Статья "Взаимодействие специалистов ДОУ"
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ирина Николаевна Исакова

Статья о взаимодействии всех специалистов в ДОУ сдетьми с ОВЗ.  В статье рассмытриваются вопросы тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, способствующего успешному формированию личности дошкольника с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_spetsialistov_v_dou.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов ДОУ

Работаю  воспитателем в ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» в  разновозрастной   группе "Радуга", которую посещают  6 детей с нарушением интеллекта в возрасте от четырех до шести лет, из них пять детей имеют статус  инвалида - пятая группа здоровья.  Это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, требующими назначения постоянного лечения.  Организация педагогического процесса в группе с нарушением интеллекта имеет свои особенности и сложности. Педагог должен  обладать способностью правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их диагнозами и возможностями.   Поэтому в своей работе  планирую и организую учебно-воспитательный процесс  так, чтобы привлечь каждого воспитанника к активному участию, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей. Организованная мною образовательная деятельность  с детьми с интеллектуальными нарушениями проводится подгруппами и индивидуально. Выполнение программных задач происходит путем использования комплексно – тематического планирования.

В нашем дошкольном учреждении мы  успешно реализуем  систему коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.  Её содержание строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического, социально - коммуникативного развития. Этому способствует тесная взаимосвязь всех специалистов ДОУ. В нашем детском саду работают следующие специалисты: учитель – дефектолог – логопед,  педагог - психолог, инструктор по адаптивной физической культуре, музыкальный руководитель и воспитатели. Мы стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Главным координатором коррекционно - развивающей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями является учитель дефектолог – логопед. Мое взаимодействие с ним строится на совместной деятельности, которая включает  в себя:

  • открытые занятия учителя дефектолога - логопеда с целью знакомства  с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их;
  • совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала);
  • совместная целевая прогулка по плану учителя – дефектолога;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

 В начале учебного года учитель - дефектолог –   знакомит воспитателей группы с результатами обследования детей, обращает  внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или  иного периода обучения.

Свою коррекционно - развивающую работу строю на основе тетради взаимосвязи с учителем дефектологом - логопедом  в соответствии с его  планами и рекомендациями в зависимости от запланированной лексической темы. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики в соответствии с лексической темой.

Таким образом, только тесный контакт в работе учителя-дефектолога логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых и познавательных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Рациональная организация взаимодействия инструктора по адаптивной физической культуре и воспитателя является одним из немаловажных факторов, влияющих на качество занятий по адаптивной физической культуре. Воспитатель не просто присутствует на занятии, а является активным его участником. Он следит  за безопасным поведением детей в зале, степенью их утомляемости,  оказывает всестороннюю помощь воспитанникам во время выполнения упражнений, подвижных игр.  От активного участия воспитателя, его взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит качество проведения занятия, повышение двигательной активности, формирование двигательной культуры, положительного эмоционального настроя. После занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки  закрепляю с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по  адаптивной физической культуре, я организую индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирую малоподвижных и ослабленных дошкольников. 

Психолог в дошкольном учреждении — человек, знающий и понимающий ребенка с интеллектуальными нарушениями, разбирающегося как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных и индивидуальных особенностях.  Основными видами деятельности  психолога являются: психологическое просвещение и консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция. Все перечисленные виды работы на практике существуют в единстве, во взаимодействии.   Психологическое просвещение в дошкольных учреждениях нацелено на знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями  и условиями благоприятного психологического развития ребенка,  а так же на повышение образовательного уровня указанных участников образовательного процесса. Психопрофилактика – это специальный вид деятельности  психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного возраста. На педагога- психолога и воспитателя работа с детьми с интеллектуальными нарушениями накладывает  решение непростых задач полноценного эмоционального, интеллектуального, волевого развития.  Данные задачи способны решаться в тесном взаимодействии, постоянном контакте и сотрудничестве психолога и воспитателя.

Музыкальная деятельность - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных мероприятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое).

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному  руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя, которая зависит от трех факторов:

- От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

- От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

- От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

 Присутствую на каждом музыкальном занятии и активно участвую в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями:

  • Пою вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении я сажусь на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости движения, высоту звуков, прохлопывать ритм.
  • При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвую во всех видах движений, активизируя тем самым малышей.
  •   Умею играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы  правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Повторяю с детьми слова песен, причем не заучиваю, как стихи, а пою с детьми.
  • Повторяю движения танцев, записав предварительно музыку.

 Педагоги нашего детского сада всегда могут получить помощь музыкального руководителя в подборе музыкального материала для использования в различных режимных моментах, для проведения открытых занятий, при необходимости поделится сценическими костюмами и атрибутами. В свою очередь воспитатели активно принимают участие в утренниках и вечерах развлечениях, выступая в роле сказочных персонажей или ведущих.

        Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможна социализация и адаптация детей с нарушениями интеллекта в общество, успешное формирование готовности  к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".

Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...

Советы специалисту ДОУ для успешной работы с детьми

Помните:Общаясь с детьми, стремитесь:...

Тайм-менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов

Данный  материал  предназначен  для  методистов  дошкольных  учреждений.  В  статье  раскрывается  актуальность  проблемы  адаптации, ...

Взаимодействие специалистов ДОУ

Правильно организованное взаимодействие педагога-психолога со специалистами дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями в развитии позволяет повысить качество и эффективн...

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

"Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми ОВЗ" - консультация для специалистов ДОУ.

Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, возможность представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонс...