Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Молчанова Любовь Павловна

- научить ребенка играть;
- содействовать объединению детей в игре;
- тактично руководить выбором игры;
- научить детей соблюдать правила во время игры;
- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях:
- Создание необходимой игровой среды.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Молчанова Любовь Павловна    , воспитатель Саяногорский реабилитационный центр для детей г Саяногорск.


«
Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста


Я работаю с детьми, которые требуют особого внимания, детки с неврологической патологией, опорно-двигательными и соматическими заболеваниями. Мои воспитанники в  возрасте от 3до 7лет приезжают со всех уголков нашей республики и находятся у нас  в течение14  круглосуточно.

 В группе более 12 воспитанников, каждый и них требует строго индивидуального подхода. С первых дней заезда  стараюсь установить с детьми тесный контакт  и в каждого ребенка вложить  частицу своей души, чтобы восполнить недостаток тепла и внимания, облегчить боль и разлуку  с домом.
 Чтобы пребывание ребёнка в реабилитационном центре принесло ему ощутимую пользу, помогло адаптироваться в новой для него социальной среде необходимо создание всего комплекса условий, обеспечивающих их социальную реабилитацию, бытовую, медицинскую психологическую и педагогическую помощь.    
 Чтобы дети включились в общество и безболезненно прошли адаптацию и социализацию, стараюсь применять различные методы и примы. Самым действенным и приемлемым методом    считаю игровую деятельность.  Я работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста более20 лет, с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в течение дня, как играют, как общаются. Из наблюдений сделала вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В процессе обучения она является вторичным этапом. В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.
Передо мной, как воспитателем стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. В нашу группу прибывают дети с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят которые приезжают из далёких деревень и посёлков пребывание в нашем центре   , а именно в группе в которой находятся дети разного возраста, является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в нашем центре и решила использовать для этой цели сюжетно – ролевые игры. Играя с детьми, наблюдая за играми, я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком.
Я перед собой поставила следующие задачи:
- научить ребенка играть;
- содействовать объединению детей в игре;
- тактично руководить выбором игры;
- научить детей соблюдать правила во время игры;
- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях:
- Создание необходимой игровой среды.
- Непосредственное руководство играми детей.
У нас в группе хорошо оборудована игровая среда; красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда привлекает детей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д.  Важно  , чтобы наши дети научились  выполнять несколько взаимосвязанных действий, словесно  направляя дальнейший ход событий.
В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно однообразно. Я стараюсь помочь им сплотиться в единый коллектив. К середине заезда дети в группе играют небольшими группами, причем проявляют друг к другу внимание, доброжелательность, уступают игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций становится меньше.
Как показывают мои наблюдения, сюжетно-ролевые  игры самые любимые игры у детей, в них дети активно взаимодействуют, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причем каждый раз сначала. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне - редко  и   дети улаживают их самостоятельно.
Они с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры: « Супермаркет», «Больница» «Ветлечебница», «Дорожное движение», «Дом», «Салон красоты «Парикмахерская» Часто с детьми более старшего возраста организую игру «Школа», «Банк»   эти игры им  нравятся .
Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у них желание помочь друг другу.
В группе созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не  только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную роль могут оказать игры-драматизации .Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснять. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Игровая драматизация связана со сказкой, а благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В любой игровой постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль. . Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи танцуют в группе, парами или индивидуально с помощью взрослых мам, педагогов  Дети с  умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях. Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей.  Воспитанники ,у которых проблемы с речью учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов Ребята  с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать руками, ногами или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными.

Для того, чтобы сюжетно ролевая игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью использую дидактические игры.  В них содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы...
Дидактические игры – явление сложное, но в них отчетливо обнаруживаются основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.  Особенно велика роль дидактической игры в обогащении словаря детей и является одним из важнейших средств работы над речью. Поэтому передо мной, т.к. именно я (воспитатель) осуществляю непосредственное руководство игрой, стоит задача не только знакомить детей с новыми словами, но и добиваться употребления их в связной речи.  Дидактическая игра необходима, так как она создает положительный эмоциональный фон. Именно в ней формируются необходимые детям социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его потребностям.
В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка в разных видах деятельности, в которой дети могут играть самостоятельно, в то же время, не мешая играм других детей.  Я вижу, что дидактические игры очень нравятся нашим детям, т.к. они просты в организации, не требуют затрат и дополнительных предметов, ими можно заняться в любую минутку. Каждая дидактическая игра это общение ребенка со взрослым, со сверстником - это школа в которой он учится радоваться и стойко переносить свои неудачи.
Я очень люблю играть вместе с детьми, с полной отдачей. Главное в игре – сохранить непосредственность, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в театральных, дидактических и сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни.  Я постоянно нахожусь в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.
Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того, чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провожу  с дошкольниками анкетирование Анализ ответов помогает  выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети». Приготовила ряд консультаций: «Игра и игрушка в жизни ребенка»,  «О чем  говорят    любимые игрушки вашего ребенка», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника»,  «С кем играет ваш ребенок» и др.  Вся эта работа  способствует развитию у родителей  интереса к играм
Можно сделать вывод,  что через игровую  деятельность  происходит всестороннее развитие ребенка, значительно   облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
 Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Игра-это важный фактор личностного развития ребенка и является важнейшим средством развития коммуникативных способностей....

Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется, очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до люде...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ...

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ   У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...