгы» ГО «город Якутск».
Данная программа создает условия взаимодействия педагога и воспитанника, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением воспитанника в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания ребенком возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов ДОО и других образовательных учреждений для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год. Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления детей.
Содержание и организационные условия реализации программы
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития детей с ЗПР в 2 младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе компенсирующего вида.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: создание образовательно-коррекционного пространства, направленного на максимально возможную коррекцию психических процессов, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с задержкой психического развития, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Задачи коррекционной работы:
1. Обеспечить ребенку с ЗПР равные возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
2. Стимулировать развитие всех психических процессов, обеспечить преодоление недостатков познавательной деятельности с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
3. Формировать определенный запас представлений об окружающем мире, умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования по формированию элементарных математических представлений, сенсорному развитию, развитию речи; формировать предпосылки учебной деятельности.
4. Проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и обучении.
5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.
6. Систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы дефектолога в соответствии с программным содержанием; обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1. Исходя из требований ФГОС ДО при создании программы учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с задержкой психического развития, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности);
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
- возможности освоения ребенком с задержкой психического развития Программы на разных этапах ее реализации;
- специальные условия для получения образования детьми с задержкой психического развития, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
2. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа направлена на:
- преодоление нарушений развития различных категорий детей с задержкой психического развития, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- разностороннее развитие детей с задержкой психического развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
1.1.3. Особенности реализации общепедагогических принципов в условиях специального образования:
▪ Поэтапное предъявление заданий. Особенностью детей с ЗПР является то, что трудные инструкции им не доступны. Необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять их ребёнку поэтапно, формулируя задачу предельно чётко и конкретно.
▪ Смена видов деятельности. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР приводит к быстрой потере интереса к предлагаемой деятельности, что обуславливает необходимость
чередования видов детской деятельности в процессе совместного творчества.
▪ Увеличение доли наглядности, раздаточного материала в процессе работы. Изучаемый материал необходимо подкреплять наглядностью, так в дошкольном возрасте у детей с ЗПР
преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.
▪ Контроль каждого этапа работы. У детей с ЗПР нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, следовательно, педагогу необходимо контролировать работу детей на всем протяжении совместного творчества, последовательно руководить детской деятельностью.
▪ Совместное действие с ребёнком в начале обучения. На первых этапах обучения ребёнку часто тяжело бывает выполнять задания педагога опираясь только на объяснение и показ, следовательно, для успешного выполнения заданий педагогу необходимо проделывать предлагаемую работу совместно с ребёнком.
▪ Доступность изложения материала ребёнку. Необходимо учитывать развивающий характер обучения – обучение должно строиться исходя из особенностей структурных нарушений, то есть на основе зоны ближайшего развития ребёнка. Следует учитывать потенциальные возможности каждого ребёнка, которые реализуются в совместной деятельности педагога и детей.
▪ Система и последовательность предлагаемого материала. При работе с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать их скудный запас знаний и представлений по всем разделам программы, следовательно, начинать формировать знания
детей необходимо от простого к сложному, от ближайшего окружения ребёнка.
▪ Использование многократного возврата к теме. Повторяемость материала необходимый компонент успешного развития детей с ЗПР. Повторение одного и того понятия должно происходить в разных видах детской деятельности (художественное творчество, чтение художественной литературы, проведение подвижных и дидактических игр, проведение бесед).
▪ Необходимость установления взаимного эмоционального контакта с ребёнком. При общении с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии педагог должен быть эмоционален – это позволяет удержать внимание детей на предлагаемой деятельности и добиться от них эмоциональной отзывчивости.
▪ Чёткость, краткость инструкции. Педагогу, работающему с детьми с задержкой психического развития, необходимо уметь грамотно задавать вопросы – это является одним
из важных условий стимулирования и поддержания активности детей. Вопрос должен быть
чётким, коротким, составлен таким образом, чтобы в структуре вопроса содержался ответ.
▪ Использование приёмов, активизирующих интеллектуальную деятельность ребёнка. Непременное условие развивающего обучения - научить мыслить причинно, то есть формирование у детей причинно-следственных связей. Для облегчения запоминания предлагаемого материала, для стимуляции развития образного мышления, необходимо пользоваться различными символами, пиктограммами, мнемотаблицами или подключать двигательные функции, синхронизировать речь с движениями. Педагогу при организации совместной деятельности с детьми необходимо добиваться обратной связи, взаимоконтакта.
1.1.4. Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка.
2. Организация педагогического процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, программ, реализуемых в детском саду и социального заказа.
3. Формирование в образовательном процессе всестороннее развитие личности ребенка.
4. Обеспечение самореализации детей в разных видах деятельности (познавательной, речевой, музыкальной, изобразительной и.т.д.)
В группе компенсирующей направленности образовательная деятельность осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ЗПР.
1.1.5. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
Проведение комплексного психолого-педагогического обследования воспитанников нацелено на: выявление особенностей развития и социальной адаптации воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР; выявление актуальных и резервных возможностей развития; анализ образовательной ситуации, в которой находится воспитанник.
Диагностическое обследование проводится по инициативе сотрудников образовательного учреждения, с согласия родителей/законных представителей ребенка. Комплексное психолого-педагогическое диагностическое обследование развития ребенка проводится трижды в год: сентябрь, декабрь (январь), май (первичная, динамическая и итоговая диагностика). Четыре недели в году (две в начале сентября и две в конце мая) отводятся на изучение развития детей до и после обучения по всем разделам программы.
Экспресс диагностика проводится в конце декабря и начале январе в рамках индивидуальной работы с детьми.
По результатам диагностики специалист составляет определенную форму, в которой представляет информацию о развитии ребенка. Данный междисциплинарный подход подразумевает под собой равноправное взаимодействие специалистов разных направлений в процессе разработки коллегиального заключения.
При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик широко известных авторов Е.А. Стребелевой, Л.А. Венгера, А.Р. Лурия, С.Д. Забрамной, У.В. Ульенковой, Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко, Л. С. Цветковой, О.Б.Иншаковой, Т.Н. Волковская, Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой и др.
1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.
У большинства детей, посещающих компенсирующую группу, нет грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Основные недостатки общей моторики: низкое качество выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа и неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы, плохая координация движений частей тела и др. Потребность в двигательной активности проявляют все дети группы. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений. Несмотря на незначительные нарушения мелкой моторики, дети владеют элементарными навыками изображения предметов, изображения, выполненные ими без помощи взрослого, чрезвычайно примитивны как по форме, так и по содержанию. Целостный образ предмета в рисунке или другом продукте деятельности у детей с ЗПР создается очень медленно.
Относительно самостоятельны в элементарном самообслуживании и в быту, владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками.
Коррекционная работа направлена на исправление определенных особенностей психического или познавательного, не соответствующих возрастным нормам, и которая осуществляется с помощью использования специальных приёмов обучения и специальной организацией процесса обучения.
Содержанием коррекционной работы является фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Программа учителя-дефектолога разработана на воспитанников с ОВЗ:
Таблица 1
№ п/п | Ф.И.О. воспитанника /Дата рождения | Заключение | Возрастная группа/направленн ость группы | Заключение ТПМПК/ ППк | Содержание работы учителя-дефектолога |
Характеристика особенностей детей с задержкой психического развития.
Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.
Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма.
Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.
Восприятие. Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия, что негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.
У детей с ЗПР наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности.
Мышление. Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий.
У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации, несформированность антиципирующего анализа выражается в неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе программы событий.
Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации.
Внимание. Отмечаются недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и его распределения, сужение объема. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что негативно сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.
Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.
Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.
Игровая деятельность. Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.
Речь. Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:
• отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;
• низкая речевая активность;
• бедность, не дифференцированность словаря;
• выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;
• слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
• задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;
• недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
• недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
• недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.
Таким образом, вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования.
1.3. Планируемые результаты
Основным результатом работы учителя-дефектолога на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка - дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.
1.4. Целевые ориентиры:
1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
3. Социализация, успешность (участие в досугах, развлечениях, праздниках, конкурсах и т.п.)
4. Развитие у воспитанника навыков образовательной деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
Программа предусматривает овладение самостоятельной образовательной деятельностью, развитие творческих способностей, самоопределение воспитанника.
Таблица 2
№ п/п | Виды работ | Формы работы |
1 | Диагностическая: | - обеспечение проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи; сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересов, склонностей, мотивов, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; - отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ. |
2 | Коррекционно-развивающая: | - обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания воспитательно-образовательной деятельности и коррекцию недостатков в познавательном развитии детей с задержкой психического здоровья; - способствование формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий, необходимых для перехода на следующую ступень образования; |
3 | Консультативная: | - обеспечение непрерывного специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; |
4 | Иформационно-просветительская: | - направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями воспитательно-образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками этого процесса — воспитанниками, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками. |
2.2. Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогами ДОУ в ходе коррекционно-развивающего процесса
Успешное сопровождение детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов детского сада на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-развивающее пространство
Таблица 3
Специалисты МБДОУ | Направления работы |
Учитель - логопед | - формирует правильное речевое дыхание, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Коррекция звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Устранение недостатков слоговой структуры слова. |
Педагог-психолог | - способствует сохранению психологического здоровья воспитанников, вносит предложения по оптимизации работы с подопечным, помогает в составлении индивидуальных программ, осуществляет диагностическую, коррекционно-развивающую консультационную работу с детьми, родителями и сотрудниками. |
Инструктор по физической культуре | - работает над развитием мелкой моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений. Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка. |
Музыкальный руководитель | - развивает у детей музыкальный и речевой слух, обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т.д. |
Воспитатель | - проводит коррекционно-развивающую деятельность с детьми по заданиям индивидуально, с подгруппой детей или же со всеми детьми группы. Закрепляет произношение поставленных учителем логопедом звуков речи. Развивает связную речь детей, по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обогащение представлений об окружающем мире, развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей |
Медсестра | - участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий |
2.3. Методы и приемы совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми задержкой психического развития (ЗПР)
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Игровые методы, применение игровых ситуаций - обучение через игру - эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
2. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми - игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни (уходят, уединяются, когда устают). Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;
3. Методы расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа - позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица - артикуляционные упражнения - «улыбка, часики, гримасы и в области кистей рук - пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
4. Дидактические игры - игры на развитие познавательной деятельности - сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность - это настольные игры, пазлы, конструирование. В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.
Для активизации деятельности воспитанников с учителем-дефектологом используются следующие приёмы обучения:
- Рекомендуется более медленный темп обучения. Возможно уменьшение объёма заданий;
- не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности;
- темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов;
- необходимо постоянно поддерживать уверенность детей в своих силах, обеспечить им субъективное переживание успеха. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;
- не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания;
- не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- в момент выполнения задания недопустимо отвлекать детей на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен;
- стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на коррекционно-развивающих занятиях (картин, схем, таблиц), но не слишком увлекаться, т.к. объём восприятия снижен;
- активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.;
- в работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память;
- необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично;
- педагог не должен забывать об особенностях развития детей с ЗПР, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения на занятие динамических пауз (через 10 минут);
- для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, меняя интонацию и используя приёмы привлечения внимания;
- можно использовать на занятиях игровую ситуацию, прибегать к дополнительной мотивации (похвала, соревнования и др.);
- создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности;
- должна быть выбрана оптимальная степень сложности материала (он не должен быть слишком лёгким и слишком сложным). Ребёнок должен справиться с ним при наличии усилий и некоторой помощи взрослого. Только в этом случае будет достигаться развивающий эффект;
- нужны чёткие и ясные указания относительно последовательности выполнения действий:
прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания или упражнения, заполнить таблицу, рассмотреть иллюстрацию и пр. Инструкция должна быть короткой;
- нужно предусмотреть различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, разъясняющую, обучающую;
- материал должен быть ограничен по объёму. Необходимо многократное закрепление пройденного материала на предметно-практическом уровне. Должны применяться разнообразные формы закрепления;
- необходима чёткая структурированность информации, выделение главных мыслей;
- целесообразно использование наглядных изображений. Использование конкретных примеров способствует конкретизации теоретического материала. Особенно выразительными являются примеры, апеллирующие к личному опыту обучающегося, его наблюдениям. Необходима организация внимания детей. Важна смена видов деятельности, организация динамических пауз. Увлеченность и положительный настрой способствуют сохранению работоспособности, отодвигают утомление.
2.4. Виды деятельности учителя-дефектолога
Виды работы учителя-дефектолога с детьми
1. Диагностика.
2. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и совместной деятельности взрослого и ребёнка:
- оказание детям с задержкой психического развития по формированию специальных
способов деятельности во время занятий с воспитателем;
- работа по совершенствованию навыков социально-бытовой ориентировки:
а) культурно-гигиенические навыки;
б) навыки самообслуживания;
в) коммуникативные навыки.
- оказание коррекционной помощи по овладению игровыми навыками.
2.5. Описание коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с
направлениями развития ребёнка
Работа учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития включает в себя свои особенности.
Направления организации образовательного процесса учителя-дефектолога с детьми с ЗПР:
- ознакомление с окружающим миром (развитие сферы знаний и представлений о ближнем и дальнем окружении),
- развитие элементарных математических представлений,
- развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление),
- развитие речи (связной речи, лексико-грамматических норм и пр),
- развитие общей и мелкой моторики.
Организация образовательного процесса учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН, учебно-тематическим планом работы по разделам на учебный год, с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников с задержкой психического развития.
Деятельность учителя-дефектолога планируется в системе и находит отражение в следующих документах:
- перспективном комплексно-тематическом плане коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с группой воспитанников;
- календарно-тематическом планировании индивидуальной коррекционно-образовательной
деятельности учителя-дефектолога с каждым воспитанником группы;
- плане работы по взаимодействию с семьями.
Каждый ребёнок посещает обязательно 2-3 индивидуальных занятия в неделю. Учитель-дефектолог обязан провести ежедневно занятия с 5-6-тью воспитанниками. С учётом динамики развития и психофизического состояния ребёнка учитель-дефектолог может вносить коррективы в созданный план работы.
По результатам обследования детей учитель-дефектолог планирует коррекционно- педагогическую работу с детьми с ЗПР, даёт рекомендации по осуществлению коррекционной работы всем участникам психолого-педагогического сопровождения (воспитателям, специалистам, родителям).
На основании полученных в результате обследования данных учитель-дефектолог
объединяет детей в малые подгруппы для коррекционных занятий с учётом их возраста, диагноза, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
В первую подгруппу входят дети, которые обладают относительной самостоятельностью при выполнении работы. Во вторую подгруппу входят дети, которым необходима специальная корригирующая помощь и поддержка в процессе различных видов деятельности.
Занятия проводятся как в первую половину дня, так и во вторую половину дня.
Планирование коррекционных занятий учителя-дефектолога проводится по перспективным планам, составленным для каждой возрастной группы. Перспективные планы разработаны для детей с ЗПР согласно программе «Коррекционно-развивающее обучение» детей с задержкой психического развития» под общей ред. Морозова И.А., Пушкарева М.А и по Программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под редакцией С. Г. Шевченко.
Программа охватывает следующие направления:
1) формирование элементарных математических представлений;
2) ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
3) развитие высших психических функций (мышления, памяти, речи и восприятия);
4) сенсорное развитие;
5) развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков.
Учителем-дефектологом постоянно разрабатывается, изменяется и пополняется раздаточный материал, пособия для реализации поставленных коррекционных задач. В конспектах обозначены только программные задачи и содержание занятия, оборудование к занятиям т.к. логическая последовательность заданий и их количество зависит от подгруппы детей, от времени проведения занятия.
В Рабочей программе определены основные изучаемые темы: «Времена года», «Деревья», «Овощи. Фрукты. Ягоды», «Я – моё тело», «Я – мой город», «Я – моя семья», «Я – мой детский сад», «Птицы», «Животные», «Зимние забавы», «Транспорт», «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Скоро в школу», «Насекомые», «Цветы», «Одежда, обувь», «Инструменты», «Бытовая техника», «Профессии».
На каждом занятии допускается использование элементов творчества со стороны педагога, опираясь на уровень знаний, умений, зрительных возможностей детей, внося приёмы индивидуально-дифференцированного подхода. Предложенное содержание – лишь база, опираясь на которую можно видоизменять содержание до бесконечности, не изменяя последовательность коррекционно-педагогических задач.
Для мотивации детей на каждом занятии используются игровые приёмы, сюрпризные моменты, появление героя и др., все зависит от интересов детей на день занятия: день рождение ребенка, увлечение детей любимыми героями из современных мультфильмов и др.
Во время проведения занятий учитываются специальные условия:
- чередуются задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов и их изображений, чтобы избежать излишней зафиксированности внимания детей на выделении
одного из свойств в ущерб другим;
- система игр построена на основе усложнения материала и его модификации. Игры повторяются несколько раз в зависимости от предложенных новых вариантов игр и в зависимости от степени усвоения знаний детьми. При первых признаках утомления ребёнка
происходит переключение на другой вид деятельности. На протяжении всего занятия действия ребёнка поощряются;
- игровые задания посильные, понятные и в то же время, содержащие элементы трудности для того, чтобы ребёнок мог приложить усилия, проявить терпение для достижения цели;
- для повышения активности детей в процессе занятий, после каждого задания дети переводятся из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот. Длительность коррекционного занятия учителя-дефектолога составляет 25 мин. – в старшей группе, 30 минут – в подготовительной группе.
По результатам коррекционных занятий учитель-дефектолог даёт рекомендации воспитателям, другим педагогам, родителям о закреплении коррекционных задач, которые они реализуют в ходе различных видов деятельности.
Индивидуальная работа
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся учителем-дефектологом ежедневно и охватывают детей, которые хуже запоминают изучаемый на занятиях материал, имеют сложный диагноз и сопутствующие нарушения в познавательном развитии.
Длительность каждого индивидуального занятия от 10 до 30 минут (в зависимости от возраста, отклонений в развитии ребёнка). С учётом специфических условий организации оздоровительной, коррекционной и образовательной деятельности – коррекционные занятия разных видов учитель-дефектолог осуществляет в специально созданных условиях своего кабинета, за исключением тех случаев, когда необходимо проведение занятия непосредственно в группе или на улице.
2.6. Перспективное тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР проводится в индивидуальной и подгрупповой форме в соответствии с перспективным тематическим планом, который составляется в начале каждого учебного года по результатам диагностики и корректируется в течение учебного года с учётом динамики и особенностей протекания коррекционного процесса.
Работая с планированием и учитывая индивидуальный и дифференцированный подход, учитель-дефектолог имеет право:
- изменять порядок изучения тем;
- изменять количество занятий на выбранную тему;
- объединять близкие темы;
- исключать сложные темы, учитывая диагноз ребёнка, его эмоциональное состояние;
- характерологические особенности, пожелание родителей.
2.7. Рабочая программа коррекционной и развивающей работы детьми с ЗПР предполагает разделы
Таблица 4
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы |
Коррекционная направленность работы по сенсорному развитию | Развитие сенсорных способностей в предметно-практической деятельности • развивать любознательность, познавательные способности, стимулировать познавательную активность посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды; • развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, стереогнозиса, обеспечивать полисенсорную основу обучения; • развивать сенсорно-перцептивные способности детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, учить их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус; • учить приемам обследования - практического соотнесения с образцом эталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону); • развивать анализирующее восприятие, постепенно подводить к пониманию словесного обозначения признаков и свойств, умению выделять заданный признак; • формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции «Дай такой же» к уровню «Покажи синий, красный, треугольник, квадрат и т. д.» и далее– к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов; • формировать у детей комплексный алгоритм обследования объектов на основе зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия для выделения максимального количества свойств и признаков; • развивать способность узнавать и называть объемные геометрические тела и соотносить их с плоскостными образцами и с реальными предметами; • учить детей собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей и конфигурацию разреза; • развивать стереогноз - определять на ощупь фактуру материалов, величину предметов, узнавать и называть их; • развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряда по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных; • развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации; • знакомить детей с пространственными свойствами объектов (геометрических фигур и тел, их формой как постоянным признаком, размером и расположением как признаками относительными); развивать способность к их идентификации, группировке по двум и нескольким образцам, классификации; • развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации, сериации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков |
Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности | Развитие конструктивного праксиса, наглядно-образного мышления, способности к моделированию • формировать интерес к конструктивным материалам и их игровому использованию: демонстрация продуктов конструирования (строительство загонов и домиков для зверей, мебели для куклы и пр.) с целью; • развивать интерес к конструированию и побуждать к «опредмечиванию», ассоциированию нагромождений с реальными объектами, поощряя стремление детей называть «узнанную» постройку; • формировать у детей желание подражать действиям взрослого; побуждать к совместной конструктивной деятельности при обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий; • учить детей видеть целостную конструкцию и анализировать ее основные и вспомогательные части, устанавливая их функциональное назначение, определяя соответствие форм, размеров, местоположения в зависимости от задач и плана конструкции; • формировать умение воссоздавать целостный образ путем конструирования из частей (используют прием накладывания на контур, заполнения имеющихся пустот и пр.); уделять внимание развитию речи, предваряющей процесс воссоздания целого из частей; • развивать умение действовать двумя руками под контролем зрения в ходе создания построек; • развивать операционально-технические умения детей, используя разнообразный строительный материал; • совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом, требующим разных способов сочленения и расстановки элементов (крепление по типу пазлов, деталей с втулками, установка детали на деталь, сборно-разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т. п.); • учить замечать и исправлять ошибки; для привлечения внимания детей использовать как указательные и соотносящие жесты, так и словесные указания; • побуждать к совместному с взрослым, а затем - к самостоятельному обыгрыванию построек; • для старших дошкольников организовывать конструктивные игры с различными материалами: сборно-разборными игрушками, разрезными картинками-пазлами и др. |
Коррекционная направленность работы по формированию элементарных математических представлений | Создавать условия и предпосылки для развития элементарных математических представлений в дочисловой период: • формировать умения сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака (формы, размера, расположения), составлять ряды-серии (по размеру, расположению); • совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей; • создавать условия для практических действий с дочисловыми множествами, учить практическим способам сравнения множеств путем наложения и приложения; • уделять особое внимание осознанности действий детей, ориентировке на содержание множеств при их сравнении путем установления взаимно однозначного соответствия (приложения один к одному). Развивать понимание количественных отношений, количественной характеристики чисел: • учить пересчитывать предметы по заданию «Посчитай», пользуясь перекладыванием каждого элемента, прикосновением пальцем к каждому элементу, указательным жестом, и просто на основании прослеживания глазами; • учить выделять определенное количество предметов из множества по подражанию и образцу, после пересчета и без него, соотносить с количеством пальцев, палочек и другого символического материала, показывать решение на пальцах, счетных палочках и пр.; • продолжать учить детей образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы; • совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; • знакомить детей с количеством в пределах пяти-десяти (возможный предел освоения детьми чисел определяется, исходя из уровня их математического развития на каждом этапе образовательной деятельности); • прорабатывать до полного осознания и понимания состав числа из единиц на различном раздаточном материале; • развивать цифровой гнозис: учить детей узнавать знакомые цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов; • учить возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, теста, пластилина; • формировать у детей умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом. Знакомство детей с элементарными арифметическими задачами с опорой на наглядность и практические действия: • приучать выслушивать данные задачи, выделять вопрос; • применять способ передачи ее содержания в форме диалога (один говорит первую часть условия, второй — другую, третий задает вопрос); • знакомить детей с различными символическими обозначениями действий задачи, использованием стрелок, указателей, объединительных и разъединительных линий и пр.; • учить детей придумывать задачи по предложенной наглядной ситуации, а затем по представлению, решать их в пределах усвоенного состава числа; • развивать зрительное внимание, учить замечать: изменения в цвете, форме, количестве предметов; • вызывать интерес к решению задач с опорой на задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал и символические изображения (палочки, геометрические фигуры), в пределах пяти-десяти и включать сформированные представления в предметно-практическую и игровую деятельности. Формирование пространственных представлений: • закреплять представления о частях тела на начальных этапах работы; • развивать у детей способность ориентироваться в телесном пространстве, осваивая координаты: вверху-внизу, впереди-сзади, правая-левая рука, в дальнейшем соотносить с правой и левой рукой правую и левую стороны тела; • развивать ориентировку в пространстве «от себя» (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева); • учить воспринимать и воспроизводить пространственные отношения, между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции; • обращать внимание на понимание и употребление предлогов с пространственным значением; • обращать особое внимание на относительность пространственных отношений при передвижениях в различных направлениях, поворотах, действиях с предметами; • создавать условия для осознания детьми пространственных отношений путем обогащения их собственного двигательного опыта, учить перемещаться в пространстве в заданном направлении по указательному жесту, с помощью стрелки-вектора, по схеме-маршруту; выполнять определенные действия с предметами и отвечать на вопросы: «Куда? Откуда? Где?»; • закреплять умение использовать словесные обозначения местонахождения и направления движения, пользуясь при этом движением руки и указательным жестом; • развивать ориентировку в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках; • формировать ориентировку на листе, закреплять при выполнении зрительных и слуховых диктантов; • формировать ориентировку в теле человека, стоящего напротив; • побуждать детей перемещать различные предметы вперед, назад, вверх, вниз по горизонтали, по вертикали, по кругу (по словесной инструкции взрослого и самостоятельно); • соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные пространственные признаки, структурные элементы геометрических фигур: вершины, углы, стороны; • формировать ориентировку на листе и на плоскости; • формировать представления детей о внутренней и внешней частях геометрической фигуры, ее границах, закреплять эти представления в практических видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании); • знакомить детей с понятиями «точка», «кривая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия», «незамкнутая линия», закрепляя в практической деятельности представления детей о взаимоотношении точек и линий, моделируя линии из различных материалов (шнуров, ниток, мягкой цветной проволоки, лент, геометрических фигур). Формирование временных представлений: • уделять внимание как запоминанию названий дней недели, месяцев и т. д., так и пониманию последовательности и цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток; • использовать наглядные модели при формировании временных представлений; • учить понимать и устанавливать возрастные различия между людьми; формировать представление о возрастных периодах, о том, что взрослые люди тоже были маленькими и т. д.; • формировать понимание временной последовательности событий, временных причинно-следственных зависимостей (Что сначала - что потом? Что чем было - что чем стало?); • развивать чувство времени с использованием песочных часов. |
Коррекционная направленность работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора | Создание предпосылок для развития элементарных естественнонаучных представлений • формировать у детей комплексный алгоритм обследования объектов (зрительно-тактильно-слуховой ориентировки) для выделения максимального количества свойств объекта; • организовывать наблюдения за различными состояниями природы и ее изменениями с привлечением внимания детей к различению природных звуков (гром, шум ветра, шуршание насекомых и пр.), к изменению световой освещенности дня (во время грозы), к различению голосов животных и птиц и пр.; • формировать связи между образом объекта и обозначающим его словом, правильное его понимание и использование (трещит, поскрипывает и пр.), особенно у детей с недостатками зрительного восприятия и слухового внимания; лексико-грамматическим недоразвитием; • обучать детей на основе собственных знаний и представлений умению составлять рассказы и описывать свои впечатления, используя вербальные и невербальные средства (с опорой на схемы); • использовать оптические, световые, звуковые и прочие технические средства и приспособления, усиливающие и повышающие эффективность восприятия; • организовывать опытно-экспериментальную деятельность для понимания некоторых явлений и свойств предметов и материалов, для развития логического мышления (тает - не тает, тонет - не тонет). |
Коррекционная направленность в работе по развитию высших психических функций | Развитие мыслительных операций: • стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления, создавать специальные наглядные проблемные ситуации, требующие применения вспомогательных предметов и орудий; • поддерживать мотивацию к достижению цели при решении наглядных задач; учить способам проб, примеривания, зрительного соотнесения; • развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств (достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление и пр.); • знакомить детей с разнообразием орудий и вспомогательных средств, учить действиям с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой, веником, грабельками, наборами для песка и пр.; • формировать у детей операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков; • учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов в определенной последовательности, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно; • учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон); • развивать антиципирующие способности в процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов; • развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом — по элементам и т. д.); • учить детей сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента); • развивать зрительный гнозис, предлагая детям узнавать зашумленные, наложенные, перечеркнутые, конфликтные изображения; • развивать вероятностное прогнозирование, умение понимать закономерности расположения элементов в линейном ряду (в играх «Продолжи ряд», «Закончи ряд»); • развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, картинок-нелепиц, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале; •формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно-дедуктивного характера: сначала при наблюдении за природными явлениями, при проведении опытов, затем на основе имеющихся знаний и представлений; • обращать внимание детей на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаки на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема; • формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию; • подводить к пониманию текстов со скрытой моралью; Развитие мнестической деятельности: • осуществлять избирательный подбор дидактического материала, игровых упражнений, мнемотехнических приемов для развития зрительной и слухо-речевой памяти; • совершенствовать следующие характеристики: объем памяти, динамику и прочность запоминания, семантическую устойчивость, тормозимость следов памяти, стабильность регуляции и контроля. Развитие внимания • развивать слуховое и зрительное сосредоточение на ранних этапах работы; • развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания в разных видах деятельности и посредством специально подобранных упражнений; • развивать способность к переключению и к распределению внимания; • развивать произвольную регуляцию и самоконтроль при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях |
2.8. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников
Важнейшим условием развития дошкольников с задержкой психического развития является обеспечение конструктивного взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников. Правильная организация работы учителя-дефектолога с семьями воспитанников позволяет обеспечить психолого-педагогическую поддержку семей, повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах образования и развития детей с ЗПР и подготовки их к обучению в школе.
В ходе взаимодействия с семьями воспитанников учитель-дефектолог использует разные направления и формы сотрудничества:
Основные направления работы с родителями:
• Установление контакта с родителями прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
• Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи.
• Оказание родителям эмоциональной поддержки:
— Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
— Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
— Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога-психолога, учителя—дефектолога.
Задачи работы с семьей:
1. Совместная деятельность
2. Обучение
3. Консультирование
4. Просвещение
5. Информирование
Этапы работы с семьей.
1-й этап. Динамика позиционирования семьи и ДОУ (выявление уровня готовности родителей к построению партнерских отношений учреждением):
— участие в образовательном процессе;
— стремление посещать обязательные мероприятия для родителей;
— заинтересованность в делах детей, группы, ДОУ;
— понимание своей роли в событийном пространстве ДОУ (группы);
— выявление степени готовности семьи к партнерству с образовательным учреждением.
2-й этап. Развитие социального партнерства:
— знакомство. На этом этапе проводится мониторинг родительских запросов и ресурсов. Выявляются общие ценности, определяются взаимная полезность участников.
— совместная деятельность. На общем собрании происходит обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса, проектирование образовательно процесса.
— партнерство (реализация образовательного процесса). Помощь в организации и участие в праздниках, досугах, спортивных соревнованиях, проектной деятельности.
Организация работы с родителями будирует социальную активность, стремление понимать и разрешать проблемы дошкольного сообщества. Значительно меняются межличностные отношения в семьях. Родители воспитанников участвуют в формировании принципиально новой модели сотрудничества с ДОУ, в реализации образовательных интересов детей.
Формы работы с родителями:
— консультации;
— индивидуальные беседы;
— памятки, буклеты;
— информационные листовки для уголка;
— родительские собрания;
— семинары.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия для реализации Программы
- Организация образовательной среды для дошкольников
• это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды;
• повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
• проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
• координация взаимодействия субъектов образования.
- Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
• подбор методических средств для разработки индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
• подбор и разработка методических средств для анализа результатов дефектологического сопровождения.
- Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:
• выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
• вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• сопровождение детей в реализации маршрутов;
• подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
• педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
• организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.
Планирование основных видов деятельности по Программе:
1.Информационное обеспечение.
2. Организационная деятельность.
3. Учебно-методическая работа.
4. Диагностико – аналитическая деятельность.
Таблица 5
№ п/п | Виды деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Информационное обеспечение | ||
1.1. | Пополнение нормативно-правовой и методической базы по инклюзивному обучению, организации качественного и доступного образования в ДОУ воспитанников с ОВЗ. | В течение года | Учитель-дефектолог |
1.2 | Формирование банка данных современных образовательных технологий (дефектологического сопровождения): игровые, здоровье сберегающие, личностно-ориентированные (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения), информационно-коммуникативные и другие. | В течение года | Учитель-дефектолог |
1.3 | Оформление наглядного демонстрационного и печатного материала: -изготовление методического и практического материала для ООД с ребёнком с особыми образовательными потребностями, для родителей по развитию и воспитанию ребёнка с ОВЗ; - оформление методических и практических рекомендаций для специалистов инклюзивного обучения по организации образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ; - оказание помощи специалистам при подготовке творческих работ для участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, праздниках и др., проводимых в ДОУ; - участие ребёнка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ | В течение года | Учитель-дефектолог |
2. | Организационная деятельность | ||
2.1 | Оказание помощи ребёнку с ЗПР по успешному включению в процесс ООД группы | Ежедневно | Учитель-дефектолог |
2.2 | Участие ребёнка с ЗПР в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ с учетом возможностей и интересов ребёнка | В соответствии с планом работы ДОУ | Учитель-дефектолог |
3. | Учебно-методическое направление | ||
3.1 | Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребёнка с ЗПР | Сентябрь | Учитель-дефектолог |
3.3 | Консультирование родителей, специалистов инклюзивного обучения | В течение года | Учитель-дефектолог |
3.4 | Участие в педагогических советах ДОУ, на совещаниях специалистов инклюзивного обучения, на заседаниях ППк | По плану работы ДОУ, графику работы ППк | Учитель-дефектолог |
4. | Диагностико-аналитическая деятельность | ||
4.1 | Обновление банка данных на ребёнка с ОВЗ. | В течение года | Учитель-дефектолог, педагог- психолог |
4.2 | Анализ медицинской карты, беседы с родителями о здоровье ребёнка, его питании, соблюдении им режимных моментов дома. | Февраль Апрель | Учитель-дефектолог, воспитатель, мед.работник |
4.3 | Анкетирование родителей Анализ работы учителя-дефектолога по итогам учебного года, задачи на новый учебный год. | Май | Учитель-дефектолог, Старший воспитатель |
3.2. Циклограмма работы учителя-дефектолога
Таблица 6
Дни недели | Время | Содержание |
Понедельник | 1400-1500 | Консультативно – методическая работа |
1500-1800 | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми | |
Вторник | 800-1200 | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми |
Среда | 1400-1500 | Работа с документацией |
1500-1800 | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми | |
Четверг | 800-1200 | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми |
Пятница | 800-1130 | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми |
1130-1200 | Консультативная деятельность (взаимодействие с родителями) | |
В теч. год | Непрерывная следящая диагностика. Обновление базы данных воспитанников |
3.3. Режим дня в группах воспитанников, организованных дефектологическим
сопровождением
Хронометраж основных режимных моментов
в группах компенсирующей направленности
(летний период года: июнь – август)
Таблица 7
Элементы режима | Старшая группа | Подгот. к школе группа |
Прием детей на прогулочной площадке, свободная игра, самостоятельная деятельность | 0730 – 820 | 0730 – 815 |
Утренняя гимнастика на свежем воздухе | 0820 (10 мин) | 0815 (10 мин) |
Подготовка к завтраку. Завтрак | 0830 – 0850 | 0825 – 0850 |
Игра, самостоятельная деятельность | 0850 - 0900 | 0850 - 0900 |
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, ручной труд, музыка, физкультура). | 0900 – 1035 | 0900 – 1050 |
Второй завтрак | 1035 – 1045 | 1050 – 1100 |
Прогулка (совместная деятельность воспитателя с детьми - наблюдения, игры, труд, беседа) | 1045 – 1150 | 1100 – 1200 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 1150 – 1220 | 1200 – 1230 |
Подготовка к обеду. Обед | 1220 – 1250 | 1230 – 1300 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 1250 – 1500 | 1300 – 1500 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, упражнения после дневного сна | 1500 – 1525 | 1500 – 1525 |
Подготовка к полднику. Полдник | 1525 – 1540 | 1525 – 1540 |
Виды физической активности на воздухе | 1540 – 1605 | 1540 – 1610 |
Чтение художественной литературы на прогулке | 1605 – 1630 | 1610 – 1640 |
Самостоятельная деятельность | 1630 – 1740 | 1640 – 1745 |
Подготовка к ужину. Ужин | 1740-1800 | 1745-1800 |
Подготовка к прогулке. Прогулка (игры, труд, развлечения). Уход детей домой | 1800 – 1930 | 1800 – 1930 |
Хронометраж основных режимных моментов
(теплый период года: сентябрь – октябрь, апрель - май)
Старшая группа компенсирующей направленности «Умка»
Таблица 8
Элементы режима | Время |
Приход детей в детский сад, свободные игры, самостоятельная деятельность | 0800 – 0815 |
Утренняя гимнастика | 0815 (10 мин) |
Подготовка к завтраку, завтрак | 0825 – 0850 |
Игра, самостоятельная деятельность | 0850 – 0900 |
ООД 1 | 0900 – 0930 |
Перерыв | 0930 – 0940 |
ООД 2 | 0940 – 1010 |
Перерыв | 1010 – 1020 |
ООД 3 | 1020 – 1050 |
Второй завтрак | 1050 -1100 |
Подготовка к прогулке. Прогулка (игры, наблюдения, труд) | 1100– 1200 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 1200 – 1230 |
Подготовка к обеду. Обед | 1230 – 1300 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 1300 – 1500 |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 1500 – 1525 |
Подготовка к полднику, полдник. | 1525 – 1540 |
ООД, дополнительные образовательные услуги, кружки, индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда | 1540 – 1610 (2 раза в неделю) |
Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, игры | 1610-1715 |
Подготовка к ужину, ужин | 1715-1730 |
Уход детей домой | 1730 – 1800 |
Хронометраж основных режимных моментов
(теплый период года: сентябрь – октябрь, апрель - май)
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
Таблица 9
Элементы режима | Время |
Приход детей в детский сад, свободные игры, самостоятельная деятельность | 0730 – 0815 |
Утренняя гимнастика | 0815 (10 мин) |
Подготовка к завтраку, завтрак | 0825 – 0850 |
Игра, самостоятельная деятельность | 0850 – 0900 |
ООД 1 | 0900 – 0930 |
Перерыв | 0930 – 0940 |
ООД 2 | 0940– 1010 |
Перерыв | 1010– 1020 |
ООД 3 | 1020– 1050 |
Второй завтрак | 1050-1100 |
Подготовка к прогулке. Прогулка (игры, наблюдения, труд) | 1100 – 1200 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 1200 – 1230 |
Подготовка к обеду. Обед | 1230 – 1300 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 1300 – 1500 |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 1500 – 1525 |
Подготовка к полднику, полдник. | 1525 – 1540 |
ООД, дополнительные образовательные услуги, кружки, индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда | 1540 – 1610 (3 раза в неделю) |
Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, игры | 1610-1745 |
Подготовка к ужину, ужин | 1745-1800 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 1800 – 1900 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход детей домой | 1900 – 1930 |
Хронометраж основных режимных моментов
(холодный период года: ноябрь – март)
Таблица 10
Элементы режима | старшая группа | подгот. К школе группа |
Прием, осмотр, игры, беседы. Индивидуальная работа с детьми. Рассматривание книг, настольные игры | 0730-0820 | 0730-0815 |
Утренняя гимнастика | 0820 (10 мин) | 0815 (10 мин) |
Подготовка к завтраку. Завтрак | 0830-0850 | 0825-0850 |
Игра, самостоятельная деятельность | 0850-0900 | 0850-0900 |
ООД 1 | 0900 – 0925 | 0900 – 0930 |
Перерыв | 0925 – 0935 | 0930 – 0940 |
ООД 2 | 0935 – 1000 | 0940– 1010 |
Перерыв | 1000 – 1010 | 1010– 1020 |
ООД 3 | 1010 – 1035 | 1020– 1050 |
Второй завтрак | 1035-1045 | 1050-1100 |
Подготовка к прогулке. Прогулка (подвижные и дидактические игры, индивидуальная работа по развитию движений, наблюдения, самостоятельные игры) | 1045 – 1150 | 1100 – 1200 |
Возвращение с прогулки. Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры | 1150 – 1220 | 1200 – 1230 |
Подготовка к обеду. Обед | 1220 – 1250 | 1230 – 1300 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 1250 – 1500 | 1300 – 1500 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, упражнения после днев. Сна | 1500 – 1525 | 1500 – 1525 |
Подготовка к полднику. Полдник | 1525 – 1540 | 1525 – 1540 |
ООД, дополнительные образовательные услуги, кружки, индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда | 1540 – 1605 (2 раза в неделю) | 1540 – 1610 (3 раза в неделю) |
Чтение художественной литературы | 1605-1630 | 1610-1640 |
Игры, самост. Деятельность детей (игры, двигательная активность, худ-о-продукт. И констр. Деятельность, пед. ситуации) | 1630-1740 | 1640-1745 |
Подготовка к ужину. Ужин | 1740-1800 | 1745-1800 |
Самост. игры, посещение игротеки, наблюдения в уголке природы, труд, СХД | 1800-1900 | 1800-1900 |
Игры. Уход детей домой | 1900-1930 | 1900-1930 |
3.4. Календарно-тематическое планирование деятельности учителя - дефектолога по основным направлениям
Таблица 11
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные участники |
1. | Информационное обеспечение | ||
1.1. | Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | Учитель - дефектолог |
1.2. | Консультации для педагогов | В течение года по запросу | Учитель – дефектолог, воспитатели |
1.3. | Консультации для родителей воспитанников по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей | В течение года | Учитель - дефектолог |
1.4. | Формирование базы данных технологий дефектологического сопровождения | В течение года | Учитель - дефектолог |
1.5. | Оформление наглядного и печатного материала, выставок | В течение года | Учитель - дефектолог |
1.6. | Создание информационной базы данных по организации работы с воспитанниками | В течение года | Учитель - дефектолог |
2. | Организационная деятельность | ||
2.1. | Разработка документов «личное дело воспитанников» | В течение года | Учитель - дефектолог |
2.2. | Оказание помощи воспитаннику в процессе образовательной, коррекционно-развивающей деятельности, по успешному включению в детский коллектив | Ежедневно | Учитель - дефектолог |
2.3. | Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения | Ежедневно | Учитель - дефектолог |
2.4. | Содействие участию каждого воспитанника в дополнительной творческой деятельности с учетом интересов. | В соответствии с планом работы ДОУ | Учитель - дефектолог |
3. | Учебно-методическое направление | ||
3.1. | Составление и корректировка индивидуальных образовательных маршрутов, участие в разработке адаптированных программ. | Сентябрь, май | Учитель – дефектолог, специалисты, воспитатели |
3.2. | Подготовка и организация работы дефектологической группы: «Коррекция поведения», «Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие» | 1 раз в 2 недели | Специалисты |
3.3. | Подготовка и организация индивидуальных образовательных и коррекционно развивающих занятий. | Согласно расписанию | Учитель - дефектолог |
3.4. | Представление воспитанников на ППк | По плану работы ППк ДОУ / при необходимости | Учитель - дефектолог |
3.5. | Участие в педагогических советах, семинарах, работе ППк ДОУ | В течение года работы ППк ДОУ / при необходимости | Учитель - дефектолог |
4. | Диагностико-аналитическая деятельность | ||
4.1. | Обновление базы данных воспитанников | В течение года | Учитель - дефектолог |
4.2. | Анализ личных дел воспитанников | В течение года | Учитель - дефектолог |
4.3. | Анкетирование родителей | По мере необходимости | Учитель - дефектолог |
4.4. | Непрерывная диагностика | В течение года | Учитель - дефектолог |
4.5. | Анализ и отчет учителя - дефектолога о проделанной работе за учебный год | В течение года | Учитель - дефектолог, старший воспитатель |
4.6. | Составление (утверждение) плана работы на следующий | Учебный год июнь (сентябрь) | Учитель - дефектолог, старший воспитатель |
3.5. Учебно-методической обеспечение Программы
1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития МБДОУ «Д/с №4 «Айылгы» ГО «город Якутск».
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад №4 «Айылгы» городского округа «город Якутск».
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. –М., Мозаика-синтез, 2007.
5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. М.- Мозаика-синтез, 2011.
6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. М.- Мозаика-синтез, 2011.
7. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. –М., Мозаика-синтез, 2010.
8. Романович О.А. Дошкольная математика для детей 3-4 лет с ОВЗ: сценарии непосредственно образовательной деятельности 1 года обучения. М.: Издательство Гном, 2021. – 176с.
9. Романович О.А. Дошкольная математика для детей 4-5 лет с ОВЗ: сценарии непосредственно образовательной деятельности 2 года обучения. М.: Издательство Гном, 2021. – 176с.
10. Романович О.А. Дошкольная математика для детей 5-6 лет с ОВЗ: сценарии непосредственно образовательной деятельности 3 года обучения. М.: Издательство Гном, 2021. – 176с.
11. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. - М.: Просвещение, 1990.
12. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. -М., Школьная пресса, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения
Рабочая программа учителя - дефектолога...
Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
Рабочая программа учителя-дефектолога по обучению игре на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...
рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...